ГВ - мамочки, почитайте!
Мамочки, собирающиеся отлучать свое чадо от груди, информация к размышлению!!!
Как долго кормить грудью?
Часто мамы говорят: пару месяцев покормлю, потом все равно молоко пропадет. Или: покормлю до полугода, потом прикормы начнутся, и вообще, можно пить из чашки. Или так: кормлю до года, в крайнем случае, потом молоко уже ничего полезного не содержит. Какое же из этих мнений можно считать правильным?
“Молоко все равно быстро пропадет”
Действительно, в настоящее время до 3х месяцев грудное молоко получает только 10-14% детей, остальные уже искусственники. Причина столь раннего прекращения грудного вскармливания не в том, что мамы не хотят кормить, или им рано надо выйти на работу, или им мешает плохая экологическая обстановка. Причина удивительно проста и незатейлива: женщины просто не умеют этого делать – кормить грудью. Учится им, к сожалению, в современном обществе практически не у кого. Да и большинство женщин даже не думают о том, что кормлению грудью нужно учиться. А между тем, грудное вскармливание – это женское искусство, такое же, как, например, умение вышивать, шить, вязать, вкусно готовить.
Почему-то никому не приходит в голову ждать от женщины, впервые взявшей в руки спицы и пряжу, шикарного свитера. Но все считают, что женщина, впервые взявшая в руки новорожденного, знает, как его прикладывать к груди. Она могла бы это знать, если бы на протяжении всей предыдущей жизни, начиная с раннего детства, она наблюдала, как другие женщины кормят грудью и ухаживают за своими малышами, тогда бы навыки грудного вскармливания и ухода за младенцем ей были бы известны и понятны. Но даже в такой ситуации, впервые родившей женщине, понадобилась бы практическая помощь более опытной матери. Одно дело – смотреть, как кормят другие, и другое дело – кормить самой. В современном цивилизованном обществе утрачено женское искусство грудного вскармливания, утрачена культура материнства. Молодая мама, даже готовая учиться материнству, может не найти в своем окружении женщины, имеющей опыт естественного вскармливания и ухода за младенцем. У нее будет много советчиков, на самом деле не имеющих представления о природных потребностях ребенка, но уверенных в своей правоте. Хочется порекомендовать маме, прежде чем прислушиваться к советам, поинтересоваться, как долго сам советчик кормил грудью и получал ли от этого положительные эмоции? К сожалению, для большинства мам сейчас основными источниками авторитетных сведений о грудном вскармливании выступают участковые педиатры, в большинстве своем не имеющие личного, успешного опыта грудного вскармливания и необходимых теоретических знаний, но имеющие огромный опыт наблюдения за вскармливанием искусственным. И до сих пор пользуются популярностью советы из постоянно издающихся и переиздающихся книг одного мужчины педиатра, никого грудью не кормившего и даже не имевшего родных детей.
А как же книжки? К сожалению, во многих современных книжках советы, которые там даются по организации грудного вскармливания и уходу за грудным ребенком можно озаглавить “Что нужно сделать, чтобы было больше проблем” или “ Как быстрее потерять молоко”. Даже если у мамы есть самые лучшие книжки о грудном вскармливании, где все правильно и подробно изложено, грудное вскармливание собственного малыша у нее может не получиться. Попробуйте, впервые взяв спицы и нитки, связать что-нибудь по книжке. Вряд ли у вас сразу все получится, но если Вы долго будете стараться, совершать ошибки, переделывать заново, когда-нибудь Вы действительно научитесь вязать. Но у мамы и новорожденного нет времени и возможности учиться методом проб и ошибок. Совершая ошибки, мама получает недостаток молока, или болезни сосков, или отказ ребенка от груди, или все это вместе. Если в этот момент рядом с ней нет человека, способного указать на ошибки и показать, как их исправить, кормить ребенка она не сможет. Вот и получается, что сейчас в нашей стране кормят ребенка успешно и долго примерно 5% женщин. Это те мамы, которым повезло: малыш сразу правильно взял грудь, а мама, прислушиваясь к своим инстинктам и нуждам малыша, не обращает внимания на советы “бывалых” подруг и родственниц. Часто такая мама сомневается в правильности своих действий, потому, что ребенок ее ведет себя совсем не так, как дети-искусственники. И если у нее есть внутренние силы противостоять настойчивым советам извне, грудное вскармливание у нее и малыша складывается вполне успешно. К сожалению, очень часто, сомневающаяся в себе женщина, у которой на самом деле все было хорошо, начинает прислушиваться к некомпетентным советам и повторять чужие ошибки.
