ЗРР: Как разговаривать с малышом
Итак, я обещала быть последовательной, но убежала уже в сторону слуха и речевого подражания. Когда я только приехала домой и начала изучать спец. литературу, то в голове возник настоящий хаос. Как? Как все это ввести в нашу жизнь? С чего начать? Сейчас я могу уже ответить на этот вопрос. Начать надо не с занятий и развития определенных зон, а с себя. Родителям необходимо понять, что теперь на их плечи легла непростая задача - помочь ребенку овладеть родным языком.
Какой должна быть речь взрослого:
1. Правильной. Следим за своей дикцией. Темпераментным родителям необходимо сделать над собой усилие и начать говорить медленнее, не глотать окончания слов и четко все проговаривать.
2. Дать ребенку возможность видеть ваши губы. Когда Вы обращаетесь к ребенку привлеките к себе его внимание. Если он смотрит на вас, то говорите особенно четко с легкой задержкой, чтобы ребенок смог отследить движения губ родителя. Чтобы привлечь внимание ребенка можно погладить его по ручки или приложить ее к своим губам, чтобы малыш не просто услышал и увидел, чтобы он почувствовал движение губ. Всю фразу так проговаривать не надо, сделайте акцент на каком то слове.
Еще уловка: руку малыша также можно прикладывать под подбородок - ребенок ощущает звуковые вибрации.
3. Ваша речь должна быть наполнена эмоциями и вызывать интерес. Конечно, не стоит впадать в крайность, но необходимо не просто донести до ребенка информацию, но и показать градации эмоций.
Интересная уловка от невропотолога: если вы ругаете ребенка, то всю фразу несущую причину недовольства необходимо договаривать в одной тональности. Например, ребенок собирается искупать в туалете ваш смартфон: "Вася, что ты это ты делаешь? Положи на место." Обычно родители повышают голос только в начале предложения: Вася или Вася, что это ты делаешь. Но на самом деле необходимо произнести всю фразу на повышенных тонах, чтобы ребенок связал свой поступок и тон родителя.
Когда мы учим ребенка различать эмоции и градации голоса, то необходимо дать ему возможность научиться связывать звук с мимикой родителя и поступкам. Тише говорим вечером, показывая тем самым, что время уже позднее. Радость подкрепляем не только улыбкой, но соотвествующим тоном. Думаю, логика понятна.
Самое сложное для серьезных взрослых теть и дядь - научиться радоваться игре с малышом. Вы катаете машинку по листочку бумаги. Для ребенка это приключение, а для взрослого - простое действие. Задача родителя сделать игровое обучение максимально эффективным, именно здесь выручат эмоции. Ребенок с удовольствием включится в игру, если будет видеть, что вам интересно играть с ним в машинки и куклы.
4. Убираем из своего лексикона бесконечное: "Скажи, повтори". Не давим на ребенка. Создаем для ребенка максимально комфортные условия для развития. Понаблюдайте: какие звуки издает ваш ребенок. Если вы хотите, чтобы ребенок за вами что-то повторил или выучил какое-то слово, то будьте готовы к тому, что Вам придется повторить это слово 3 млн раз прежде чем он повторит его самостоятельно. Растягиваем слова, привлекаем внимание ребенка. Но и не давим на него. При малейшем проявлении негатива переключайтесь на другие слова, игры, занятия. Эффективное обучение возможно только в игре, только при наличии интереса и только когда ребенок в хорошем расположении духа.
5. Опуститесь до уровня вашего ребенка. Ваша фраза должна состоять из 2-4 слов. Слова подбираем просты, короткие. Уберите времено из вашей речи лишние междометия, эпитеты, прилагательные. Если говорить об этапах обучения, то мы начинаем с существительных, потом глаголы, прилагательные и только потом местоимения, склонения и прочее.
Но в реальности нельзя говорить только одними существительными, правда? Значит в своей речи мы акцентируем внимание ребенка на определенных словах, дублируя их. Идет кошка по улице: Кошка. Идет кошка. Полосатая кошка идет.
С трехлеткой я так и не смогла перестроиться на эту схему, так как сын понимает все, что я говорю и смотрел на меня как на сумасшедшую. Но для ребенка младшего возраста она прекрасно подходит. Как я опишу ситуацию с кошкой своему сыну: Смотри кошка. Кошка бежит. Какие у кошки полоски, да? При этом голосом я чуть выделяю слово "кошка".
Конечно, трудно перестраиваться на бесконечное транслирование. И я переодически сбиваюсь на обычное общение: Смотри там кошка бежит по дороге. Какие у нее необычные полоски на спине. Чувствуете разницу? Сколько слов я говорю на одном выдохе, сколько речевой информации даю сыну. В данной ситуации лишней информации. А из-за словесной перегрузки выдоха не хватает, чтобы сделать акцент на нужном слове.
Не стоит расстраиваться, переживать. Опомнились и дальше говорим как надо. Давайте себе отдых. Если чувствуете, что устали, то лучше помолчите и послушайте с ребенком музыку или аудиосказку.
Оффтоп: Уважайте своих детей и не принижайте их способности. Проблемы с речью не означают, что ребенок не сможет выучить буквы, цифры или цвета. Если ребенок не может ответить на ваши вопросы, то подготовьте карточки-подсказки по теме занятия, чтобы малыш мог выбирать правильный вариант ответа. То же касается и ролевых игр. Кто сказал, что с годовасом надо катать машину и уныло бурчать: би-би. Постройте город из кубиков, расскажите, что здесь заправка (машина кушает), здесь стоянка (машина спит), здесь стройка (работает) и устройте настоящий театр одного актера. Ребенок намотает на ус и в один прекрасный момент удивит вас. И это будет именно так, даже если через минуту он пойдет крушить построенное вами царство.
Говоря об играх и занятиях мы подходим к главному - режим диктора. Вы должны стать не просто учителей, а переводчиком для своего ребенка.
1. Вы должны озвучивать все, что он не может сказать. При этом следите за собой - ни в коем случае не переходите на словарь ребенка. Мягко поправляем его, показывая пример. Например, ребенок называет машину "би-би" и показывает в нее пальцем. Вы в ответ на его просьбу говорите: Машина. Хочешь машину? Я хочу машину. Машина говорит: Би-би. Таким образом мы не просто демонстрируем правильное звучание нужного слова, но и подкрепляем в ребенке желание говорить, так как использовали в своей речи его лексикон.
Как говорить нельзя: Вот твоя биби. Поехала биби. Хочешь биби.
2. Вы должны озвучивать все на что обращено внимание ребенка и то на что вы хотите это внимание обратить. Вы превращаетесь в суфлера, который методично проговаривает события всего дня от лица ребенка, например: Я иду. Я пришел в ванную. Я включил воду. Мыло. Я мылю руки. Я выключил воду. Полотенце. Я вытираю руки полотенцем. Я вышел из ванной.
Первое время это кажется неимоверно сложным. Обычно мы озвучиваем ребенку происходящее в фоновом режиме, общаясь с ним и заостряя его внимание на отдельных аспектах. Здесь же мы переходим на более сложный уровень. Но к этому привыкаешь вскоре фразы над которыми первое время приходилось задумываться выскакивают автоматически.
Прогулка считается временем релаксации и отдыха от речевых занятий, Но по мере накопления опыта в нее прекрасно вписываются занятия и моменты, связанные с развитием речи. Например, развитием неречевого слуха мы как раз чаще всего занимаемся вне дома.
Если вы решили помочь малышу заговорить, то надо быть готовым, что это процесс беспрерывный, требующий внимания, времени, сил и терпения.
3. Найдите тонкий баланс. Наша задача не только научить, но и стимулировать речь.
Я прекрасно понимаю, чем руководствовался наш невролог, когда сказал, что в саду сын моментально заговорит: у него просто не будет выхода. Через стресс, но заговорит. Поставить ребенка в игнор, делать вид, что не понимаю и дожидаться пока он выдавит из себя нужные звуки я не смогу. В общем, это не мои методы. Я стала употреблять фразу: "Я не понимаю" только сейчас, когда у ребенка уже закрепились некоторые речевые штампы и я уверена в том, что он знает как сказать слово.
Именно поэтому я нашла свой режим режим общения. Когда сын наконец начал повторять слова и даже просто копировать интонацию, тогда я стала просить его проговаривать нужное слово по слогам. Самое главное, чтобы ребенку действительно это было нужно. Например слово "шоколад". Разбиваем его на части: шо-ко-ла-д. Проговариваем каждую часть, давая ребенку возможность повторить. В начале ребенок может отказаться. Тогда просто проговариваем за него и даем ему то, что требуется. Успех будет. Главное терпение. При этом задача постепенно усложняется. Шо-ко-лад -> Шоко-лад.
Используйте тот активный словарь, который у ребенка уже есть. Если ребенок говорит "дай", то не говорите это слово за него. Не предугадывайте его желания. Дайте малышу шанс сформулировать свое желание до того, как вы его озвучите.
