Старший, средний, младший
Мамина библиотечкаПоследняя из прочитанных. Книга про влияние очередности рождения на формирование личности.
Плохо отложилась в голове, тк читалась исключительно во время Плюшкиных занятий в детском клубе, т.е. под шум, гам и постоянное дерганье меня в игровую. Поэтому вчитаться было сложно.
Местами засыпательно. Потому как характеристики сиблинговых позиций следуют одна за другой. Помогает, когда за безличностным описание начинаешь представлять кого-то из знакомых. Потому что совпадений, как это ни странно, действительно много)) Книга даже немного примиряет тебя с собственными недостатками. Потому как бывает, что грызешь себя за какую-то черту характера, мешающую тебе жить, и думаешь, что это только твоя проблема. А потом читаешь что-то подобное и понимаешь, что не-ет, вас таких много гораздо сложнее было этими чертами не обзавестись, если не сказать, что невозможно. Так что очень многое предопределено нашими родителями и их плодовитостью. А потом уже социум, расовые и культурные различия и даже пол, да-да, отсюда и бабы с яйцами, и мужики-тряпочки!
Раз уж зашел разговор... Автор утверждает, что детские сады не оказывают влияния на сиблинговую позицию. Так что не надо возлагать на детские камеры хранения непомерных надежд: ребенок не станет менее жадным или более активным, если в нем это изначально не заложено.
Давайте теперь про самых несчастных, что ли? А это:
- Старшие дети в многодетных семьях: родители лишают их детства своими завышенными ожиданиями, непомерными требованиями и контролем (конечно же родители сами этого не чувствуют). С появлением следующего ребенка они навсегда становятся взрослыми и первыми помощниками. Их наказывают вдвойне (и за проступки младших). И им приходится очень стараться, чтобы отвоевать свое место и любовь в сердцах родителей. Потому что младших любят просто так, а старших за успехи и "хорошесть" (см. пункт про ожидания). А еще у них бывает больше инфарктов (вот она материализация ответственности в сферу физиологии).
- Погодки или как их называют в книге "псевдоблизнецы" (дети с разницей в возрасте меньше 18 месяцев): мама буквально отрывает старшего от груди и снимает с колен. Непримиримые соперники в борьбе за родительское внимание и за право быть лидером. Особенно не везет старшим мальчикам при появлении сестер, тк девочки опережают их в развии и по сути занимают их сиблинговую позицию старшего ребенка. Про близнецов также написано, что они отстают в речевом развитии, тк родителям не хватает сил на общение с каждым по отдельности, на их самоидентификацию.
Остальным повезло немного больше:
- Единственные дети не сталкиваются с детронизацией, которая происходит при рождении братьев и сестер, и в то же время они никогда не научатся принимать во внимание чужие желания (идеальные эгоисты)
- Младшие дети испытывают на себе меньше всего давления и ответственности, им всегда завязывают шнурки, поэтому сами они могут этому так и не научиться; вечные дети и раздолбаи
- Средние - самые психологически устойчивые, учатся и у старших, и у младших, что позволяет им лучше понимать собеседника и находить компромиссные решения. Но у средних бывают косяки с определением собственного места и с самоидентификацией.
Должно быть понятно, что у каждой медали есть две стороны. И слабые места вполне могут превратиться в достоинства при грамотных родителях. А нюансов много.
А еще понравилась глава про выбор партнера и про сочетаемость людей с разными сиблинговыми позициями.