Практическое обучение необходимым приемам, передача личного, удачного опыта от одной мамы к другой – основа и залог успешного грудного вскармливания. Мама, получившая необходимые теоретические знания и обученная практическим навыкам и приемам не испытывает проблем с грудным вскармливанием. Кормит так долго, как это действительно необходимо ее малышу с точки зрения физиологии и психологии. В цивилизованном мире становится все больше организаций, которые занимаются распространением и поддержанием в обществе знаний о грудном вскармливании. Это не медицинские организации. Это сообщества матерей, имеющих успешный опыт грудного вскармливания и готовых поделиться им со всеми, кому он необходим. Опыт грудного вскармливания передается от матери к матери. Никак по-другому он передан быть не может.
“Кормить можно до полугода, потом уже прикормы и зачем сосать, если можно пить из чашки”
Так считают люди, относящиеся к грудному вскармливанию, только, как к источнику пищи для ребенка. Таких людей сейчас большинство. Если действовать по книжке “Детское питание”, относясь к грудному молоку только, как к еде и замещая кормления прикормом, к девяти месяцам останется одно грудное кормление рано утром, да и его можно кефирчиком заменить… А на самом деле сосание груди ребенку нужно не только для того, чтобы наесться. Ему нужно общение с матерью во время прикладывания к груди. Отвечая на беспокойство и плачь прикладыванием к груди, не задумываясь, нужно ли сейчас ребенку есть, пить или спать, мама формирует у малыша уверенность в ней, в том, что она всегда придет на помощь, в том, что окружающий мир доброжелателен к малышу и любит его. Все это необходимо человечку для формирования уверенности в себе и устойчивой психики, для благополучной социальной адаптации и многого другого. Если мама действует исходя из физиологических и психологических потребностей ребенка, постепенно приучая его к пище взрослых, то замещения кормлений прикормом не происходит. Переход ребенка на общий стол и грудное вскармливание – это параллельные процессы, а не взаимозаменяемые действия. Они даже иногда пересекаются, т.к. попробовав новую для себя пищу, ребенок может прикладываться к груди, запивая еду молоком. Замещать кормления прикормом ребенку, находящемуся на правильно организованном грудном вскармливании не возможно еще и потому, что у ребенка основные прикладывания-кормления связаны со снами: ребенок сосет грудь засыпая, и после пробуждения. А завтраки, обеды и ужины, во время которых он знакомится с новой пищей, происходят во время его бодрствования.
“После года в молоке ничего полезного нет”
Мамин организм не знает, что у ребенка сегодня день рождения и не начинает вырабатывать жидкость второго сорта. Молоко и на втором и на третьем году лактации содержит все необходимые ребенку белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы, гормоны, защитные факторы и многое другое. Во время инволюции лактации, когда грудное вскармливание заканчивается естественным образом, грудное молоко приближается по своему составу к молозиву. Это необходимо, чтобы максимально защитить мамину грудь и здоровье малыша в сложный период отлучения от груди. Малыш, пососав несколько месяцев молоко на фоне инволюции и получив большие количества иммуноглобулинов и других защитных факторов, которыми и богато молоко во время инволюции, после отлучения не болеет по крайней мере в течение полугода. И его мама, отлучив малыша, никогда не сталкивается с проблемами и виде мастита, в отличие от женщины, прекратившей стабильную лактацию несвоевременно и неграмотно. Так что молоко после года полезно ребенку, так же, как необходимы ему и прикладывания к груди. Малыш после года прикладывается к груди, когда засыпает и во время ночного сна, утром, когда просыпается, прикладывается днем, чтобы заснуть, просит грудь, когда хочет пить или запить другую еду, когда расстроен, обижен, нуждается в утешении, подбегает к маме пососать, когда соскучился по ней. С возрастом потребность в прикладываниях к груди уменьшается, т.к. уменьшается потребность в абсолютной материнской защите.
