Инглиш играючи
Учимся учитьсяАнглийский язык - один из самых заманчивых и одновременно трудных предметов для детей. Заманчив он - потому что мы все прекрасно понимаем, какие перспективы даёт знание языка. А трудный - потому что в школах пока так и не сформирована традиция эффективного, динамичного обучения.
Сегодняшние родители (ученики и студенты ещё в недавнем прошлом) на своём опыте знают о том, как языку обучают, и каковы результаты этого обучения. Но, по большому счёту, это проблема не только наших школ. Я сейчас прохожу стажировку в Оксфорде, и в моей группе учителя из Франции, Испании и Италии. Когда вместе обсуждаем проблемы современного образования, появляется чувство, что все работаем в одной школе. Это - отсутствие мотивации, отсутствие «долгоиграющих» результатов, нежелание детей учить язык.
Вроде бы молодое поколение и знает о важности владения английским языком в современном мире, но горячего желания все равно нет. Мотивация - ключевой фактор успеха. Выполняя (а лучше сказать - проживая каждое задание), ребёнок не должен задаваться вопросом: «А зачем это мне?»
Блестящий, запоминающийся урок не ставит язык самоцелью, язык - всего лишь средство, с помощью которого дети решают интересную задачу. Мотивацией ребёнка должен быть не страх «словить пару» или рассердить маму, а азарт первым найти пропавшую экспедицию или во что бы то ни стало помочь астронавту, потерянному в космосе, остаться в живых. Когда же учитель даёт задание в формулировке: «А сейчас мы почитаем, а теперь мы выучим слова, а потом напишем диктант» - о том, чтобы выученный материал врезался в память и не испарился сразу же после диктанта - не может быть и речи. Это не мотивация.
Наши дети любят играть в компьютерные игры. Все родители по-разному к этому относятся. Давайте посмотрим, какие бывают игры.
Игра «Elegy for a dead world» (тренирует навыки письма, от 9-10 лет). На далекой планете астронавты находят погибший мир, загадочный и таинственный. Они собирают информацию о нем по крупицам - из книг и дневников заброшенной библиотеки. Не все записи сохранились, поэтому «астронавту», сидящему за клавиатурой, предлагают дописывать некоторые предложения. В итоге у него получается своя история заброшенного мира, которой он может поделиться с другими игроками со всего света, а также почитать истории других «астронавтов». Просто космос!
Приложение «Lifeline» (тренирует навыки чтения и принятия решений, 12-13 лет и старше). После регистрации в игре, человек начинает получать на свой телефон короткие сообщения. Из них он понимает, что каким-то непонятным образом, его смартфон перехватил сигнал SOS терпящего бедствие корабля (сюжет может быть разный). Играющий знакомится с парнем Тейлором, который нуждается в его помощи, чтобы выжить. Вот здесь начинается самое интересное. Тейлор задаёт любые возможные вопросы, например: «Мой корабль разбился, на этой планете нет источников тепла. Единственный - это уцелевший ядерный реактор моего корабля. Но я не знаю, безопасно ли спать рядом с ним. Вот уровень радиации, которую он излучает. Проверь, буду ждать ответа». И ты идёшь, и гуглишь, и пытаешься разобраться и найти ответ. А потом, дав ответ, будь готов узнать, что произойдет дальше, какие последствия будет иметь твоё решение. Ведь теперь от тебя зависит жизнь человека . Все сообщения приходят в виде коротких текстов, которые ты очень ждёшь, хочешь, торопишься прочитать! Чувствуете, как язык становится лишь инструментом? Эта история Тейлора, наверняка, не для чувствительных барышень, а для парней, любящих приключения. Особенно интересно, когда в эту игру параллельно играют несколько человек. Тогда они могут обсуждать свои поступки и решения: тот, кто все-таки погубил Тейлора своим неверным решением, может понять, что он сделал не так - поговорив с теми, у кого он ещё жив. И так, незаметно, английский язык сам становится помощником и другом, который не выстраивает языковой барьер, а разбивает его!
Захватывающая игра-приложение "The Island Castaway" - квест на загадочном тропическом острове. Игрока ждут непростые задания: построить крабовую ферму, отыскать редкое растение, приготовить волшебное зелье, расшифровать странные письмена на земле. Нужно сначала наладить жизнь на острове после кораблекрушения, а затем вернуться домой. Это приложение мощно прокачивает словарный запас на английском языке и развивает лингвистическую догадку: умение понять смысл высказывания даже при наличии неизвестных слов.
Замечательный ресурс для создания собственных флеш-карточек quizlet.com! Ты просто вводишь слова, которые хочешь выучить с ребенком, одним щелчком добавляешь к ним изображения (они уже есть в библиотеке), а озвучка к ним появляется автоматически. Таким же волшебным образом к твоим карточкам формируются тесты, которые ребенок сразу проходит онлайн: напиши название, подбери правильный вариант, напиши то, что услышал. Система удивительно проста и эффективна: за пару минут можно создать мощные тесты на самые разные темы. А если купить учительский абонемент на год ($24), то можно пользоваться готовыми списками слов, готовыми подборками по темам от учителей по всему миру, которые работают на этой площадке.
Да здравствуют технологии, которые работают на благо образования!
За эти и многие другие идеи я благодарна Полу - преподавателю Оксфордского университета, который все время «играет» со своими студентами.