Невероятные годы. Часть 6. Игнорирование.
Невероятные годы. Общаемся с ребенкомУ нас был долгий перерыв ;) Продолжаем. Сегодня у нас сложная тема. Игнорирование. Честно сказать, у нас до сих пор не всегда получается реализовать этот прием. Но мы честно стараемся и подсказываем друг другу, что лучше отойти и замолчать в какой-то момент, а не пытаться говорить.
Некоторые виды поведения: плач, споры, ругань, приступы ярости, крики - не опасны ни для детей, ни для окружающих. И поэтому чаще их лучше игнорировать. Не получая внимания на негативное поведение, ребенок вскоре существенно уменьшит количество таких "выходок", а, может, они уйдут совсем. И хотя игнорирование очень эффективно, метод этот очень сложный для выполнения.
Итак, как правильно игнорировать?
1. Не спорим и не смотрим в глаза.
Ваши с ребенком споры - это именно то, чего быть не должно. Начались крики? можно предупредить: "я буду игнорировать плохое поведение" - и начать игнорировать, не обращая внимания на замечания ребенка типа: "нет, не будешь!". Не надо отвечать: "Нет, буду!", а надо просто пропустить мимо ушей. И это, кстати, один из самых простых приемов в игнорировании.
Уберите контакт глаза в глаза, а также сохраняйте на лицей нейтральное выражение лица!! и уж тем более - не делитесь с супругом/гой рассказом (или даже мимикой) по поводу происходящего. Игнорирование эффективно тогда, когда оно полное, и это подтверждает наш с детьми опыт. Машу мы никак не можем научиться полностью игнорировать. Как результат - она кричит, плачет и ведет себя непотребно, получая от нас внимание хотя бы в виде "охохохох..".
---
Убираем споры, контакт в глаза, делаем нейтральное выражение лица и прекращаем физический контакт, если он был.
2. Два вперед - один назад.
Будьте внимательны, сначала поведение может ухудшиться. Это проверка. Держитесь! Стоит вам уступить один раз - дальше поведенческие проблемы усугубятся.
3. Игнорируйте и отвлекайте
Ловите спокойный момент в поведении, которое вы игнорируете. Например, малыш плачет, а вы игнорируете. И в тот момент, когда прекращается плач, отвлеките ребенка, чтоб его внимание переключилось. Таким образом вы даете малышу понять, что пропускаете мимо ушей его плач, но активно играете с ним, когда он спокоен.
4. Отдалитесь, оставаясь рядом.
Кажется, что эффективным будет выйти из комнаты, игнорируя ребенка. Это может быть эффективно в случае, когда карапуз цепляется за вас. В остальных случаях лучше оставаться в пределах одной комнаты. Ваше присутствие в комнате не позволит пропустить момент, когда к малышу стоит подойти и отвлечь.
5. Игнорирование учит самообладанию.
6. Учите других игнорировать
Если метод применяете только вы, и больше никто из тех, кто имеет тесный контакт с ребенком - подумайте о том, как убедить родственников в эффективности подхода. Следует ответить, что игнорирование - это действительно один из самых сложных методов и эффект от него не столь очевиден.
7. Ограничивайте количество игнорируемых поступков.
Некоторые родители готовы игнорировать детей и после плохого поведения. Не забывайте, что как только ребенок спокоен или даже просто сделал паузу - это ваш шанс его отвлечь и похвалить за хорошее поведение, дав малышу возможность проявить себя.
Обратите внимание, что если сразу же начать игнорировать все видны плохого поведения: крики, истерики, плохое поведение за столом и т.д., может возникнуть ощущение беспомощности и не останется время на поощрение положительного поведения. Поэтому начните с 1-2 типов поведения. Например, с криков. Когда справитесь с ними, добавляйте следующий тип.
8.Не все типы поведения можно игнорировать.
Опасные и агрессивные поступки игнорировать нельзя. Запугивание брата или сестры, воровство, действия, причиняющие боль или неудобство другим людям, драки, устные оскорбления, причинение ущерба имуществу - это все то, что мы не игнорируем. С ними можно бороться другими способами: введением тайм-аута, дополнительного задания по дому или лишением привилегий. Помните, что игнорирование эффективно только для тех детей, для которых родительское внимание является главным поощрением!
примеры поведения, которое можно с успехом игнорировать:
-плач, обиды;
-припадки ярости;
-ругань;
-гримассы;
-мелкие стычки между детьми;
-плач по ночам;
- неряшливость и неразборчивость в еде;
-протесты и скандалы, связанные с запретами;
-ковыряние в носу и обгрызание ногтей, сосание пальца, сюсюканье.
9. Игнорируйте грамотно:
Не демонстрируйте, что вы пошли игнорировать. Помните, что делая так, вы даете ребенку "ответный импульс".
Если детей несколько, обратите внимание на того, который ведет себя подобающим образом. Если Саша кидает ложку, а Маша старательно ест - похвалите Машу за то, что она, например, аккуратно кушает.
не блефуйте. Если обещали - выполняйте. Если блефуете - будьте готовы к тому, что скоро этот способ обернется против вас.
Цитата из книги: "Не забывайте, что игнорирование, скорее всего, не окажет воздействия на поведение ребенка, если между вами не выстроены положительные взаимоотношения. Первая задача заключается в акцентировании внимания на положительном поведении. Игнорирование уменьшит количество проблемных ситуаций, но оно не увеличит число положительных поступков! Для этого игнорирование должно сочетаться с социальным одобрением хорошего поведения и объяснением того, какое поведение считается хорошим".