Роман Авдеев
В семье известного банкира и многодетного отца Романа Авдеева в конце мая и начале июня произошло пополнение - дочка Аня и сын Петя. И в этой новости не было бы ничего особенного, если бы не тот факт, что с их появлением в семье Авдеевых стало уже больше двадцати детей, и усыновлённых среди них - подавляющее большинство. Журнал «Родные люди» побывал в гостях у очень большой семьи Авдеевых, в тихом посёлке в ближайшем Подмосковье.
Елена и Роман женаты пять лет. Для обоих это не первый брак, и в первом браке у каждого были дети, в том числе усыновлённые. Но в семье Авдеевых не принято делить детей на «твоих» и «моих», на кровных и приёмных. Собственно, о том, что среди детей есть усыновлённые, можно догадаться лишь по косвенным признакам - например, слишком маленькой разнице в возрасте между братьями и сёстрами. Дане и Диме - по три с половиной года, Сонечке - три. Самое многочисленное «детское поколение» Авдеевых - шести- и семилетки: Валя, Надя, Андрей, Таня, Рома, Костя, Коля, Серёжа, Вася, Дина. Четверо из них пойдут в этом году в первый класс. Кате и Тимуру - 9 лет, Наташе - 12. Старшие сыновья Романа Ивановича и дочь уже взрослые и живут отдельно. «Родные люди»: Роман Иванович, как всё начиналось? Роман Авдеев: Не могу сказать, что мы с моей предыдущий женой (её, к сожалению, уже нет в живых) как-то долго решались на усыновление. Решив усыновить первого ребёнка, поговорили об этом со старшими детьми, они нашу идею одобрили. Когда мы собирали документы, к нам приходили сотрудники опеки и в том числе у детей спрашивали, знают ли они о наших планах. Всё произошло очень органично. Появление ребёнка в доме - это всегда очень волнующий момент, неважно, первый это ребёнок или десятый, из роддома его привезла мама или откуда-то ещё. А к самой мысли об усыновлении я пришёл после того, как много лет помогал детским домам. Сначала материально - многие с этого начинают. Но чем дальше - тем очевидней становилось, что надо помогать конкретным людям и конкретным детям. Я бывал в разных детдомах, я искренне восхищаюсь людьми, которые там работают, - они профессионалы и люди высочайших моральных качеств. Но сама система такова, что они ничего не могут сделать для того, чтобы ребёнок вышел из детдома готовым к взрослой жизни. Это должна давать семья. РЛ: А как вы принимаете решение о том, возьмёте ли вы в семью именно этого ребёнка? РА: Наверное, женщине в этом смысле сложнее. У неё ярче проявляется принятие или непринятие. Но мы не приняли ещё ни одного отрицательного решения, ни от одного ребёнка не отказались. Дети приходят в нашу семью в младенческом возрасте, а уж какой личностью он станет - не предскажешь. Мне главное, чтобы он перенял нашу семейную традицию. Ребёнок - это тот, кто следует за родителями, но при этом он должен остаться свободной, самостоятельной личностью.
РЛ: Елена, когда вы поженились, у Романа Ивановича было уже 12 детей. Как это было - входить в такую большую семью? Елена Авдеева: Мы были знакомы не первый год, и, конечно, я всегда уважала Романа за то, что он делает для детей. И было понятно, что мы будем продолжать его дело вместе. Кроме того, я знала, что Роман - человек очень ответственный: если он взял на себя обязательства - он их выполнит, и у детей будет всё, что нужно. Конечно, когда детей много, необходимы помощники, и у нас есть и няни, и воспитатели. И никаких особых сложностей не было. РЛ: Ваши помощники - кто они? ЕА: Всё зависит от возраста ребёнка. Понятно, что младенцам нужен прежде всего грамотный уход и забота о здоровье - поэтому мы ищем нянечек с соответствующим опытом и образованием медицинской сестры. С пяти-шести лет нужно уже начинать готовиться к школе, поэтому с детьми занимаются педагоги, дают им основы грамоты и арифметики. Дети учатся и индивидуально, и в группах. Кроме того, они ходят в детский сад и школу. Мы можем дать им блестящее образование в домашних условиях, но считаем, что им необходимо уметь общаться не только в семье, но и в социуме. РЛ: А как вам удаётся уделять внимание каждому ребёнку? РА: Я считаю, что с ребёнком нужно не общаться много «для галочки», а общаться тогда, когда это нужно самому ребёнку. Мы никак не делим время общения, чтобы каждому ребёнку досталось одинаковое количество нашего внимания. И никаких вопросов в связи с этим у нас не возникает. А главное - и у детей не возникает. ЕА: Если у нас есть время - мы отдаём его детям. Необязательно это именно свободное время. Например, папа может сказать Тимуру: пойдём со мной заниматься йогой. И они идут вместе и занимаются. И другие дети не обижаются. Если выдался свободный вечер и мы вышли погулять, я могу предложить детям, например, поиграть в бадминтон, и мы весь вечер играем. Приезжаю с работы на следующий день, они спрашивают, будем ли мы сегодня играть, - а у меня другие планы, и я прямо им говорю, что не могу, и они относятся к этому с пониманием. Они знают, что если у меня есть возможность поиграть с ними - я с удовольствием это сделаю. РА: Я вообще не представляю, чтобы у наших детей были бы какие-то обиды на почве того, что им недодали внимания. Наши дети прекрасно знают слово «нет». Например, в нашей семье iPad есть только у меня. Когда они просят его поиграть, я даю, когда он мне не нужен. Если нужен - не даю. Всё просто и естественно. Обижаться на это глупо - это всё равно что обижаться на то, что на улице дождь и нельзя пойти погулять.
Продлжение по ссылке: