Снова о воспитании
поговорим?Приведу ниже две статьи, которые мне очень импонируют. В эпоху всеобщей родительской гуманности, доходящей до идиотизма, привычки бросать свою жизнь к ногам младенца и подчинять весь мировой порядок прихотям дошколят, я просто в восторге, что такие методы воспитания еще имеют место быть) Хотелось бы шокировать и выдать спойлер о розовощеких крепышах, которых нужно сечь березовой вицей, но речь пойдет не о настолько изощренных издевательствах.
Меня искренне беспокоит то, как мир резко, буквально в какое-то десятилетие решил, что дети - это те, вокруг которых должна вертеться планета. Я вижу многих и многих женщин, которые потеряли свое я, став "настоящими" по их мнению мамами. То, что мой образ жизни и взгляды не встречают отклика у остальных членов общества, не волнует меня хотя бы потому, что мне не четырнадцать лет))))) Но любопытно, каким вырастет поколение, которое кормили из клюва и носили во рту до первых лобковых волос. Надеюсь, что ребенок, мать которого бьется в истерике по поводу каждой отрыжки а потом в течение месяцев теряет в весе и психует на работе по поводу того, что ребенок пошел в сад. Бедное дитя, оторванное от иссохшей материнской груди. Надеюсь, что дети эти, выпав как из вагона поезда, в человеческую жизнь, где всем на всех похер, найдут в себе силы безболезненно адаптироваться, а самое главное, на что я уповаю, что эта их адаптация пройдет мимо моего ребенка. представляю, как страшно пережить тот факт, что ты не единственный лучик в оконце человечества...
Статья номер один.
НЕИЗБЕЖНОСТЬ ЗЕЛЁНЫХ НОСКОВ: история о силе однозначных ответов
Ко мне часто приходят мамы детей от полутора до двух с половиной лет. И их вопросы и жалобы часто похожи.
- Вы знаете, он стал совершенно невозможным. Ему говоришь: не делай этого. Он тут же идет и именно это, запрещенное, и делает. И еще в глаза смотрит.
- Я говорю: давай помоем ручки. А она мне: не будю. И приходится тащить силой.
- Еще вот месяц назад с ним вполне можно было договориться. А теперь говоришь «нельзя», а он отвечает: «Неть, мозьно!» И так абсолютно на все. Сил моих больше нет.
Период, когда ребенок устанавливает границы. Работает биологическая программа, общая не только для всех детей, но и для всех детенышей высших млекопитающих. Цель программы: 1) понять, как устроен мир, в который ребенок попал, что в нем можно и что нельзя; 2) «подвинуть» границы в свою пользу или убедиться в том, что их подвинуть нельзя.
- Скажите, а как его можно наказывать?
- Вам не кажется, что наказывать биологическую программу немножко… э-э-э… нелогично?
- Но невозможно ведь все время идти у него на поводу?
- Категорически не нужно.
- А что же нам тогда делать? Границы, программы и все такое - звучит красиво. Но что делать в конкретном случае?
***
Мама была молодой и симпатичной. Вид у нее был растерянный.
- Моему сыну Леше два с половиной года. В основном мы живем с ним вдвоем, папа у нас подолгу в командировках. И вы знаете, в принципе, у меня с ним нет никаких проблем. Кроме одной. Но я совершенно не знаю, что с ней делать.
- Опишите эту проблему.
- По утрам, после завтрака мы с ребенком ходим гулять на площадку. Так вот, он отказывается одеваться. Вообще. Несмотря на то что гулять любит. И ребенок же должен бывать на воздухе! Каждое утро я уговариваю его, угрожаю, пытаюсь подкупить какими-то удовольствиями, потом просто начинаю одевать насильно. Он убегает от меня, смеется, а когда мне все-таки удается на него что-то надеть, вырывается у меня из рук, ловко это стаскивает и бросает на пол. Все это может длиться по полтора часа. В конце процедуры ребенок весь мокрый, я тоже, мне уже не хочется идти гулять, а хочется его просто убить. Я понимаю, что так быть не должно, но что делать - не знаю.