Все дети очень разные. Есть малыши, которые в свои 1,5-2 года совершенно спокойно могут обходится без груди, и есть дети, которым мамина грудь нужна до 3-4лет. Утверждение, что сосать грудь больше года вредно, не укладывается и в биологические рамки, если посмотреть на человека, как на млекопитающее из отряда приматов. Крупные приматы кормят своих детенышей примерно шесть периодов равных длительности беременности. У человека в таком случае длительность грудного вскармливания получается 54 месяца, или 4,5 года. Может быть кому-то и не понравится сравнение с обезьянами, но надо все-таки учитывать биологию. В первые годы жизни ребенка закладываются основы его физического здоровья, идет усовершенствование систем его организма, основной рост мозга, приходится на первые три года жизни ребенка. Грудное молоко содержит огромное число компонентов, необходимых для развития малыша. Этих компонентов нет ни в самых современных смесях, ни в пище взрослых, и никогда не будет. Как уже говорилось выше, это факторы иммунной защиты, факторы роста тканей, гормоны и биологически активные вещества, формы витаминов и соотношения микроэлементов оптимальные для усвоения. Все это нужно получать ребенку не только в первый год жизни.
Оптимальной длительности грудного вскармливания нет, т.к. нет одинаковых детей и одинаковых мам. При правильной организации грудного вскармливания, окончание этого процесса находится где-то между 1,5 и 4,5 годами, и зависит не от мнения врачей или близких родственников и подруг, а от готовности к отлучению от груди малыша и от готовности самой мамы к отлучению от груди. И больше ни от чего.
Дата публикации: 5 Октября 2006
Автор статьи: Лилия Казакова, педиатр
Версия для печати >>
Комментарии
yuta, 8 Мая 2008
ЦИТАТА (Narsi)
Девочки, слышала, что мальчиков раньше надо отлучать от груди ,это правда?
Ерунда!!!
senatorsha, 15 Мая 2008
я кормлю грудью уже почти год и пять месяцев и не собираюсь прекращать.Нам с сынулей это нравится обоим,так зачем же лишать друг друга такого удовольствия!!!)))Правда я натыкаюсь на постоянные насмешки и обвинения в слабохарактерности,но меня это не волнует.Единственное,от чего я отучила малыша,это от ночных прикладываний и теперь,когда мы наладили ночной сон,кормление грудью превратилось в наслаждение для нас обоих!!!)))))
Kari, 14 Июля 2008
Нам скоро год и отказываться от любимой еды не собираемся -зачем? Девочки! Это никогда не повторится! Не лишайте себя и своего малыша этой радости единения!
родившая двух пузожителей, 19 Июля 2008
вот-вот. и я о том же всем знакомым говорю. мне конечно обидно то, что они говорят. или это я в штыки воспринимаю?.. но в любом случае кормить хочу как можно дольше. сынишке сейчас 1г4м и хочу примерно годик-полтора еще протянуть. уж очень нам это дело нравится. сейчас сын днем берет сисю в рот и просто поет носом песенки от удовольствия что может быть лучше?! ) и спать мы укладываемся днем и на ночь с сисей. меня устраивает вполне. я тащусь от этого действа! )
Miledy, 19 Июля 2008
Мы с доченькой кормились до 1 г 10 мес., процесс очень нравился обеим, но с года я вышла на работу, а ночью спала чутко, чтобы не задавить дитё и вовремя подставить новую ёмкость. Свекровь, выкормившая троих детей максимум до 3 мес., настаивала на отлучении, мотивируя заботой обо мне. Настояла, забрала малышку на выходные, я приехала забирать с намазанными горчицей сосками. У ребенка была такая трагедия!! Она потом полгода успокоиться не могла, как увидит грудь, так и спрашивает: "А у тебя титя не горькая?". Хуже всего то, что такой насильственный слом ударил по здоровью нас обеих: сначала я 2 недели пролежала в больнице с воспалением легких, а по выписке с тем же диагнозом угодила малышка, только она переносила все гораздо тяжелее, трижды реинфицировалась прямо в больнице, иммунитет упал до минимума, 8 курсов антибиотиков прокололи... Вот я локти-то покусала - маленькой плохо, а выручалочки-тити нет!
Но до 6 лет мы засыпали только в обнимку с титей.