Например: Ребенок смотрит на матрешку, которая стоит на высокой полке. Не надо сразу ее доставать. Дождитесь его "просьбы". Это может быть жест или звук. Проговорите за него: Я хочу матрешку. Дай. Дай матрешку. Достали. На. Это матрешка.
4. Ни шагу назад. Если ребенок стал повторять какое то слово, то закрепляйте успех. Например, появилось слово хочу. Теперь нельзя давать ребенку озвучивать просьбу одним существительным. Если он говорит: мяч и тянет к нему руки. Вы проговаривает: Я хочу мяч. Я хо-чу мя-а-ч. Я хо-чу. Мя-ач. Пусть ребенок разобьет фразу повторяя за вами "хочу" и "мяч" отдельно, но главное, что вы помогаете ему закрепить речевую конструкцию.
5. Звук, который ребенок пропускает проговаривайте отдельно. Например, мой сын часто говорит вместо дай - дам. Звук "й" западает. Значит после того как он сказал дам, я повторяю за ним: "да-й" и сразу акцент на сложном звуке "й-й-й". Вскоре ребенок начал за мной повторять этот звук, а потом начнет его стараться правильно употреблять в словах.
6. Речевые штампы - базовые слова, речевые обороты, которые помогают ребенку ориентироваться в мире, взаимодействовать с предметами и людьми. Наш язык очень богат: к каждому слову можно подобрать несколько синонимом. Забудьте об этом на время. Обратите внимание на социально важные и бытовые слова: хочу, дай, играть, давай, кушать, спать, открой и прочее. Те слова, которые мы ежедневно используем в своей рече по сотни раз за день. Те слова, которые помогут ребенку общаться со сверстниками. А теперь выберете наиболее близкие вам обороты (Есть-кушать-трапезничать. Хочу-буду. Автомобиль-машина. На-держи). И используйте только их. Например, оборот "хочу" более универсален: А вот "буду" подойдет для меньшего количества ситуаций.
Теперь ваша задача строить свою речь используя эти обороты в речи постоянно. Озвучивая ребенка: хочу есть, хочу спать, хочу играть. Давай играть, давай есть, давай спать. Многократное повторение поможет ребенку быстрее овладеть именно этими словами, что обязательно положительно скажется на дальнейшем ходе развития речи и состоянии малыша в целом. Одно слово, синоными и древний русский мы еще успеем выучить.
Речевые штампы особенно важны для стабилизации социальной и интеллектуальной картины.
Ребенка с ЗРР не дурак, он видит, что говорит хуже других, он переживает это внутри себя. И наша задача ему помочь. Стоит помнить, что любой негатив внесенный в речевые занятия может привести к тому, что ребенок замкнется. Дети с ЗРР часто боятся говорить и повторять. Важно подбадривать малыша. Не заострять внимание на деталях. Пропускает звук? Пофиг. Не это сейчас главное. Радуйтесь каждому новому звуку, слово и попытке пойти на контакт.
Как разговорить малыша:
1. Ваш пример станет для него главной опорой. Посколько главных механизм обучения дошкольника - подражание, то малыш будет стараться копировать вашу манеру речи. Через неделю моего: я иду, я ем, я мою руки. Сын начал говорить себе под нос: я топ-топ, я ням-ням. А сейчас перешел на вопросы: Что делает мама, папа, кот и я.
2. Задавайте вопросы. Ответ должен быть простым: одно слово. Слово должно быть знакомым малышу. Если малыш молчит, то отвечайте за него. А на следующий день снова повторяйте свой вопрос. Начните с простого: да-нет.
3. Пальчиковые игры и слова-подражания. Словоподражание не приветствуется как основа для речи, но оно помогает развить правильный речевой выдох. Например, если мы учим ребенка звукам животных, то тяните их: га-га-га/мя-у-мя-у-мяу. И учите малыша повторять слово-подражание не один раз, а цепочкой: 1-2-3-4 и далее.
5. Нет слов? Пойте! Начните с гласный: а-о-у-и. Каждую тянем долго. Посмотрите, что привлекает внимание малыша. Последите за его игрой. Какие звуки он чаще всего издает, вот от них и надо отталкиваться. Ищите интересные слова. Например, мой ребенок сразу начинал говорить слова "парк" и "корм" просто потому, что ему нравится как звучит в середине буква "р".
И в завершении 5 слов, которые ложатся составляют основую обучения дошкольника. Спокойствие. Терпение. Понимание. Беспрерывность. Повторение.