Гиппенрейтер 1 и 2
Мамина библиотечкаДочитала вторую Гиппенрейтер. Как и первая, вдохновляет очень. И даже понимание того, что родитель ты совсем не идеальный, не оставляет негативного налета от прочтения. Наоборот, хочется дарить ребенку больше прикосновений и ласковых слов. И в целом заряжает на общение, терпение и позитив. А еще возникает понимание, откуда у твоего плохого характера ноги растут. И что на характер можно и нужно влиять, но лучше это делать с младых ногтей, чтоб потом на переходный возраст не пенять. В общем, я под впечатлением. Определенно буду перечитывать со временем. Также запала на кое-что из списка литературы. Но сначала нужно разобраться с тем, что есть в наличии, а уж потом бросаться на новое, но такое заманчивое...
Немного впечатлений:
Эксперимент о воспитании свободой. Вау! Бальзам на мою антидетсадиковскую душу (и школу сюда же). Как раз думаю, какое решение по отношению к моему ребенку будет наиболее правильным. В идеале хотелось бы домашнего обучения. Но тут вопрос: до трех лет - понятно, я могу и готова с ней заниматься. А что потом? Увольняться? Как начинаю думать, что кто-то другой будет дочиным воспитанием заниматься - одни минусы вижу. И реклама сразу всплывает:
Больная тема для меня теперь. Благо, есть еще время подумать.
Эксперимент с самостоятельным выбором еды детьми. Также вполне согласуется с моими представлениями о питании ребенка. Я допускаю, что когда Плюшечка подрастет, у нас в семье будет правило: "никто не обязан есть то, что сам не положил себе в тарелку". Сейчас же свобода в питании определяется тем, что я просто не заставляю дочу есть, если она не хочет. И даже наоборот: зная, что меня раждражают игры с едой (я же ее так старательно готовила!), я крайне редко могу пойти на такое в педагогическом плане неприемлемое, но увлекательное с точки зрения ребенка баловство.
О запечатлении и призвании. Пыталась вспомнить хоть что-то, что могло в детстве меня сильно зацепить и отразиться на мне сегодняшней. Не смогла. Только негативный случай вспомнился, связанный с моей нелюбовью к истории с первого же знакомства. А в остальном - все глухо. Не гений я, да...
Сознание действительно меняется:
- Когда говорю ребенку "нет", тут же в голове вопрос возникает: "почему?". В большинстве случаев, собственно, причины-то веской и не находится. Не могу же я принимать за причину то, что я быстрее, чем мой ребенок, устаю во что-то играть? Теперь надо научиться думать прежде, чем говорить, а пока могут на автомате вылетать всякие лишние словечки.
- Когда чувствую подступающее радражение, мой пытливый мозг сразу старается определить, какое чувство его породило. Так много чувств - зачем прятать все это разнообразие за унылой злобой? Это же так скууучно... Да и в целом, такого небольшого отвлечения хватает, чтобы все сошло на нет.
- Стараюсь забить себе в мозг, что:
- не надо трогать ребенка, если он задумался или сам чем-то занимается
- не надо думать / делать / отвечать за ребенка: вопросы могут быть важнее ответов
- не надо помогать, если тебя не просят
- не надо относиться к активному слушанию и я-сообщению как к панацее, они "созданы" не для этого
Зато:
- надо создать совместную зону деятельности
- надо сочувствовать и сопереживать, надо защищать и бороться за права ребенка, потому что кто, если не ты?
- надо начинать меняться с себя, потому что характер наших детей - отражение того, что мы туда вкладываем