***
О пользе молока
Материнское молоко является абсолютно необходимым продуктом питания человеческого детеныша на первом году жизни. Даже самые хорошие и адаптированные молочные смеси не могут полноценно заменить молоко матери. Ни один производитель детского питания не может создать точную копию материнского молока, т.к. помимо основных пищевых веществ (жиры, белки, углеводы) в нем содержатся совершенно незаменимые компоненты. Важнейшие из них это факторы иммунной защиты. Дело в том, что иммунная система новорожденного ребенка еще не достаточно зрелая, чтобы полноценно противостоять различным инфекциям, поэтому малышу необходимы уже готовые антитела и другие биологически активные вещества материнского молока.
Нам бы хотелось перечислить хотя бы некоторые биологически активные компоненты женского молока:
· Иммуноглобулины А, М, G – антитела к возбудителям кишечных заболеваний, заболеваний легочной системы и др., т.е. это вещества, защищающие от инфекций.
· Секреторный иммуноглобулин A – препятствует внедрению, бактерий, вирусов, аллергенов в слизистые оболочки кишечника и бронхо-легочной системы.
· Лизоцим – под влиянием этого вещества клеточная стенка бактерий разрушается, т.е. происходит гибель бактерий.
· B-лимфоциты – клетки иммунной системы, отвечающие за образование антител к различным возбудителям инфекционных заболеваний.
· T-лимфоциты – клетки иммунологической памяти, т.е. «памяти» о ранее перенесенных заболеваниях.
· Нейтрофилы, макрофаги, моноциты – клетки иммунной защиты, которые обеспечивают захват и переваривание гноеродных бактерий и некоторых патогенных грибков. Также эти клетки синтезируют различные биологически активные вещества.
· Бифидус-фактор – этот компонент женского молока способствует размножению полезных бифидобактерий (профилактика дисбактериоза кишечника).
Помимо этих основных факторов иммунной защиты женское молоко в необходимом количестве содержит различные гормоны (гормоны щитовидной железы, надпочечников и др.), которые влияют на обмен веществ ребенка, формирование его эндокринной системы, облегчают адаптацию новорожденного к новым внеутробным условиям окружающей среды.
Ребенок, находящийся на грудном вскармливании, вместе с материнским молоком получает ферменты, которые способствуют перевариванию пищевых веществ. Это значительно облегчает их усвоение, так как собственная ферментативная система новорожденного еще недостаточно зрелая.
В материнском молоке содержатся различные витамины, регуляторы роста и созревания тканей (факторы роста нервов, эпидермальный фактор роста и др.), которые способствуют скорейшему развитию нервной ткани, ткани печени, желудочно-кишечного тракта и других.
Оптимальное содержание солей в женском молоке снижает нагрузку на еще незрелые почки ребенка.
Положительное влияние на развитие черепно-лицевого аппарата, речи, слуха малыша – еще одно из достоинств грудного вскармливания.
А если к этим положительным сторонам прибавить еще снижение риска рака молочной железы у матери (по мнению многих специалистов), финансовую сторону вопроса (не говоря уже о том, что отпадает необходимость в многочисленных бутылочках, стерилизаторах, подогревателях питания и прочих атрибутах), то польза грудного вскармливания должна показаться вам неоценимой.
***
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ И
ОТДАЛЕННЫЕ ЭФФЕКТЫ ГРУДНОГО
ВСКАРМЛИВАНИЯ
Можно привести следующий перечень проявления эффектов грудного вскармливания у детей:
1.Собственно пищевое обеспечение. При этом особенно важно, что при естественном вскармливании имеет место оптимальное качество и количество как основных нутриентов, так и микрокомпонентов, имеющих значение для полноценного роста и развития. При “пограничных” уровнях обеспечения женское молоко обладает комплексом составных частей, которые способствуют повышению их усвояемости. Состав нутриентов молока динамично приспосабливается к изменяющимся в процессе роста потребностям ребенка. Адекватность обеспечения может нарушаться при достаточно грубых изменениях в пищевом рационе кормя щей матери или снижении объема лактации.
