Всякое разное или итоги года
ДетскоеВсе под катом
Давно хотела написать пост про наши текущие умелки, но все нет времени, а время идет, так что будут просто некоторые выдержки из моей переписки с разными людьми, которые дополню тем, что есть на сейчас.
Из переписки, в основном про языки
31 авг
За лето дочь начала выдавать небольшие "рассказы" на английском из 5-7 предложений, о себе, например, о брате, про погоду. Ну и много конечно слов и словосочетаний появилось в речи, часто употребляет к месту, но в перемешку с русским.
1 сен
Дальше хочется расширять не бытовой словарный запас (кому он нужен-то по большому счету, если ты не билингв или не собираешься эмигрировать), а брать более "сложные" темы и самое главное улучшать владение грамматическими конструкциями. Маша например часто говорит Lesha is one years old (по аналогии с I am three years old и каждый раз поправляю что one year, three years - все равно ошибается, хотя когда просто считает, считает правильно), Может сказать Lesha have/take и т.п. (хотя тоже часто поправляю). Путается между is и are, практически не использует прошедшее (наверное моя недоработка - будем теперь проговаривать каждый день, что мы делали вчера), редко использует континиус, за исключением фразы what are you doing (кстати интаймы его тоже редко используют, хотя казалось бы, где найти лучшее поле для этого). Из перфекта есть только, Lesha has got my toy. И то потому что мы читали книжку, в которой эта фраза раз 7 повторяется и больше практически ничего, в других случаях не использует и не понимает, когда он требуется, но это опять же в целом прошедшее у нас не охвачено, хотя в планах занятий в My english baby что-то было про прошедшее, просто сейчас мы не очень этих планов придерживаемся. Вводные слова (никто не дает, у Елисеевой единственный оборот который был Let me think), Сейчас начала задавать вопросы на английском - но пока повторяет те вопросы, которые я задаю, сама еще не строит их правильно - опять же громадное поле для работы. То есть мне уже нужны не интаймы, а тематический урок, но на определенную грамматику. А такое ощущение, что большинство начинает делать курс для начинающих, а дальше бросает. Вот и есть 1000 вариантов как начать учить, и мало как продолжать. Так что уже склоняюсь к тому, что надо брать какой-нибудь нормальный учебник (оксворд, кембридж и т..п.) для школьников, которые как раз берут в каждом уроке новую грамматику и на основе этих уроков - уже делать что-то для Маши. Это одна сторона. Вторая сторона - время - я сейчас вышла на свою основную работу на удаленке, плюс мелкий требует внимания - сидеть целый день шерстить инет на предмет уроков, потом готовить их, потом еще устраивать полноценные ТН с лепками, рисованиями, наглядными пособиями и т.п. - скажем так малореально. Реально - это поставить видео минут на 15, естественно желательно чтобы оно было обучащим, правильным и давало подготовку к основному уроку. Провести урок минут 15 - поговорить на английском, может поиграть, но без сложных телодвижений, идеально что-то, что можно сделать быстро на ходу (по дороге в сад например), вечером конечно почитать книжек, обсудить прочитанное - это мы итак делаем каждый день на русском и англ. И один-два раза в неделю можно проводить чуть более углубленное занятие, англ день как у Елисеевой или просто урок не на 15 минут, а на час или два уже с "развлечениями". В общем как-то так. Хочется не рытся уже инете, а взять нормальный полноценный курс и спокойно по нему заниматься. А таких на возраст 3 года получается и нет.
2 сен
Говорит - может рассказать о себе, что-то типа
I'm Masha. My name is Masha. I'm 3 years old. I live in Moscow. I like to play cars. I like to go to kindergarden. I have a little brother. His name is Lesha. He is one year old. I like to eat bananas, soup.... I have long hair. I'm blonde. My hair is curled. Ну и т.п. Правда все с наводящими вопросами, конечно. Но когда играли в написать письмо бабушке, они мне "читала", что она написала - был монолог такого же содержания без наводящих вопросов. Ну и примерно на таком же уровне может поддерживать диалоги по поводу еды, животных, погоды и др. проработанных тем. По ходу дела, если тема ей очень понравилась, например, звезды, может начать сама говорить на английском: Mama, look, I see three stars, I see a moon и т.п. Поет песенки на английском. Считает. Понимает вообще довольно много - всегда правильно показывает, отвечает на вопросы по прочитанным книжкам. По грамматике в основном present simple, present continuous, инфинитив, единственное-множественное число как правило правильно формирует, в 3ьем лице как правило добавляет s и правильно модальные глаголы употребляет. С прошедшим и перфектом - плохо. Хотелось бы кстати, чтобы в видео-части было побольше примеров на эти времена. Потому что видео она с удовольствием смотрит и берет целые речевые обороты оттуда. Сейчас начала с ней тренировать рассказ о вчерашнем дне в прошедшем времени, в том числе и неправильные глаголы берем - но пока в речь это не перешло. Книги - в последнее время начали читать неадаптированных трех поросят, гадкого утенка, там наверняка есть незнакомая для нее лексика, но слушает с удовольствием, отвечает на вопросы, просит повторить. До этого читали и продолжаем читать много дональдсон, сьюза, истмана, карла, про свинку пеппу и т.п.
10 ноя
Со старшей продолжаем заниматься, но уже в основном самостоятельно, читаем книги, сейчас "проходим" berenstain bears, скачала большую подборку книг, смотрим мультики и читаем книги - там есть отличия между книгой и мультфильмом, так что еще интересней, пытаемся брать классику - типа диснеевской золушки, пиноккио, мультфильмы смотрим полностью, а читаем пока конечно сокращенные детские варианты. Ждем advanced от Елисеевой, Светланин курс нам уже маловат - полезны в нем для нас сейчас только диалоги из доп секции, но честно говоря не хватает времени, чтобы мне самой предварительно этот материал проработать. С моадшим только начали заниматься, елисееву пока отказывается смотреть - с ним начали с your baby can read (можно скачать на руторенте, если вам надо, я его ужимала немного под айпад мини - могу выложить) со старшей начали еще французский - но там пока все в зачаточном состоянии, пока похвастаться особо нечем.
12 ноя
И little reader и your baby can read - это домановское чтение в первую очередь, есть смысл совсем рано им заниматься, считается что ребенок запоминает слова полностью и позже сам выходит на понятие буквы и выводит правила чтения, я с дочерью домановское в свое время не потянула, сейчас конечно поздно уже, она уже читает по-русски обычным методом буква-слог-слово. Уровень и там и там самый начинающий, дочери уже не особо интересно, но какое-то время и литтл ридер и your baby can read она посмотрела и не знаю то ли после них, то ли просто старше стала - по-русски начала читать чуть быстрее. В англ как итог узнает некоторые слова, по звучанию и по первой букве написанного слова угадывает слова из нескольких, но именно в чтение на англ мы пока не вышли, но я задачи такой пока не ставлю, пусть сначала начнет с приемлемой скоростью читать по-русски. С сыном целеноправленно домановским чтением не занимаюсь, получается постольку поскольку через your baby can read, пока сложно сказать читает ли он, но когда видит слово clap например - начинает хлопать:) по реализации мне больше нравится your baby can read, но там меньший словарный запас и нет интерактивных проверок как в литтл ридер, для начала изучения языка мне нравится, жаль, что с дочерью про него не знала, сейчас бы начинала с него, потом елисееву.
30 ноя
... нам актуальны материалы по др. языкам (сейчас занимаемся еще фр (его я немного знаю), китайским - не знаю и похоже не способна к нему, смотрю обучающие курсы с детьми и ничего не могу запомнить:)) и держим в планах немецкий (его начали летом, но потом поняла, что мне надо самой его сначала на какой-то уровень вывести, чтобы эффективно заниматься, поэтому занимаюсь немного сама немецким, чтобы позже начать с детьми).
Но вообще по итогам занятий поняла, что на таком же уровне как англ, я др. языки все равно не потяну, не хватает ни знаний, ни времени в сутках ни у меня, ни у детей, с учетом, что я работаю, а старшая ходит в сад и младший тоже пойдет, как дорастет. Нанимать репетиторов, чтобы форсировать изучение остальных языков - не знаю, это конечно эффективно, особенно если будет носитель, но не уверена, что нужно. Не факт, что эти фр, кит, нем. вообще по жизни пригодятся. У нас это скорее просто попытка посмотреть, что получится без особо сильных вложений. Поэтому по остальным языкам занятия у нас в основном пассивные - смотрим детские обучающие курсы, по фр. иногда задаю всякие наводящие вопросы, но полноценных диалогов пока тоже не ведем. Но думаю,если у нас с этими детскими видеокурсами какой-то языковый базис сформируется, может быть выйдем со временем и в говорение и на др. языках.
25 дек
Языками сейчас практически не занимаемся - не успеваем, осталось только чтение на англ (фр. и кит вообще забросили) и к сожалению сразу же заметен регресс, если Маша раньше сама начинала со мной говорить по англ. то теперь переключается с трудом и только если я настаиваю, стала вставлять больше русских слов в англ. предложения, причем даже тогда, когда она англ вариант точно знает. просто он ей быстро не приходит в голову. Это печалит, на каникулах планирую сделать языковый нонстоп, чтобы вернуть наш уровень разговорного англ. Правда при этом начала слушать, все более и более сложные книги на англ. Вчера читали например Финдуса на англ - совершенного нормально восприняла. Хотя не знаю, может быть потому, что он ей знаком и на русском. Из новогодних-рождественских книг Маше еще неожиданно понравился How the Grinch Stole Christmas (думала будет рановато, но нет).
26 дек
Про математику
Мы начинали заниматься по игралочкам Петерсон (математика там вначале скорее логика и рисование, чем именно математика), дошли до пособий 5-6 лет и немного застопорились, видимо надоело. Сменили на ломоносовскую школу, тоже 5-6 но на мой взгляд они проще, хотя там уже нормальная числовая запись примеров, плюс Маша уже хорошо пишет (как у вас с письмом? ) сейчас занимаемся по ним и дополнительно логика беденко (логика после петерсон идет у Маши очень легко, но попадаются неожиданные задания, которые заставляют подумать, что радует, так как сильная шаблонность пособий меня смущает) Пройдем эти пособия - вернемся к петерсон и заглядываюсь на пособия жени кац, они на примете для продолжения, к тому моменту как мы до них доберемся, может в пособиях ошибки поисправляют)) С письмом советую взять какие нить прописи, если плохо владеет рукой - с рисунками, если получше - уже с буквами-цифрами и использовать тонкий фломастер - ребенку проще меньше усилий надо прикладывать. На шариковую ручку мы перешли вот только месяц как, карандаш - до сих пор не хватает сил нормально им писать. Если по петерсен начнете заниматься - там тоже много надо соединять, обводить, раскрашивать - первые тетради делали фломастерами. Прописи все равно используем часто, но сейчас уже перешли на мелкий шрифт.
Но честно скажу - я бы всем этим не занималась, если бы Маша сама не хотела, нужны усидчивость и желание, заставить очень сложно. Не хочет - просто считайте все вподряд, складывайте, вычитайте на предметах, ближе к 5 большинство детей уже готово заниматься по тетрадям. Но постановка руки, все равно нужна - рисуйте больше:) раскрашивайте.
У меня младший явно не так развивается как Маша, книги до сих пор не слушает, уже год и 7 ему, слов полных нет, только отдельные звуки какие-то, маша говорила в этом возрасте). Очень плохо концентрируется - буквально минута и ему надоедает. Себе на уме - предлагаешь ему игру - он играет во что-то свое, а не по твоим правилам, так что даже в игре сложно обучать - вот с ним я чувствую хорошо если мы хотя бы к 5 годам до тетрадей-прописей доберемся.
Ну и дополню
Маша сейчас ходит в обычный садик, но с сентября у нас новая группа с очень хорошими воспитательницами, так что ходит с удовольствием и про старый платный садик практически не вспоминает, хотя иногда спрашивает а будем ли мы снова туда ходить. Забираю ее после полдника (где-то в 15:30 - 16:00).
Языками, математикой, письмом занимаемся дома, из доп. занятий: балет (на самом деле скорее ритмика+основы хореографии), бассейн и фигурное катание.
Балет 2 раза в неделю по часу! Ходит с удовольствием, недавно был открытый урок - порадовало, что очень старательна и состредоточена на занятиях, но до балетной пластики конечно еще далеко. Но все равно занятия явно дают результат, сравниваю с детьми из детского сада, лучше координация движений, лучше владеет телом, ножки развернулись:)
Бассейн - это полная неожиданность с нашими постоянными отитами, не думала, что мы будем ходить в бассейн. Но познакомились с замечательным тренером Юлей (плавунок.ру). Дочь начала ходить к ней с удовольствием в конце сентября, плюс 2 раза в неделю бассейн в детском саду, как результат в начале декабря она уже поплыла сама "кролем"! без всяких нарукавников, макарон и пластиковых приблуд, т.е. именно сама. Ну и болеть мы стали меньше, всего 1 раз за осень-зиму, ттт. (Правда может быть тут помогли и прививки, мы после последнего очень сильного отита сделали прививку от пневмококка, а в сентябре привили ее еще и от гриппа, кстати тот единственный раз, что мы болели был как раз после прививки гриппа, так что в след. году не знаю делать ее или нет.)
Посмотрев на Машины успехи в бассейне, начали в декабре водить туда и Лешу, он правда занимается пока с папой:) Пока ему там менее комфортно, чем Маше, но на последнем занятии проныривал и не плакал. хотя раньше отказывался. Думаю привыкнет и начнется прогресс.
Фигурное катание - у нас рядом каток с иск. льдом, ходили туда сами, занимались вечером минут по 15-20 с Машей, а потом там открыли секцию фиг. катания - куда я ее и записала, ходим теперь 1 раз в неделю еще и в секцию. Там ей тяжеловато - она самая маленькая, все дети старше 4 лет. Из элементов, которые получаются очень хорошо: змейка вперед, фонарики вперед. Она там хорошо отрабатывает, реально разгоняется на них. Над остальным конечно пока надо работать, в том числе и над елочкой. Но какие наши годы:))
Чтение - про чтение почти не писала, но читает хорошо, может прочитать несколько предложений. По букварю ей это проще, реальный текст - сложно разбивать на слоги. Любит читать крупные надписи. В прямо беглое чтение пока не вышли.
Письмо - про то, что Маша хорошо владеет рукой я писала (это кстати сказывается и на рисунках). Но сейчас хочу сказать, не про технику, а про написание слов на слух. Эта тема ей очень интересна, поэтому осваиваем печатанье слов на слух. Хорошо слышит звуки, простые слова печатает сама без ошибок, сложные диктую по слогам - но там все равно конечно часто бывают ошибки, но опять же какие наши годы:)
Про Лешу.
