Невероятные годы. Часть 2. Похвала.
Невероятные годы. Общаемся с ребенкомДетей можно и нужно хвалить. Но не просто так. Похвала должна быть маркированной: "Спасибо, что подал мне книгу, которую я просил". Или: "У тебя отлично получается. Ты так высоко залез, у тебя сильные (ловкие и т.д.) пальчики (ноги, руки и пр.)." Кроме того, часто в нашей жизни с детьми смещаются акценты. В то время, когда ребенок ведет себя тихо и спокойно, никто не обращает на него внимания. Но как только поведение становится деструктивным, раздражающим, то ребенок получает много, огромное количество внимания. Конечно, это "перекос", с которым можно и нужно бороться. Если у вас нет возможности быть рядом с малышом во время его спокойной игры, то хотя б раз в 5-7-10 минут (в зависимости от ситуации и конкретного карапуза) подходите к нему и хвалите его игру. Например, восхититесь башней, которую он построил, проявите интерес к его деятельности. Таким образом, вы закрепите положительное поведение, которое вас устраивает.
Если у вас два/три/четыре и т.д. ребенка и они играют вместе, но не всегда дружно, начните с более короткого времени, когда они играют одни. Например, 3 минуты. И через три минуты подойдите и похвалите дружную игру. Поинтересуйтесь, во что играют, кто какие роди исполняет. Постепенно увеличивайте интервалы. Помните, что поощряться должно ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ, а не отрицательное поведение.
-------
Теперь о некоторых... эээ... довольно популярных, но несколько ошибочных тезисах.
Итак.
1. Иногда взрослые думают, что они могут перехвалить ребенка. Но это вряд ли возможно. Не забывайте, что часто дети, делающие что-то ради похвалы - это дети, которые получают ее недостаточно и испытывают острую в ней потребность. Если ваш ребенок купается в похвале и в вашем внимании, он не будет стараться делать что-то ради похвалы. Он просто будет это делать, а вы просто будете хватить. Подумайте об этом. Дети, которые получают много похвалы, умеют и желают хвалить других. Наш сын, например, с радостью хвалит нас с мужем и свою сестру. Причем делает это правильно: "Спасибо, Маша, что принесла мне кофту".
2. Не забывайте хвалить за повседневные дела. Особенно, когда хотите закрепить поведение. Например: "Как здорово ты почистил зубы, ты сделал это сам и у тебя отлично получилось". Или: "Ты помогла вымыть посуду, я бы без тебя не справилась (мне было бы трудно справиться с этим без тебя)".
3. Иногда кажется, что хвалить ребенка в течении дня - это странно. Но на самом деле, если нас интересует положительное поведение ребенка - это нормально.Не надо беречь похвалу для особенных случаев, ибо тем самым мы вплотную подходим к пункту 1. Хвалите всегда и везде, за любые, даже слабые попытки, за спокойную игру, за послушание с первой просьбы, иными словами, хвалите не только результат, но и шаги, которые делает малыш на пути к результату. Но помните о том, что ребенок должен знать, ЗА что вы его хвалите. Еще раз повторю: МАРКИРОВАННАЯ похвала - вот наша цель.
4. Хвалите себя. Партнера. Друга. Друг друга при детях. "Я приготовила отличный ужин". "Папа сегодня был упорным и повесил зеркало" и т.д. Детям нужен положительный пример.
КАК ПРАВИЛЬНО ХВАЛИТЬ.
1. Для того, чтоб научиться правильно хвалить, потребуется некоторое время, ведь надо будет приучить себя всегда правильно формулировать похвалу, вместо того, чтоб привычно сказать "молодец!". Иногда бывают моменты, и даже целые дни, когда поведение ребенка просто отвратительное. В такие дни - ищите и выискивайте секунды, за которые можно похвалить. Особенно это касается детей, не привыкших к похвале и реагирующих на нее негативно и даже агрессивно.
2. Хвалите вовремя. Не забывайте, что всему свое время. И если вы не похвали в тот момент, когда было надо, то дождитесь следующего момента и похвалите правильно. Иначе похвала будет не к месту. Обратите внимание: если дети ведут себя неподобающим образом, не стоит их хвалить. Например: Если Маша поделилась с Сашей фломастерами (положительное поведение) и они рисуют ими на стене - то хвалить не стоит. Стоит отметить, что рисовать надо на бумаге и предложить детям бумагу.
3. Хвалите эмоционально. Если похвала будет высказана вяло и печально - она никого не вдохновит. Если вы будете радостны и эмоциональны, ребенок запомнит это.
4. Избегайте сочетать похвалу с критикой. "Ты сегодня сразу пришел обедать, не то, что два дня до этого". Воспоминанием о непослушании вы нивелируете все хорошее, сказанное в первой части фразы.
5. Сочетайте похвалу со взглядом в глаза, объятьями, поцелуями и т.д. Это усиливает действие.
---------
Примеры фраз для начала похвалы:
- "Мне нравится, когда ты..."
-"Очень хорошая идея для..."
-"Ты сразу меня услышал и выполнил..."
-"Спасибо за то, что..."
-"Ты можешь гордиться собой за..."
-------
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОХВАЛЫ:
1. Ловите момент, когда ребенок себя хорошо ведет - не берегите похвалу для идеального поведения. - то есть если есть хоть крупица хорошего - хвалим конкретно за это хорошее
2. Не бойтесь испортить ребенка похвалой
3. Увеличьте количество похвал трудным детям
4. моделируйте самопохвалу - хвалите себя и супруга/у в присутствии ребенка.
5.Похвала должна быть маркированной и конкретной
6. Похвала должна быть связана с поведением
7.Хвалите с улыбкой, гляда в глаза и с энтузиазмом.
8. Давайте положительную похвалу (то есть: "У тебя здорово получилось помыть руки, но стоило бы это делать каждый день" - это неправильно. просто говорим про мытье рук каждый раз, а про периодичность - молчим. Если правильно будем хвалить, то периодичность потом сама появится.
9. Хвалите сразу же.
10. Обнимите, поцелуйте, погладьте по голове вместе с похвалой.
11. Пользуйтесь похвалой последовательно
12. Хвалите в присутствии посторонних.