2.Управление ростом, развитием и тканевой дифференцировкой через широкий комплекс гормонов и биологически активных веществ. 3.Обеспечение защиты от повреждающего действия избыточного поступления нутриентов. даже при явной избыточности питания, связанной с очень активным сосанием и высокой концентрацией нутриентов в молоке матери, дети реагируют только повышенным накоплением жировой ткани. Это не сопровождается дистрофическими изменениями втканях и нарушением развития, что имеет место при избыточном введении нутриентов при искусственном вскармливании.
4. Иммунологическая (специфическая и неспецифическая) защита от патогенной для ребенка бактериальной и вирусной инфекции, а также паразитарной инвазии.
5.Ограничение поступления и противовоспалительных эффектов неинфекционных антигенов и аллергенов. Защита от атопических реакций и заболеваний.
6. Формирование иммунологической толерантности (устойчивости) к антигенам используемых матерью продуктов пищевого рациона.
7. Формирование путей оптимальной метаболизации нутриентов, обеспечивающих адаптацию к рационам последующих за молочным периодов питания.
8. Формирование адекватной регуляции пищевого поведения.
9. Развитие психоэмоциональной связи с кормящей матерью в процессе длительного и самого тесного физического и эмоционального контакта при кормлении. В последующем происходит постепенная трансформация этого узкоспециального типа связи в постоянную устойчивую и независимую от кормления реакцию на мать как источник и символ защищенности.
10. Работа мышечного аппарата сосания при кормлении ребенка определяет возникновение усилий и напряжений, наиболее адекватно регулирующих анатом ическое формирование зубочелюстной системы, мозгового черепа, а также аппарата звуковоспроизведения.
Согласно данным ВОЗ и другим многочисленным исследованиям к непосредственным эффектам грудного вскармливания, проявляюшимся в первые месяцы и даже дни жизни ребенка, можно отнести снижение риска кишечных и респираторно-вирусных инфекций, аллергических заболеваний, преимущества физического и нервнопсихического развития детей, физиологическую регуляцию темпов биологического взросления.
Непосредственные эффекты грудного вскариливания
Снижение риска кишечных инфекций
Связь между грудным вскармливанием и риском кишечных инфекций была выявлена еще в 80-е годы. В меморандуме совещания УДГ/ВОЗ (1989) содержится следующее заключение: "..вероятность смерти от связанных с диареей болезней в 14 раз ниже у детей, находящихся исключительно на грудном вскармливании, чему их сверстников, не получающих грудное молоко, и в 4 раза ниже, чем у детей, прикармливаемых молоком животных.
Более того, повышенному риску летального исхода от диареи подвержены даже дети, получающие воду, чай и соки помимо грудного молока. Установлено, что каждое дополнительное ежедневное кормление грудью ассоциируется со снижением риска смерти от диареи на 20% ".
Снижение риска респираторно-вирусных инфекций
Защитный эффект естественного вскармливания против респираторно-вирусных инфекций также подтвержден многочисленными статистическими данными [Иванова И. Е., 1988; Чокырла Л. Ф., 1988; Watkins C. et аI.,1979.] При этом, аналогично с группой кишечных и нфекций, наблюдается тесная взаимосвязь с социальным статусом и материальным благосостоянием семьи, общей и санитарной культурой. При одинаково высоком социальном и культурном уровне заболеваемость в группах детей на грудном вскармливании существенно снижается по сравнению с группами детей, находящихся на искусственном вскармливании.
Очень убедительны клинико-эпидемиологические исследования, посвященные частоте возникновения отита у детей на естественном и искусственном вскармливании. По данным разных исследователей, увеличение заболеваемости отитом втечение первого года жизн и п ри искусствен ном вскармл иван ии составляет от 1,5 до 10-кратного [Сunninghаm А., 1979; Saarinen, 1982; Narayanan J. etal., 1989]. При этом значительно возрастает риск возникновения или рецидивирования отитов и в последующие годы жизни. Предполагается, что в основе повышенного риска возникновения болезней среднего уха при искусственном вскармливании лежит более высокая вероятность механического затекания смеси в слуховую (евстахиеву) трубу, т.е. “позиционный” механизм, связанный с преимущественно горизонтальным положением ребенка во время кормления.