Честно скажу, очень сложно с ним заниматься, из-за его плохой концентрации и нежелании делать по твоему, вернее желании делать все по своему. Из хороших "результатов" у нас был только сбор пирамидки по размеру - ее он как-то рано и быстро начал собирать. Все остальное - никак. Но за последние пару месяцев наметился явный прогресс и помогли нам это как ни странно игры на iPad - замечательные приложения от Tiny Hands. Начали делать там сортировку по цветам, по формам, сначала не получалось (сравниваю с Машей - она тоже в эти игры играла, но очень мало, потому что освоила практически сразу), с Лешей где-то месяц он потратил на то, чтобы начать сортировать. После этого наконец-таки пошла реальная сортировка предметов по цвету, начал правильно вставлять фигуры в деревянные рамочки, пошла шнуровка, причем довольно мелкая и довольно долго он над ней может сидеть. Любит рисовать фломастерами, на последних рисунках появилось что-то похожее на круг. Что-то повторяет за Машей, например, купаясь с ней научился выдыхать в воду (как учат в бассейне). Относительно недавно начали заниматься англ, в основном смотрим курс Your Baby can read. Многое из него понимает. Вообще уровень понимания речи очень высокий на русском и уже какой-то есть на английском. Но вот с говорением явные проблемы, слов очень мало и в основном это все таки один слог для обозначения слова или интонационное бурчание. По правда да, нет, не знаю говорит:) Так что диалоги с ним можно вести:) Самая большая фраза пока "папа иди", которую он начинает кричать, когда я зову мужа есть, а он не идет:) Физическое развитие очень хорошее, все-таки мальчики-это мальчики, но и осторожности меньше, падает и бьется часто, хотя и не расстраивается по этому поводу. Что меня печалит - это нежелание слушать книги, когда читаю целенаправленно ему - просто подходит, отнимает и закрывает. Хотя очень надеюсь, что ему что-то перепадает все же,когда я читаю Маше. Жду, когда его это все-таки заинтересует, потому что интересных детских книг у нас очень много и жаль, если они пройдут мимо него. Но, как ни странно, есть интерес к буквам и некоторые уже узнает и показывает на карточках со словами (сами карточки по доману не используем). В общем в Леху еще вкладывать и вкладываться, хочу попробовать после НГ отдать его в платный сад, куда ходила Маша, если возьмут конечно (он пока для него маловат). Из позитивного хочу отметить его характер - он человек-улыбка, располагает людей к себе, легко делает так, что старшие дети принимают его в свои игры, думаю, что легкость в общении, это качество, которое не менее важно, чем знания в какой-то области, так что надеюсь он его сохранит и дальше:))
Ну и немного про себя
Летом вышла на удаленке на свою основную работу, вырабатываю там сейчас где-то 60% ставки, времени свободного не осталось, так что многие хобби ушли на дальнюю полку. День расписан - подъем-завтраки-сборы, работа, детские секции или домашние занятия, отбой:) Из значимых событий уходящего года - давно хотела переехать в другой район, поближе к лесу, ну и места чтобы было побольше:) в этом году мы наконец-таки это практически осуществили, осталось сделать ремонт и переезжаем! Так что с сентября у Маши будет новый сад и новые секции. Надеюсь, что переезд для нее пройдет не слишком болезненно и мы сможем найти аналоги для всех наших занятий. В общем хлопот в предстоящем году будет немало.
Цели на следующие год простые: сделать ремонт, адаптировать детей, да и самим тоже на новом месте жительства, занятия с Лехой - надеюсь он все-таки заговорит на русском и англ, начнет читать книги. начнем что-нить более серьезное из занятий:) С Машей хочется, конечно выйти в говорение на втором иностранном языке (скорее всего французском, но объективно мало времени на это, но напишу, надо же желания визуализировать), конечно продолжать тот задел, что у нее уже есть. По работе особых целей не ставлю, не хочу пока полностью уйти в работу - дети маленькие, они пока в приоритете, хотя повышение дохода, конечно за предстоящий год ожидаю:)). но в рамках таких же временных затрат:)) Из личных целей не достигла в этом году, но ставлю на следующий - похудеть! Мои -20 кг все так же ждут меня. Буду работать над этим:)
Если кто-то читал и дочитал до конца: с наступающим! Успехов и удачи в новом году, чтобы все были живы-здоровы и вселенная радовала позитивными событиями:))