О младенцах с точки зрения последних исследований
Мамина библиотечкаЕсли вы не относите младенцев к неодушевленным предметам и не интересуетесь точными сроками появления у них тех или иных способностей, то "Разум вашего новорожденного ребенка" вам читать не обязательно. Чтобы ненароком не заснуть. Интересная для меня информация в первой части книги встречалась крайне редко (например, срок развития альвеол или понятие "жидкого мозга", или же взгляд на кожу как на большое ухо). Но это мои заморочки, а интересы-то у всех разные. А вот вторая часть (про память рождения и истории об этом) прочиталась мной на одном дыхании. Так что думайте сами, решайте сами: читать или не читать :)
В целом, книга об исследовании новорожденных, целью которых было показать, что новорожденный (и даже больше, нерожденный ребенок) - тоже человек, который умеет чувствовать, мыслить и набираться опыта. Для времени, когда младенцам делали операции без наркоза (отсюда же, кстати, и выработанный подход к родовспоможению), когда воспитание и родительство в раннем возрасте считалось неуместным (ребенок все равно не способен учиться, запоминать, реагировать), исследования эти были воистину революционными. Но медицина у нас инертная, поэтому открытия 50-летней давности (самой книге уже 25 лет) по большей части живут на бумаге, а в практику просачиваться не спешат.
Не могу не коснуться вопроса, какими средствами достигаются эти результаты. Я просто поражена бесцеремонностью гоняющихся за новыми открытиями! Например, исследование чувствительности, результатами которого стали данные о том, начиная с какого срока разные части тела плода начинают реагировать на прикосновение волосом. Мне даже представить страшно, каким путем проводились исследования и сколько женщин подверглись рискованным вмешательствам... Или же исследование, когда мамам закрывали лицо маской при кормлении грудью и смотрели, как совершенно синхронно начинают нервничать их дети. Или же исследования, при которых поведение детей становилось настолько неустойчивым, что опыты приходилось прекращать... Неплохо, да?
Вернемся к детям. Установлено, что чувствительность к прикосновениям у плода появляется с 8 недели беременности, чувство вкуса - с 14, обоняние - с 15, слух - с 18 (данные по неделям могут разниться в зависимости от исследования). Так что после экватора беременности мы имеем вполне уже готового к жизнедеятельности человека, и если уж он оказывается вне матки, то тут главное - чтобы смог дышать. Не знаю, как у нас, но на Западе пытаются выхаживают 23-недельных (!) младенцев, поспешивших встретиться с родителями лицом к лицу. Вряд ли они не будут иметь проблем со здоровьем в будущем, но это уже другой вопрос.
Вкус. Вот и добрались до мифа о сладкой водичке, которой "обязательно надо допаивать", ведь дети так жадно ее пьют, а значит у них есть в ней потребность и остальное бла-бла-бла. Все дело в том, что детей не надо учить любить сладкое. Они еще в утробе потребляют сладкую амниотическую жидкость. Если в нее попадает небольшое количество вещества горького на вкус, младенцы перестают ее пить, и наоборот, удваивают свой рацион, если туда попадает сахарин. Опыты с новорожденными показали, что при наличии сладких жидкостей сосущая активность увеличивается, а горькие и кислые жидкости вызывают противоположный эффект. При этом, младенцы реагируют на кислый сильнее, чем на горький. А еще новорожденные дольше сосут подслащенную воду, а соленую наоборот сосут недолго (и определяют соль в очень малых концентрациях).
Слух. Для тех, кто хочет услаждать младенцев в утробе, будет полезно знать, что музыка Бетховена и Брамса, а также тяжелый рок вызывают беспокойство у еще не родившихся детей, в то время как Вивальди и Моцарт их успокаивают.
Зрение. Также часто можно встретить мнение, что младенцы плохо различают цвета и реагируют только на контрастные изображения, поэтому нужно взять два цвета - белый и черный (максимум, добавить сюда еще красный), и этим незамысловатым набором развлекать маленьких непосед. Наверняка вы видели такие книжки. То, что это относится к детям до 3-4месяного возраста, обычно упускается из виду. При этом установлено, что уже в 4 месяца младенцы различают и классифицируют цвета так же, как это делают взрослые. Они отдают предпочтение узорчатым цветовым поверхностям перед гладкими, сложным узорам перед простыми, извилистым линиям перед прямыми, цветным материалам перед черно-белыми, трехмерным пространствам перед двухмерными и лицам перед другими объектами. Т.е. новорожденный имеет инстинктивную потребность в разнообразии, сложности, цветовой насыщенности, реалистических формах и людях, а не в черном квадрате Малевича.
Про важность нахождения рядом с мамой не знает только ленивый. Если на языке установленных фактов, то это помогает ребенку регулировать температуру тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений. Остается только удивляться, как выживают дети, лишенные такого значимого контакта (хвала слингам)! Даже если убрать теплую и живую маму и просто поставить звук нормального сердцебиения, то дети начинают набирать больший вес по сравнению с контрольной группой даже с учетом того, что объем принимаемой пищи в обеих группах одинаков. А еще дети рядом с мамой быстрее запоминают разницу между днем и ночью и лучше спят: 3 дня по сравнению с 11!
Даже хорошо ухоженные младенцы, но не получающие любовного внимания, имеют тенденцию болеть и умирать. Новорожденные из программы прикосновений для недоношенных детей (которых гладили и ласкали по 15 минут 3 раза в день) набирали в весе на 47% больше при одинаковом объеме калорий. Они чаще находились в бодрствующем состоянии, были более активны, терпеливее, лучше успокаивались, их на 6 дней раньше выписывали из больницы. Удивительно, почему до сих пор медицина не использует эти данные при выхаживании недоношенных детей и ограничивает их общение с матерями.
Ранний контакт матери и ребенка отражается на языковых способностях и стимулирует умственную деятельность. Исследование, в котором одна часть малышей провела 1 час сразу после рождения и по 5 часов в день в следующие 3 дня (срок пребывания в роддомах, в которых матерям настоятельно советуют отдохнуть от детей после родов), а другая часть имела с матерями короткий контакт, показали очевидную разницу между малышами в возрасте 1 месяца, 2 и 5 лет (на основе словарного запаса, способности выражать свои мысли и уровня IQ).
Камень в огород Спока и Эстевиля. Если мать берет младенца, плачущего в течение 5 секунд, то он обычно успокаивается в течение 5 секунд. Если же младенца не берут на руки более 90 секунд, его плач может продолжаться и 50 секунд.
Вывод какой: детей надо любить, тискать, носить на руках и слушать веление собственного сердца, потому что имеющаяся система образования медперсонала в последнюю очередь ориентирована на нужды младенцев (действительно - зачем, если они ничего не чувствуют и не понимают?)
Про беременность, роды и психологию, пожалуй, в отдельном посте, а то заснули уже все...