- Я скажу вам, что делать, - пообещала я и завела свою объяснятельную волынку про биологическую программу.
Обычно, если у родителей все получилось, они не приходят ко мне отчитываться. Зачем?
Но то, что произошло дальше с Лешей и его мамой, так маму поразило, что она пришла ко мне еще раз, чтобы рассказать о достигнутом. Благодаря ее второму визиту у меня в активе появилась «История о зеленых носочках».
Утром после завтрака мама Леши, как всегда, вышла в коридор и сказала:
- Сейчас мы наденем зеленые носочки.
- Нет, красные! - ответил Леша, лукаво глядя на мать.
- Красные на батарее висят, мокрые. Зеленые. Наденем, - решительно сказала мать и уселась в коридоре под вешалкой, держа в руках пресловутые носочки.
- Нет, не наденем, - сказал Леша и ушел в комнату, играть.
Мать сидела молча. Через некоторое время мальчик сообразил, что все идет «не по плану». Мать же должна уже гоняться за ним с этими носочками! Он выглянул в коридор.
- О, ты пришел носочки надевать? Отлично, иди сюда!
- Не буду! - сказал Леша с ноткой неуверенности в голосе.
- Будешь, - со спокойной уверенностью возразила мать, сидя на месте.
Леша побродил по квартире еще немного, и ему в голову пришла отличная мысль.
- Я пить хочу! - заявил он, возвращаясь к матери.
- Без проблем. Сейчас наденем зеленые носочки - и сразу пить.
- Я пить хочу!
- Носочки.
- Я тебе где-то даже сочувствую, как жертве моей педагогической ошибки, - задумчиво сказала мать, глядя на катающегося по полу сына. - Но надо же как-то разрешать ситуацию. Следующее, что будет в нашей с тобой жизни, - носочки. Только так и никак иначе.
Не знаю, правда это или «у страха глаза велики», но, по словам Лешиной мамы, когда вымотанный, описанный и т. д. ребенок буквально приполз к ней надевать носочки, уже темнело. Хотя если речь идет о петербургской зиме, то все возможно. Гулять они не пошли. Мама вымыла сына, уложила его (он заснул в одно мгновение) и в изнеможении рухнула на кровать сама.
На следующий день.
- Ну что, надеваем сапожки?
- Нет…
Мать садится в ту же позу под вешалкой и начинает: «Следующее, что будет в нашей жизни…»
Лицо ребенка перекашивается гримасой ужаса. Он явно представил себе, что этот день пройдет так же, как предыдущий. Ему это, конечно же, не нужно, страшно, невыносимо. Он подходит к маме и протягивает ножку.
- И с тех пор, представьте, больше ни разу… - чуть тараща и без того большие глаза, заканчивает свой рассказ Лешина мать. - Удивительно.
- Что ж тут удивительного? - пожимаю плечами я. - Программа наконец получила однозначный ответ на свой вопрос и закончила работу. Можете переходить к следующему этапу.
Как накормить ребенка? Предложите еду и не заставляйте
Родителям детей-малоежек старше года доктор Карлос Гонсалес, автор книги «Мой ребенок не хочет есть» предлагает провести эксперимент. Для него понадобятся весы, обычная еда, которую готовят в семье, и много терпения. Через неделю вы узнаете много нового о себе и своем ребенке, а главное - вам больше не придется заставлять его есть.
Ваша дочка плохо ест. Это продолжается много месяцев, а возможно и несколько лет. Вы уже все перепробовали, но ничего не изменилось. Вы с ужасом думаете о еде, и почти каждый день все заканчивается слезами, в том числе и вашими.