Снижение риска аллергических заболеваний
Большое внимание исследователей было привлечено к проблеме вскармливания ребенка и вероятности возникновения аллергических заболеваний. Этот интерес неслучаен, поскольку сегодня распространенность аллергий чрезвычай но высока. Исследования ВОЗ показали, что искусственное вскармливание в большей степени увеличивает риск аллергических заболеваний у детей 1-го года жизни, не имевших к ним семейной предрасположенности, причем особенно резко возрастает частота бронхиальной астмы и аллерги ческого бронхита.
В отдельных исследованиях подтверждается значение достаточно длительного естественного вскармливания (свыше 6 мес.) для снижения частоты пищевой аллергии к одному году. Однако наиболее надежным методом снижения частоты аллергических заболеванийудетей 1-гогодажизни является сочетание”чистого” или “исключительно” естественного вскармливания в течение 6 месяцев и более в сочетании с гипоаллергенным питанием кормящей матери. Такой режим, по данным N. Kjeliman (1988), снижает частотувозникновения аллергическихзаболеваний к 9месяцам до 15% против 39% у детей, находящихся на грудном вскармливании, но без соблюдения матерью диеты.
Преимущества физического развития детей
Физическое развитие детей на грудном вскармливании отличается от развития детей, находящихся на искусственном вскармливании. Так, в первые 2—4 месяца жизни полноценное грудное вскармливание обеспечивает более интенсивные прибавки массы тела. При этом происходит и доминирующий рост жировой ткани. В последующие месяцы происходит крутой спад интенсивности приростов длины и массы тела. Искусственное вскармливание при определенных условиях форсирования белковой и энергетической нагрузки также может обеспечить сопоставимые при- росты в первые месяцы жизни, но структура новообразованной массы другая — с относительным преобладанием нежировых компонентов.
Регуляция биологического возраста созревания детей
Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, характеризуются стимуляцией процессов роста и созревания начиная уже с 4—5 месяцев. Так, у них удвоение массы тела, которую ребенок имел при рождении, происходит быстрее [Neumann G., Alpaugh М., 1976], а падение скорости прироста массы тела происходит более медленно, чем удетей на грудном вскармливании. В результате во второй половине первого года жизни у детей, находящихся на искусственном вскармливании, имеется явная тенденция к большей длине и массе тела.
В этом отношени и особенного внимания заслужи вает работа B. Vahiquist и соавт., выполненная еще в 1957 г. Авторы отметили, что на искусственном вскармливании происходило увеличение роста к 7,5 месяцам на 1,1 см больше, чем при кормлении грудью, однако более важное в этом исследовании попытка проследить параллельные изменения в динамике костного возраста. Показано, что искусственное вскармли вание con ровождается большим темпом формирования центров окостенения к 7,5 месяцам на 0,95 центра больше, чем у детей на естественном вскармливании. Таким образом, возникает предположение отом, что грудное вскармливание обеспечивает ребенку не только некоторое замедление роста, но и замедление биологического соэревания. Это положение было подтверждено посредством изучения различий пропорций ллинников тела у детей с относительно равным календарным возрастом и одинаковой длиной тела. Опережение биологического возраста при искусственном вскармливании достигало 20% к 7 месяцам жизни [И.M. Воронцов, Е. М. Фатеева, 1998.
Преимущества нервно-психического развития детей
Нервно-психическое развитие детей на естественном вскармл ивании может быть опережающим. Многие исследования показали, что даже в первые дни жизни дети, получающие материнскую грудь, более активны и эмоционально и дви гател ьно. Уже в первые 2—З недели жизни они устанавливают интим ный контакт с матерью при кормлении. Важным компонентом этой ранней социализации является и звуковая сигнализация взаимного приспособления: несколько типов звуков со стороны ребенка сигналы голода, сытости, удобства или неудобства положения и т.д., со стороны матери слова и интонации успокоения, поддержки, обещания помощи. Первоначально общение ребенка и матери при кормлении является только и исключительно его вспомогательным компонентом, способствующим кооперации действий в процессе кормления, однако очень скоро это общение приобретает самостоятельный ценностный характер. Именно у материнской груди, когда, получив первое удовлетворение от сосания, ребенок прекращает сосательные движения и как бы “застывает от удивления”, сосредоточившись на лице и мимике матери, воспринимая всеми своими сенсорными системами особенности ее тела, голоса, запаха, упругостьсоска и молочной железы, вкус молока и другие возможные впечатления, ребенок получаетстимулы и начинает их реализацию на сложнейшем и сугубо человеческом индивидуальном пути формирования души и личности, осознания себя и познания окружающего мира.
