Детская самостоятельность
Размышления о материнстве и детяхВ рамках тренинга послушала вебинар Н. Потехи (успевай.com) про ДЕТСКУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Для меня всегда было странным почему родители так стремятся детей побыстрее перевести на самообслуживание? А ваш уже ест сам? А мой с 9 месяцев. А ваша спит отдельно? Ах, какой большой, а сам не одевается. Пора бы уже научить пить из чашки. Ты уже большая девочка, надо самой.... Это список можно продолжать бесконечно. Я понимаю наших мам-да, в советское время все было иначе. В1,5 годика ясли, к которым ребенок должен был быть обучен всему. В вебинаре тоже затрагивается этот аспект- мол, государство-это главное, надо всем работать на его благо и ребенок не должен этому мешать. Поскорее отделите его от себя и бегите на свой завод выполнять и перевыполнять нормы. Но сейчас то материнство и детство -превозносится. Сиди в декрете до 4,5 лет. Но все равно мы пытаемся как можно скорее обучить своих детей все делать самостоятельно. И мой вопрос-зачем это нужно? Все рано или поздно едят сами ложкой, вилкой и даже ножом. А в данный момент времени (год и месяц) что и кому это даст? Что это даст ребенку? Маме гордость и лишнюю возможность похвалиться перед другими мамами? Или освободит маме время чтобы посидеть в контакте. Вчера рассуждали с мужем на эту тему-он очень ярко обрисовал картину-если представить, что мы живем не в городе, а в диком лесу. Ребенок до 3 лет-не разорывно связан с мамой, тут даже не придет мысль учить тому, чтобы он играл сам на соседней полянке. Он не сможет себя защитить даже от вороны. в реальном же мире, если ребенок не играет сам, все бьют тревогу. Только сегодня на детский площадке услышала от мамочки- отпустите ее, что вы за ней ходите... Сама она сидела все прогулку на скамейки. А когда ее дочка попыталась залезть на лестницу и свалились, обрушилась на нее руганью. Хотя виновата только она сама. Как раз в вебинаре очень хорошо освещена тема того, что очень часто мы Перекладываем свою ответственность на детей. Мы не досмотрели, а ребенок виноват. Это лично наше не желание оторвать попу от скамейки, ребенок познаёт мир и это мы его не предупредили что можно свалиться. Еще мне очень понравился пример, когда ребенок просит нас помочь ему, а мы часто говорим своим детям-одевайся сам, ты что маленький или у тебя ручек нет? А если муж нас попросит нас сделать ему чай, а мы ему ответим тоже самое? Он сочтет это за отсутствие заботы и внимания. Так почему мы все так стремимся детей лешить этой заботы? Ведь когда ребенок научился одевать колготы и просит нас помочь, он просто требует внимания, контакта. И очень хорошо сказала ведущая-если мы своим детям не помогаем изначально не в чем, чего мы хотим от них в старости? Ведущая говорит о том, что самостоятельные дети очень удобные и родителям с ними легко, но они глубоко несчастны. И все эти проблему проецируются на подростковый возраст и взрослую жизнь. Почему и зачем мы все так стремимся внести в жизнь ребенка первых лет жизни-выражение ты должен САМ? Другое дело когда речь идет о развитии самостоятельности на перспективу, чтобы не задавить этот процесс. И тут скорее для себя выделила принципы отношений, которые этому способствуют.
давать ребенку выбор из 2 вещей: мы будем играть или читать, ты будешь яблоко или грушу....
не критиковать выбор ребенка-типа эта дурацкая игрушка, мы не будем ее покупать
не перекладывать на себя то что делает ребенок, только потому что это нас раздражает или замедляет-дай ка я сама уберу, побыстрее. Дай, я сама сделаю, у меня лучше выходит
не критиковать, а анализировать промахи ребенка -ты хотел принести кружку, а она разбилась. Жалко? А как ты поступить в следующий раз?
нельзя осуждать самостоятельные действия-ты долго одеваешься, ты неправильно это делаешь.
не ругать за то, чему не научили сами. А чтобы научить надо это дело много раз сделать ВМЕСТЕ. Сначала вместе много дней убраться в детской и только потом, когда ребенку понятно куда и какие игрушки складывать, можно попросить его это сделать самому.
радоваться любым достижениям, в не только тем, которые соответствуют нашим ожиданиям. Нам казалось, что все книжки он расставит по алфавиту, а он сложил аккуратной стопкой. Это очень здорово, а не неправильно.
не приводить в пример других детей
не прививать антипатию ко всем делам. Часто на вопрос-почему я должен это делать? Мамы отвечают-а я почему за всех за вас должна это делать. Все страдают в этом мире и ты страдай. Не надо что то делать только потому, что это НАДО.