Я так безумно радуюсь, когда узнаю что-то совершенно новое для себя и интересное. Всю беременность я задавалась вопросом о пренатальном общении с ребенком. Чтение сказок, прослушивание классической музыки и ежедневные разговоры папы с животиком-это как данность, а мне хотелось большего. Много всего начиталась, но самое большое открытие-это исследования американского психолога С. Грофа. Суть в том, как беременность и роды влияют на характер ребенка, на его поведенческие установки. И когда все это читаешь, понимаешь - что для ребенка значат естественные роды, как опасна стимуляция и неблагоприятна анастезия, как важно чтобы ребенка не мыли и не трогали после рождения, а отдали сразу маме, как важно не закутывать в махровое одеяло, а поддерживать тактильный контакт с матерью.
Если кратко, то Гроф выделяет 4 периода и называет какие условия каждого периода на что могут повлиять:
1. Первый период-это наша беременность. Ее протекание влияет в целом на человеческий потенциал, жизнелюбие, умение любить, расслабляться, получать удовольствие, находить гармонию и счастье в жизни.
2. Второй период-это схватки. То как они проходит закладывает в ребенке поведение в сложных ситуациях, реакции на безвыходность, страхи с этим связанные, отношение к семейным отношениям, реакции на эмоциональное отвержение со стороны окружающих, умение сотрудничать, и поведение в конфликтах, терпеливость, настойчивость, умение выживать, наше чувство вины. Например, при стремительных родах, человек получает установку быстро решать свои проблемы. А в случае обезболивания - получаются проблемы с терпением, невозможность высидеть урок, дождаться чего-то. В случае стимуляции-закладывается программа, пока меня не подтолкнут, я ничего не сделаю.
3. Третий период-потуги. Формирует целеустремленность, храбрость, смелость, желание бороться, искать выходы, справляться, а не опускать руки. Как преодолевает человек родовые пути-помогают ли ему в прохождении пути или нет, - от этих обстоятельств, по мнению автора теории, зависит многое в дальнейшей его жизни.Первое серьезное жизненное испытание, которое человек не сумел преодолеть самостоятельно, так как ему «пришли на помощь», закладывает установку и в дальнейшем ожидать помощи со стороны. Например, ребенок, родившийся с асфиксией часто проявляет а дальнейшем огромное чувство вины и в жизни это проявляется игрой со смертью: опасные профессии, экстремальный спорт.
4. Четвертый период-первые моменты после рождения. Традиционно оценивают первые два часа, но есть ряд исследований, которые выделяют и 5 период-это первые 7-30 дней жизни. Это период восстановления благополучия после невероятного стресса. Ребенку необходимо почувствовать заботу, любовь, защищенность и свободу, облегчение. И это формирует отношение ребенка к любви, его способность принимать заботу, чувствовать себя в безопасности.
Если ребенок по некоторым причинам разлучен с матерью после рождения, то во взрослом возрасте свободу и независимость он может расценивать как обузу и мечтать о возвращении в матрицу невинности