Невероятные годы. Часть 4. Система материальных поощрений
Невероятные годы. Общаемся с ребенкомПродолжаю пересказывать цикл занятий/тренингов для родителей "Невероятные годы". Сегодня затрону большую тему материальных поощрений. Материальные поощрения - это сильный стимулирующий фактор для того, чтоб помочь детям овладеть особо сложными навыками. Поэтому материальное поощрение используется нечасто, а только в случаях крайней необходимости. Например, чтоб научить пользоваться горшком/туалетом, самостоятельно и/или быстро одеваться, за дружную игру.
Сочетайте социальные поощрения (похвалу!) с материальными. Хвалите ребенка на пути к цели, гипер-похвала и материальное поощрение при достижении цели.
Есть два способа использования материальных поощрений. Первый - поощрение-сюрприз или спонтанная награда всякий раз, когда малыш ведет себя нужным для вас образом. То есть вы можете похвалить ребенка и предложить ему какой-то сюрприз/кафешку. Этот вид поощрения используется для ситуаций, когда ребенок регулярно демонстрирует требуемое поведение и вы хотите его (поведение) закрепить на уровень автоматического выполнения.
Второй метод состоит в том, что вы с ребенком можете спланировать, за какой тип поведения будет выдаваться вознаграждение. Обратите внимание, что тип поведения должен быть один!! Сначала формируете один тип, закрепляете его, потом другой. Эта программа используется, когда положительные поступки редки, а вы хотите их участить.
В частности, для коррекции и закрепления положительного поведения можно выбрать любой ежедневный процесс: мытье в ванной, быстрые сборы на прогулку или самостоятельное одевание. Также можно закрепить дружную и игру и умение договариваться. Обратите внимание, что в случае, когда мы используем временные отрезки (для определения быстрого одевания или периода дружной игры), эти отрезки должны быть со стопроцентным попаданием. ТО есть за 5 минут, например, ваши дети не поссорятся - значит, интервал должен быть именно 5 минут. Или, если малышу для одевания необходимо 20 минут - значит, вы ему ставите интервал в 20-25 минут. Эти хитрости нужны для того, чтоб ваш малыш - или малыши - обязательно получили заслуженное поощрение. Вы можете корректировать эти интервалы исходя из развивающейся ситуации. Если ребенок одевается за 10 минут, сократите время до 15, 12 минут. Или, если ребята успешно играют по полчаса, определите интервал в 25 минут. Достижение успеха мотивирует детей на дальнейшую упорную работу. Таким образом, начиная с маленьких успешных шагов, вы двигаетесь в большому результату.
Есть два варианта использования системы поощрений. Вы можете сделать выбор сами.
1. Это система наклеек. То есть за каждый успех вы вручаете ребенку наклейку.
2.Система с обменом. Ребенок накапливает некоторое количество наклеек и потом обменивает их на какие-то еще поощрения: поход в парк, дополнительная сказка, дополнительное время игры с родителем, конфетки, ручки, фломастеры и т.д. Главное - предмет (если это предмет) на который происходит обмен, должен быть недорогой.
примеры материальных поощрений:
Недорогие предметы:
- маркеры, краски, мелки, бумага, карандаши, книжки-раскраски
- деньги (мелкие монетки)
- календарики
-сюрпризы в мешке с копеечными вещами (маленькие машинки, мячики-шарики и т.д.)
-новая игрушка (предел стоимости которой заранее определен)
-.выбор любимых сладостей в магазине
-фрукты
-новые детали к коллекции и т.д.
особые привилегии дома:
- выбор десерта для всех
-выбор программы или фильма для просмотра
- возможность оставить друга/подругу ночевать (для более старших детей)
-разрешение сидеть за обедом на мамином или папином месте
-разрешение накрыть на стол самостоятельно
-привести друга в гости
-поиграть в компьютерную игру.
особые виды деятельности вне дома:
-пойти в кино
-покататься вместе на велосипедах
-пойти гулять в парк
-ночевать у дедушки с бабушкой
-поехать на пикник
-сходить в кафе и т.д.
------------
Важно помнить, что программа материального поощрения будет работать до тех пор, пока:
-вы подбираете мотивирующее поощрения. Если вы предалагаете в качестве поощрения то, что ребенку не нравится, вам будет сложно заинтересовать его программой и, соответственно, результата не будет.
-делаете программу простой и занятной
-тщательно контролируете процесс
-последовательны и немедленно выдаете поощрения
-пересматриваете программу в зависимости от перемен в поведении и поощрениях
-устанавливаете логичные границы того, какие поступки сопровождаются поощрением.
Обратите внимание, что при выполнении ребенком необходимого действия, первое, что получает ребенок - это гиперпохвалу!! Похвала первична, а материальное поощрение - вторично.
Когда мы ходили на занятия, нас попросили выбрать схему: наклейки или наклейки с обменом. Мы выбрали просто наклейки. Витя выбрал для коррекции поведения Сашин приход в ванную по первому требованию. А я выбрала одевание.
Мы предложили Саше комплекты наклеек и объяснили схему по следующему алгоритму:
1. Похвалить ребенка за то, что он умеет делать хорошо ("У тебя отлично получается надевать колготки")
2. Назвать конкретное поведение, которое хочет видеть родитель у ребенка ("Я хочу, чтоб ты приходил в ванну по первому требованию", "Мне бы хотелось, чтоб ты одевался быстро, за 20 минут"). Обратите внимание, что поведение должно быть КОНКРЕТНЫМ.
3. Рассказать программу: "Каждый раз, когда ты сделаешь это, ты получишь одну наклейку и приклеишь ее на лист. Лист мы повесим на стенку". Когда рассказываете о наклейках, достаньте их и дайте посмотреть ребенку. Лист, на который будут приклеиваться наклейки, можно раскрасить самим (подводный мир) или купить в магазине книжку с наклейками и заполнять ее по мере тренировки).
Для системы с обменом можно показать еще правила обмена: когда у тебя будет две наклейки, ты сможешь их поменять, я прочитаю тебе дополнительно сказку. Когда у тебя будет три наклейки, ты сможешь их обменять - посмотреть еще один мультфильм.
4. Предложили потренироваться: Давай попробуем?
-----------
Важно:
поведение определяет родитель!
наклейки хранятся у родителя!
наклейки выдаются сразу родителем!
выбирает наклейки ребенок!
Определяют место оба: родитель и ребенок
спорные реакции игнорировать и отвлекать
Обратите внимание, что на формирование навыка уходит примерно три недели. ТО есть система наклеек (с обменом или без) будет длиться не меньше трех недель. ПОсле этого наклейки постепенно можно убирать и оставлять только похвалу.
О "подводных камнях" системы я расскажу в следующем посте