Дай сдачи!
мысли вслухПоследние события в Петрозаводске заставили меня задуматься: "Как воспитать ребенка так, чтобы он оставался ЧЕЛОВЕКОМ от начала и до конца?".
Ответа на этот вопрос у меня нет. Есть только некоторые размышления по поводу. С раннего детства мы учили сына избегать драк. Мое глубокое убеждение, что насилие порождает насилие, никуда не делось. Если я дерусь - мой ребенок будет драться. Если я хамлю - мой ребенок будет хамить. Саша до 2,5 лет не дрался совсем. Он отходил в сторону и говорил: "Драться нельзя". И не дрался. Но за лето 2012 года его научили драться, и теперь у нас началась работа по искоренению этих "навыков".
В свое время мы уже поднимали с девочками этот вопрос. Мне казалось, что лучший способ - это говорить, разговаривать. Тогда меня спросили: "А если на тебя напал разбойник, Витя будет стоять рядом и говорить с ним?"
Искренне полагаю, что возможно, Витя попытается поговорить. И если будут нападать, скорее всего, попытается защитить и кулаками, но это ведь не то, к чему надо стремиться?
Я знаю, что многие родители, пробуя политику "не дерись", в конце концов говорят: "Иди и дай сдачи, пусть знает". Не очень понятно даже мне, ЧТО должен узнать после драки противник. Конечно, очень сложно объяснить ребенку (особенно, если драчун позиционируется вашим малышом, как ДРУГ), что такого друга надо игнорировать. Но объяснять надо, потому что иначе получается, что когда переходим на концепцию "дай сдачи", мы воспитываем людей, которые не могут и не хотят разговаривать. Людей, у которых принцип жизни заключается в "дай сдачи", "в пойди и отомсти". Никогда не давала такого совета своим детям. Я говорила: "Скажи, что ты не будешь играть с ним", "прекрати игру", "отойди и давай поиграем в нашу игру, во что ты хочешь?" и т.д.
В нашей семье мы учим детей решать проблемы словами. Выражать словами эмоции. Мы просим их в случае каприза вытереть слезы и проговорить то, что они хотят донести до нас плачем. Мы просим их не толкнуть, а попросить отойти в сторону. Не выдернуть игрушку из рук другого, а обсудить возможный обмен. И так во всем. Если Саша толкается/дерется на площадке, то после третьего предупреждения прогулка заканчивается. Оба ребенка уходят в тайм-аут (отдохнуть) в случае драки. Стукнул сестру - в тайм-аут. Стукнула маму - туда же. Хочешь, чтоб сестра играла по твоим правилам - говори с ней об этом. Хочешь, чтобы брат дал тебе книгу - попроси его словами.
Драка, которая произошла из-за парковки, дала нам повод снова обсудить эту ситуацию.
Мы играли. Маша, Саша и я. Играли в машинки, сидя на диване-кровати. Саша играл с МЭтром и какой-то гоночной машинкой, Маша с УАЗом и автобусом, я с мусоровозом и экскаватором. Экскаватор мирно беседует с УАЗиком, и вдруг сверху прилетел Мэтр и ударил моего героя. Моя машина обиделась и сообщила, что с драчунами не играет, и продолжила беседу с машиным УАЗиком. Саня расстроился и собрался плакать - не ожидал такого поворота.
Тогда я решила с ними попробовать РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ из программы "Невероятные годы". Алгоритма не было под рукой, поэтому - как получилось.
-Саша, давай с тобой подумаем, что произошло?
-Мэтр полетел и упал на экскаватор.
-Правильно, что случилось потом?
молчит.
-Экскаватор отказался играть с Мэтром, - поясняю я. - Было очень больно и обидно. Интереснее играть с УАЗиком.
Саша думает. Задаю ему вопросы. Он все еще расстроен и на контакт идет плохо. Захожу с другой стороны, оставляя игровую ситуацию "на потом".
-Саша, на прошлой неделе один дядя захотел поехать по делам. Но когда он вышел к своей машине, он увидел, что машина другого дяди припаркована очень близко. Потом вышел тот, другой дядя. И первый напал на второго, сильно избил. В итоге первый в тюрьме, второй в больнице. Что произошло?
-Дяди подрались.
-Из-за чего? - задаю вопрос, чтоб определить, как сын понял.
-Из-за машин.
-Можно ли было решить проблему иначе?
-Да
-Что можно было сделать?
-Надо было, чтоб дяди поговорили.
-Как надо было поговорить?
-Так, чтобы решение о парковке устроило их обоих. (Это почти дословная цитата. Я скакала по кровати и обнимала ребенка).
-Да, да! Именно! Поговорить, договориться, переставить, если надо, машину. И что тогда?
-Тогда они сделали бы свои дела.
Отличный результат. Закрепляем, возвращаясь к нашей истории. Слезы уже высохли, сын окрылен успехом и моими скаканиями по кровати.
-Что произошло у нас? Что хотел Мэтр от Экскаватора?
Саша думает, не понимает вопроса.
-Почему Мэтр напал?
-Он хотел, чтобы с ним поговорили.
-Скажи, он получил желаемое?
-Нет, Экскаватор не стал с ним играть.
-Что мог сделать Мэтр, чтобы Экскаватор увидел его, обратил на него внимание?
Сын задумался. Но не замкнулся, а правда думает, но пока нет вариантов. Помогаю:
-Когда ты идешь впереди и не видишь меня, как я могу привлечь твое внимание?
Малыш не понимает: тема довольно сложная и требует напряжения. Я прикладываю руки ко рту: "Саааашааа!" - делаю вид, что кричу.
Саня думает немного, я еще раз повторяю.
-Можно было крикнуть, - наконец выдает сын.
-Крикнуть, - киваю, - а еще что?
-Подбежать, коснуться рукой.
-Да, правильно, привлечь внимание. А потом что?
-А потом предложить поговорить.
-Да, конечно! Мэтр обратил на себя внимание и предложил поговорить. А если Экскаватор еще заканчивает разговор?
-Подождать, когда закончит и предложить свой.
Потом мы еще проиграли эту ситуацию. Как Мэтр привлек внимание, как Экскаватор договорил с УАЗиком и смог потом поговорить с Мэтром. А потом малыши быстро собрали игрушки и стали готовиться ко сну.
Наверняка неправильно, но все-таки он сам думал и сам принимал решение, как лучше сделать, какие могут быть варианты. Надо перечитать главу про решение проблем. Сын молодец. Маша, несмотря на то, что была при разговоре, вряд ли поняла, о чем идет речь. Ведь еще год назад мы не могли подумать, что техники решения проблем понадобятся нам в ближайшем будущем.