Ваша дочь не изменится, по крайней мере, пока ее организму не потребуется больше пищи, возможно, в пять лет, а может быть, и в подростковом возрасте. Ваша трехлетняя дочка не подойдет к вам сегодня или, например, в понедельник и не скажет: «Мама, я подумала и решила, что с сегодняшнего дня я буду без скандалов съедать все, что ты мне дашь. Тогда ты поймешь, что я очень тебя люблю. Надеюсь, этот жест доброй воли укрепит наши отношения». Ваша дочь не может рассуждать подобным образом, а если бы и могла, она никогда не сдержала бы свое обещание (как мы уже сказали, она физически не способна съедать больше, чем ей требуется, не нанося вреда здоровью).
Единственная надежда на перемены исходит от вас. Вы можете сказать дочери: «Дорогая, я подумала и решила, что с сегодняшнего дня я перестану заставлять тебя есть, когда ты не голодна, и не буду давать ту еду, от которой тебя тошнит». Вы-то сможете сдержать слово (хотя, конечно, это будет нелегко).
Эксперимент: условия и ограничения
Важно понять - то, что я здесь предлагаю, это не новый метод заставить ребенка больше есть. Есть он будет столько же, больше или меньше. Мы говорим о том, чтобы давать ребенку то, что он ест с удовольствием, и то, что он может съесть за разумный срок, а не после двух часов слез, борьбы и рвоты.
Большинству матерей, которые годами ведут борьбу вокруг еды, трудно измениться. Я знаю мам, которые уходили в другую комнату и плакали, когда они перестали заставлять ребенка есть. Вы уверены, что ваш ребенок так и не поест, если вы его не заставите. Вы думаете, что доведете его до анемии или даже «уморите голодом».
Но ваша дочь не начнет сразу же падать в обморок и умирать от голода. Прежде чем она серьезно заболеет, она потеряет вес, много веса. Помните, как она потеряла вес при рождении? Многие дети теряют 250 г в первые два дня жизни и легко набирают их снова менее чем за неделю. Если ваша дочь не будет есть, она потеряет вес, но, чтобы появились действительно большие проблемы, ей придется потерять очень много веса. Мы часто видим фотографии голодающих африканских детей - вот они потеряли 5-7 кг.
Есть один очень простой метод наблюдения за здоровьем ребенка - взвешивайте его. Пока ребенок не потерял 1 кг, он в безопасности. Я назвал 1 кг (может быть и меньше, если это совсем маленькие дети, например, 10% от веса ребенка), поскольку меньшие изменения веса абсолютно нормальны, и вам не нужно беспокоиться о них. Если вы взвесите ребенка до и после стакана воды, весы покажут, что он набрал 250 г, а если взвесить его после туалета, может оказаться, что он потерял почти полкило. Поэтому потеря веса менее одного килограмма не имеет значения, это совсем не опасно.
Попробовав в качестве эксперимента использовать предлагаемый мной метод, вы ничего не потеряете. Вы боролись в течение нескольких месяцев, если не лет, и вы все испробовали. Если вы правы, то если не заставлять ее есть, она потеряет более 1 кг и сделает это быстро. (Новорожденный может потерять 250 г в течение двух дней, даже когда нормально ест, ваша дочь может легко потерять больше 1 кг менее чем за одну неделю, если она действительно не ест.)
Если вы правы, эксперимент продлится неделю или меньше, и вы снова сможете начать кормить ребенка как раньше, и она восстановит потерянный вес. Вы сможете сказать всем соседям, что книга доктора Гонсалеса бесполезна.
Но если прав я, и, перестав есть принудительно, ваша дочь не потеряет даже 1 кг, станет ясно, что она ела одинаково, когда ее заставляли и когда не заставляли.
Сколько времени вы тратите, чтобы накормить ребенка завтраком, обедом, ужином, сделать перекусы? Многие мамы тратят по четыре часа в день, а это четыре часа слез, криков и выплевывания пищи. Теперь ваш ребенок будет тратить всего час в день на прием пищи, и ваше присутствие не всегда будет необходимо.
