Кризис года- на мой взгляд это на 50 процентов кризис родителей. Вот они привыкли жить со своим малышом, прошла депрессия, все перестроились на новый график. Наступила некая стабильность, а тут - нежданно, негаданно все снова резко меняется. Ребенок, который полностью подчинился вам, становится полностью самостоятельным. И теперь в свою жизнь вновь надо впустить новую личность. Научится уважать желания этой личности. Помогать разбираться в эмоциях. Это как влюбленные сначала встречаются и претираются друг к другу. И им кажется, что они с ног до головы знают другого. Но как только они начинают жить вместе-наступает новый период привыкания. И твоя половинка раскрывает новые качества. Но начиная жить со своим возлюбленным -мы же не пытаемся его ограничить в его желаниях?
А вот когда в примерно такой же ситуации оказывается ребенок-мы почему то стараемся проявить свою настырность-типа я же сказала нельзя, значит нельзя. Ребенок хочет исследовать мир, а нам либо лень убирать последствия этого исследования, либо нам кажется абсурдными его действия и мы запрещаем. Конечно мы сильнее и можем подавить любое начинание. Кризис года-это этап когда воля ребенка сталкивается с волей родителя. И тут главный вопрос: как себя вести? Именно от стратегии поведения зависит очень много. Ведь своим давлением мы можем подавить много стремлений, желаний. И еще неизвестно как потом эти ограничения проявятся. Но и идти на поводу как то тоже слишком логичным не кажется. Страшно, что ребенок так и будет добиваться своего истериками. Что отсутствие границ тоже плохо скажется на психики.
Начитавшись кучу всего я для себя выработала такие правила: 1. Говорить бесконечно-объяснять дочке все происходящее. Озвучивать все ее эмоции и действия. 2. Не повышать голос, в любой ситуации обнимать, быть рядом. Даже не пытаться воспитывать методами-Ах, ты так себя ведешь, значит мы уходим с детской площадке (из-за стола, из игры и т.д. Нужное подчеркнуть). А вот когда станешь снова мирным и приветливым -вернемся. 3. Отвлекать внимание, переключать внимание в тех случаях, когда это возможно и необходимо. 4. Проводить много время в совместной деятельности-это демонстрирует, что и мама рядом и заинтересовывает и помогает развиться самостоятельности.
Вообще пока я не разобралась в происходящем окончательно, я стараюсь в ситуациях, когда дочка чего -то хочет и это не опасно и не мешает чему то действительно важному, реализовывать ее желания. Но вот сегодня был такой случай-нравится нам смотреть на всех с балкона. Вот стоим, мы смотрим,15-20 минут, у меня устали руки держать дочку. Ушли-истерика, тащит на балкон. Взяла стул-поставила на стул, чтобы было не так тяжело. Дочка начала всем прохожим кричать-ку-ку. Еще 20 минут, все задирают голову-мы просто звезды района. Мне поднадоело. Пытаюсь переключить внимание, не выходит. Я понимала, что когда то это ей надоест и она сама пойдет играть, но я не понимала, хорошо ли что ребенок управляет данной ситуацией?
Я не считаю, что ребенок в год может осознанно воспринять-слова Нет,Нельзя и т.д. На ребенка можно повысить голос, напугать, ударить и тогда ему будет понятны значение этих слов, но это смысл будет в запугивании, а в неосознанности- почему именно нельзя....
Г.Ньюфельд объясняет- Когда ребёнок насыщен близостью и контактом со взрослым, к которому он привязан, он начинает отрицать волю взрослого, чтобы познать свою собственную волю, чтобы стать самим собой. И если мы будем себя слишком проявлять и показывать какие мы строгие и неподступные-познаёт ли ребенок свою волю? Но вечер показывать ребенку, что он главный, а мамино хочу-ничего не значит, тоже не верно. И где баланс? Как себя вести?