Отдаленные эффекты грудного вскармливания
Проблема отдаленных влияний естественного вскармливания на здоровье человека является наиболее сложной. Тем не менее интерес к этой проблеме постепенно растет, уже появились образцы литературы и материалы конференций международного уровня. Постепенно формируется и банк данных по влиянию естественного вскармливания на состояние питания, темпы развития и риск возникновения различных хрон ических заболеваний. В краткий перечень отдаленных последствий естественного вскармливания исследователи включают, прежде всего, или относительно более надежно подтвержденные положения, или наиболее значимые для профилактической педиатри и и нутрициологии детского возраста.
Нервнопсихическое развитие, интеллект, социальная адаптация
Влияние на нервно-психическое развитие и интеллект впервые продемонстрировано в работе C. Hoefer, М. Hardy еще в 1929 г. В исследовании, охватившем более 5 тысяч детей, В. Rodgers (1978) показал, что к 15 годам по подавляющему большинству тестов нервно-психического развития дети, получившие естествен ное вскармливание, имели существенные преимущества перед детьми, вскормленными искусственно. Среди школьников, поладавших под наблюдение психоневрологов в связи с трудностями школьного обучения, поданным Меnkеs(1977), значительно преобладали дети, получившие искусственное вскармл ивание. Выявлены существенные преимущества в способности к обучению и социальной адаптации 16-летних школьников, имевших в анамнезе хотя бы трехмесячный срок кормления материнской грудью.
Снижение риска ожирения и заболевания диабетом
Относительное увеличение потребления энергии и основных пищевых ингредиентов у детей, получающих искусственное вскармливание, может, как показано в эксперименте, быть причиной стойкого закрепления повышенного потребления пищи и во всей дальнейшей жизни. Непосредственный механизм этого эффекта связывается с тем, что возникающий при интенсивном поступлении энергетических веществ, особенно белков и углеводов, повышенный уровень инсулина уже в раннем периоде молочного питания создает прочное изменение регуляции в системе гипоталамических центров голода и насыщения. Констатирована защитная роль естественного вскармл и вания относительно риска (частоты) возникновения сахарного диабета у детей и взрослых. При этом в работе Е. Mayer (1988) показано, что уменьшение риска диабета зависит от длительности кормления грудью.
Полноценность репродуктивной функции
В экспериментальных исследованиях на животных описывается широкий комплекс отдаленных последствий ранuего отлучения от груди и перевода на искусственное вскармливан ие, касающихся особенностей полового созревания и полового поведения животных. Так, И. А. Аршавский (1985) цитирует работу Харлоу(1962 г.), в которой показано, что изолированные от матери и переведенные на искусственное вскармливание обезьяны, достигнув половозрелого возраста, или вообще не проявляют полового инстинкта, или им доступны только самые умеренные его проявления. Если такие обезьянки и становятся матерями, то оказываются неспособными проявлять какую бы то ни было заботу о своем потомстве — так называемые “безмамные” мамы. Констатируя значение отдельных факторов прогноза лактации у женщин, многие исследователи пришли к выводу о том, что вероятность полноценной и длительной лактации в значительной мере зависит от анамнеза вскармливания самой женщины — при грудном вскармливании вероятность успешной лактации возрастает [И. А. Макарова, В. М. Шищенко, Л. Ф. Чокырла, 1988]. Полноценное груд- ное вскармли вание девочки в первые месяцы жизни может оказаться значительным фактором, влияющим на ее репродуктивную функцию.
Формирование челюстно-лицевого скелета, речи и слуха
Формирование челюстно-лицевого скелета у детей всех возрастных групп, а значит, и взрослых, во многом определяется длительностью естественного вскармливания. По данным F. Bertrand (1968), обследовавшего 1200 детей народности банту в Африке, где практикуется кормление грудью до 3—4 лет, нормальное формирование зубочелюстной систем ы имело место у 99,6% детей и только у 0,3% выявлен прогнатический прикус. У европейских детей недоразвитие нижней челюсти встречается в 27%, а прогнатический прикус —