Подумайте, сколько всего вы сможете сделать: читать и писать книги, учиться игре на пианино, или просто заниматься чем-то приятным с дочкой. Используйте это время, чтобы читать сказки, рисовать, строить, играть и помогать ей во всем. Если эксперимент сработает, изменится ваша жизнь, жизнь ребенка и жизнь всей вашей семьи.
По сути, эксперимент заключается в следующем:
Взвесьте ребенка.
Не заставляйте ребенка есть.Через несколько дней снова взвесьте ребенка.
Если ваш ребенок не потерял 1 кг, вернитесь к пункту 2.
Если ваш ребенок потерял более 1 кг, остановите эксперимент. Делайте, как считаете нужным.
Весы
Обычные весы, которые стоят у вас в ванной, подойдут для эксперимента, если они нормально работают. Главное, каждый раз пользуйтесь одними и теми же весами, и взвешивайте ребенка в той же одежде (или без одежды, если вы дома). Вы сэкономите некоторое количество нервных клеток, если будете делать взвешивания в одно и то же время, но это необязательно. Можете взвешивать ребенка сколько захотите. Я бы делал это максимум раз в неделю, но, если вы очень беспокоитесь, то можете взвешивать хоть каждый день.
Ни при каких условиях не заставляйте ребенка есть до тех пор, пока он не потеряет по крайней мере 1 кг. Ясно, что такой эксперимент нужно проводить лишь тогда, когда ваш ребенок здоров, когда он не болеет поносом, простудой, ветрянкой, поскольку во время болезни 1 кг потерять легко, независимо от того, заставляете вы ребенка есть или нет.
Что значит «не заставлять есть»
Это означает, что вы не заставляете ребенка есть никаким образом, не используете никаких стратегий - ни жестких, ни мягких. Когда я говорю «не заставлять», я имею в виду не делать «самолетиков» из ложки, не отвлекать ребенка песнями и телевизором, не обещать награду за то, что он все доест, не угрожать наказанием. Не просите и не умоляйте. Не взывайте к любви, не ссылайтесь на одобрение бабушки. Не сравнивайте малышку с братьями и сестрами, не говорите о хороших и плохих девочках или мальчиках. Не ставьте десерт в зависимость от основных блюд.
Представим, что сегодня у вас на столе макароны, говядина с картофелем и банан на десерт.
«Будешь макароны?» - «Да». Как много макаронин съест ваша дочь, прежде чем начнет сопротивляться? Пять? Ладно, положите на тарелку три. Да-да, не три столовых ложки, не три кучки, а три макаронины. Пусть она сама их съест, возьмет руками или вилкой, если умеет ей пользоваться.
Если она их доела, не спрашивайте: «Хочешь еще макарошек, дорогая?». Если захочет - сама попросит. Если прошло несколько минут, и она их не съела, можете спросить: «Ты уже все?». Если скажет да, то убирайте тарелку, не смотрите на нее со злостью и упреком. Если дочка скажет, что не доела, но и не торопится, вежливо попросите, чтобы доедала или вам придется убрать тарелку. Так и сделайте, если через некоторое время она не начала есть. Поскольку ваша дочь привыкла проводить за столом по два часа, в первые несколько дней она может очень удивиться изменениям; поэтому будьте уступчивой и, если она хочет получить тарелку назад, верните ее.
Если дочка привыкла, что ее кормят взрослые, постарайтесь сделать так, чтобы она не подумала, будто вы заставляете ее есть самостоятельно в наказание или лишаете ее своего внимания. Если она хочет, чтобы вы ее покормили - покормите. Если она не ест, но и не дает убрать тарелку - предложите ее покормить: «Тебе помочь?». Но не начинайте кормить ребенка, пока она не попросила и не начала принимать помощь, и сразу прекратите, как только она даст знать, что больше не хочет.
Может быть и так, что ей просто не хочется этих макарон. Без эмоций, не меняя тона голоса, предлагайте следующее блюдо.
