Детский сад: инструкция по применению
В ожидании путевки в детсад проверяла электронную очередь ежедневно чуть ли не с апреля. Это больше напоминало забаву на игровом автомате - авось выпадет бинго! И вот оно случилось - та-тарара-тата - с сентября мы идем в ясли!
Рамина все лето словно мантру напевала под нос: "В сентябре пойду в садик. Я там не буду плакать. Мама по делам съездит и меня потом заберет". Внутри я ликовала - ребенок успешно сам себя зомбировал, я даже уже начала искренне верить в то, что проблем с адаптацией не будет никаких. Хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах.
Садик расположен не совсем рядом с нами, поэтому возможности гулять по его территории загодя в целях пресловутой мягкой адаптации - у нас не было. До первого официального похода в сад мы были там один раз - мимо проходили случайно.
И вот настал день икс. Мы всей семьей торжественно приехали в детсад. Затянулся наш прием у медсестры - никак не могла она разыскать наши справки-карточки. Я старалась не гнать пургу по этому поводу, дабы Рамину с толку не сбивать в такой ответственный день. И вот все медвопросы разрешены, и мы идем в группу.
Рамине разрешили самой выбрать шкафчик - или мухомор, или волка, она выбрала колобка Вот мы переоделись, натянули на ножки новые сандали, которые с трепетом берегли для детсада и настал тот неловкий момент, когда пора идти в группу. А между тем, не лишним будет упомянуть, что все это время нас сопровождали плачи Ярославн и Ярославичей из-за двери группы, и явно слышно, что детки висят на двери и ждут удачный момент - шмыгнуть из группы в коридор. Я обнимаю, целую Рамину, прощаюсь, говорю, что приду через два часа за ней, вручаю ее руку в руку воспитательницы... Всё это как в замедленной съемке... Рамина начинает понимать, что заученный ею сценарий начинает воплощаться в жизнь, и что она уже не так уж и жаждет быть в главной роли происходящего. Ее уводят в группу. Занавес.
Забрала я ее через полтора часа. В первый день в группе она не проронила ни слезинки. Она сидела все время на стуле и просто смотрела на всех. Когда она увидела меня в дверях, без оглядки кинулась ко мне и плакала минуты три так горько-горько, будто рассказывала о всех своих переживаниях. Успокоившись, начала разглядывать рисунки на шкафах других деток, спрашивала что нарисовано. Потом мы вместе заполоняли какую-то анкету для родителей - я старательно отвечала на вопросы, пока Рамина жевала "Барни". К слову, меня завел в тупик вопрос - как вы наказываете своего ребенка? Мы никак не наказываем Рамину, да, я могу накричать, когда мадам доведет меня до ручки, но наказывать... Если ответить - никак, будет ли это значить для других, что мы все ей списываем со счетов? Но ведь это не так. Мы стараемся быть последовательными и все проговаривать, чтобы уж наверняка не доводить до наказания.
Утро второго дня. Закончилось мое счастье - трехмесячная мантра сменилась - "Мама, я не хочу в садик". Пам-пам. Я была не готова к такому повороту событий. Точнее сказать - я не знала как правильно ответить на этот ее крик души. Мне стало так не по себе...Обсудив с подругой-психологом эту проблему (это действительно было для меня проблемой на тот момент), я выработала личную позицию по этому поводу и была во всеоружии.
Во второй день детки хором пели у дверей группы. Очень складно у них это получалось. Рамина не успев зайти в группу, присоединилась к хору мальчиков-зайчиков. Воспитатели сказали, что успокоилась быстро.
И так одна неделя сменила вторую, третью, месяц, два... На сегодняшний день уверена, что мы с Раминкой прошли основной этап адаптации к детсаду - и это очень радует. Да, особенно в понедельник утром (после семейных выходных), Рамина не упустит возможность поныть с утра - мамнехочувсадик, но в последующие дни все приходит традиционно спокойно и доверительно.
В детсаду детки лепят, рисуют, занимаются развитием речи, скоро будет татарский, ходят на музыку и физкультуру. Рамина радостно целует утром меня при прощании и также радостно встречает. Здесь стоит отметить, что для нее эмоционально важно, чтобы именно я провожала и забирала ее - ей так будто спокойнее.
Что было самым тяжелым для меня?
Правильно отреагировать на слова - мамнехочувсадик. Методом проб и ошибок выработала формулу, которая работает и по сегодняшний день. В своем ответе я переключаю внимание Рамины с ее персоны на всю нашу семью, и гружу ее большим и в то же время знакомым объемом информации. Я говорю: "Раминочка пойдет в садик, папа на работу, мама по делам. Рамина в садике покушает вкусно, поиграет, поспит, и мама с папой Раминочку домой заберут. Вечером будем играть все вместе." После такой тирады ребенок в идеале забывает - а что уж он там говорил маме? Коронное "мамнехочувсадик" может повториться и через две минуты, и я снова проговариваю с Раминкой предстоящие события сегодняшнего дня и о роли каждого из нас. Это работает.
Третья неделя похода в садик. В течении всего первого месяца Рамина невыносимо вела себя дома, она истерила по любому поводу, психовала, рыдала, не знала сама, чего хочет, кусалась - иными словами, проявляла как могла свой стресс, переживания, эмоции за день. Я считаю себя достаточно терпеливой, но это было нечто... Я велась на все это быстрее, чем она сама, и я уже была готова рвать и метать. Благо, все это закончилось. Поверьте, это хуже кризиса годовасиков, двух- и трехлеток и тд. Третья неделя была самая депровая, думала - сойду с ума. Я отдавала ей все свое время после сада, а Рамина будто испытывала меня на прочность.
Дети, которые плачут навзрыд и орут у входа в детсад "Мама-мамочка, не хочу в садик, не пойдем", тормозят пятками, чтобы оттянуть момент расставания или те, что висят на двери группы и рыдают горючими слезами. Я все понимаю. Мне безумно жаль таких деток, и я понимаю, что это естественно и не безобразно. Но так трудно совладать со своими эмоциями - на разрыдаться самой, и не дай бог передать эти лирически тревожные переживания своему ребенку. Плачущие у двери группы дети создают настроение и для тех, кто еще только пришел... И сегодня, два месяца спустя, еще есть те детки, кто плачет по утрам: мы с Раминой решили, что они плачут от того, что им добавки каши на завтрак не дают. Так думать легче и мне, и кызымке.
Каждый ребенок уникален, каждый родители уникален, как сложится ваша история похода в детсад зависит только от вас! Мне кажется, главное - слушать своего малыша, трезво оценивать все происходящее, своевременно обсуждать свои сомнения с опытными подругами, психологами. Не нужно в очередной раз гнаться за идеальной моделью поведения - надо создать свою :)
В группе нашей есть мальчик по имени Мясник, а нянечку нашу зовут Шахла :) Вот такие открыти приносит детсад :)