Съела она пять макаронин или ни одной, продолжайте обед: спросите, хочет ли она следующий продукт, и положите меньше, чем она, по вашему мнению, могла бы съесть.
Когда она больше не хочет второе блюдо, время переходить к десерту. Не пытайтесь подкупать ребенка десертом («Если все доешь, получишь шоколадное мороженое»), и не давите на него («Не получишь мороженое, пока не доешь мясо»), и уж, конечно, не высмеивайте («Вот десерт, но если бы ты и вправду хотела есть, ты съела бы больше мяса»). Не обвиняйте («Я тут мучаюсь у раскаленной плиты, чтобы приготовить вкусный обед, а принцесса, видите ли, хочет йогурт»). Если она и десерта не хочет, тогда позвольте ей пойти играть.
Как проходит эксперимент?
Помните, что покупные готовые продукты, например, йогурт, расфасованы с расчетом на взрослых. Когда вы едите йогурт, вы съедаете весь, а не половину. И не ждите от своей дочери, что в три года она будет есть, как вы. Может, она и съест целую баночку йогурта, и это не проблема (тогда пусть это будет весь ее ужин). Но если сначала она съела что-то другое, тогда она сможет съесть только четверть баночки йогурта. Не ждите, что она съест все.
Таким же образом, когда вы едите банан, апельсин, или яблоко, вы, вероятно, съедаете только одну штуку. Никто не берет связку бананов и не начинает есть их, как виноград. Глупо ожидать, что ваша дочь съест целый банан или целое яблоко, если это не единственное, что она ест.
Не прибегайте к наказанию: «Ладно, я уберу макароны, но пока ты их не съешь, уже остывшими и засохшими, больше ничего не получишь». Во время следующего кормления, дайте ей то, что вы собираетесь дать всем остальным. (Конечно, во многих семьях принято доедать то, что осталось. Делайте так, если вы обычно так и поступаете, но не превращайте это в наказание.)
Давайте представим, что ваша дочь ничего не ест на завтрак, обед, ужин, не перекусывает. Вы обеспокоены этим? Тогда взвесьте ее. Если она еще не потеряла 1 кг, продолжайте.
Пора подумать, как проходит эксперимент. Вы уверены, что другие члены семьи не заставляют ребенка есть? Вы уверены, что не используете подстрекательства, намеки или другое психологическое воздействие вместо физического принуждения?
Маловероятно, что ваша дочь весь день не будет есть. Она точно что-то съест, и, как правило, это будет что-то очень близкое к тому, чем она питалась до начала эксперимента. Если вы взвесите ее на следующий день, скорее всего, окажется, что она не потеряла и не набрала вес.Также возможно, что в связи с внезапно появившейся свободой, ребенок не будет есть в положенное время, а через пару часов почувствует голод. Вы можете дать ему что-нибудь на перекус при условии, что это здоровое питание. Вы можете выбрать что-то из тех блюд, которые уже предлагали (если он этого хочет и это не наказание), или любую другую пищу, которая есть под рукой, например, банан, йогурт или бутерброд.
Постарайтесь не допустить двух ошибок: во-первых, не предлагайте лакомства вместо здоровой пищи. Во-вторых, не превращайтесь в повара. Одно дело не заставлять ребенка есть, и совсем другое - проводить лишний час на кухне, потому что ваш драгоценный пожелал спагетти, а не макароны. Любой член семьи, независимо от возраста, который не любит то, что приготовили на обед, не обязан это есть. Но ему придется питаться тем, что он найдет в холодильнике (если он не умеет готовить сам).
Каждая привилегия влечет за собой ответственность. Привилегия готовить на обед то, что хотите вы, означает, что вам придется выдержать протесты тех членов семьи, которые хотели бы что-то другое. Чтобы избежать конфликтов и необходимости готовить несколько блюд, многие родители предпочитают готовить только то, что, как они знают, нравится их детям.