Теперь и мы крещеные
1 июля состоялись наши крестины. Вот как это было.
Для Машиного крещения мы выбрали Свято-Вознесенский храм на Липовой Роще. Собственно говоря, на этой церкви остановились потому, что моему папе по интересующим меня моментам сказали примерно следующее:
— чтобы мама присутствовала при проведении обряда? Да без проблем, конечно, пусть будет рядом, ребенку ведь так спокойнее;
— очистительные молитвы? Они нужны, если со дня родов не прошло 40 дней или если мама или крестная в этот день пребывают «не в чистоте», в других случаях не требуются;
— деньги? Уточните у послушниц, но вообще у нас нет строгой суммы, сколько сможете, столько и пожертвуете.
Решающую роль сыграл первый пункт, потому что Маша категорически отказывается идти на руки к малознакомым людям, сразу устраивает истерику.
Ленка, будущая крестная, приехала утром. Маша отнеслась к ней достаточно благосклонно, но при первой попытке взять на руки стала плакать. С дядей (будущим крестным) была примерно такая же ситуация. В общем, вся надежда была на то, что я буду рядом и при необходимости смогу успокоить мое сокровище.
В церковь отправились мы с Машей, Ленка, брат, невестка и мой папа со своей нынешней женой. Мама осталась дома заниматься праздничным обедом.
Когда крестные пошли в храм на запись, ситуация предстала в несколько ином свете:
— чтобы мама присутствовала при проведении обряда? Ни в коем случае, это категорически запрещено! Мама ждет за дверью без вариантов!
— очистительные молитвы? А что, кто-то «не в чистоте» посмел переступить порог церкви? Нет? Тогда и нечего приставать с глупыми вопросами и отвлекать занятЫх людей, не вы одни сегодня креститесь;
— деньги? 300 грн. Батюшка сказал, что нет строгой суммы? Ну да, так и есть, просто 300 грн — это минимум. Заплатите больше — возражать не будем.
Хорошо, что я этого не слышала лично, потому что иначе крещение могло не состояться. Попробовала наехать на папу: мол, подойди к батюшке, с которым ты разговаривал, и выясни, что это за фигня. Папа прикинулся ветошью и идти отказался. Пришлось злиться молча и надеяться, что Маша не будет плакать очень уж сильно. В качестве маленькой мести отправила папу к послушницам договариваться насчет фото- и видеосъемки.
Слава Богу, фотографировать разрешалось и дополнительных денег за это не просили. Зато папа, вернувшись с переговоров, охарактеризовал свою собеседницу примерно так: «Хамьё. Какая-то мелкая сошка, подай-принеси, а такого начальника из себя строит. Разговаривает пренебрежительно, как будто огромное одолжение делает». Я напомнила, что в предыдущей церкви уже имела подобный опыт общения, после чего, собственно, и пришла к выводу, что ноги моей там не будет и озаботилась поисками другого храма.
Как мне объяснили, обряд состоит из двух этапов. Первый этап (молитвы и окунание в воду) проводится в одном здании, там присутствуют только крестные. Второй этап (причащение) — уже в другом здании, и тут уже ребенок будет на руках у мамы.
Когда собравшихся пригласили на обряд, я отдала Машу Ленке (Маша захныкала), а сама заняла пост под окнами. Прислушивалась к хору детских голосов и пыталась вычленить Машин. Папина жена попыталась воззвать к моему рассудку. У нас состоялся примерно такой диалог:
Она: — Ну чего ты топчешься? Сядь на лавочку, посиди спокойно. Ты видела, сколько народу сегодня? Это ж на час как минимум.
Я: — Я не могу «сидеть спокойно». Там мой ребенок. Он плачет, а я не могу его успокоить.
Она: — Ну поплачет и успокоится, ничего страшного. Детям вообще полезно плакать, они так легкие тренируют. У всех там дети и все плачут, а мамы спокойно сидят и не психуют.
Я: — Мне пофиг другие мамы. Там МОЙ ребенок. И я НЕ МОГУ спокойно слушать, как он плачет. Я рассчитывала, что буду рядом, а получилось, что Маша фактически на руках у чужих людей. Моя Маша, которая чужих боится и плачет за мамой. А мама целый час не сможет взять ее на руки и успокоить.
Она: — Ну отойди, чтобы не слышать.
Я: — Еще чего! Маша плачет, а я куда-то свалю?! Мол, мне пофиг, хоть разорвись, я не хочу этого слышать?
Поняв, что это безнадежно, папина жена отошла, напоследок заметив, что раз я так бурно все переживаю, не надо было вообще затевать сейчас крещение. Мысленно я уже была с ней согласна…
Не знаю, каким чудом я не сгрызла ногти до локтей за этот час. Наконец мам позвали встречать своих деток и я рванула к дверям. Сначала вышла невестка с фотоаппаратом, увидела мое перекошенное лицо и стала меня успокаивать, что все прошло хорошо, Маша плакала совсем немного. Она похныкала, когда у Ленки на руках оказалась, а когда в церковь занесли — успокоилась и стала все рассматривать. Еще плакала, когда ее в водичку окунали и волосики срезали, ну и пару раз поучаствовала в «цепной реакции», когда кто-то рев поднимал, а остальные подхватывали. А так все прошло очень даже неплохо и вообще Маша держалась молодцом. В отличие от двухлетней девочки, которая плакала практически не умолкая (оказывается, именно ее голос я в большинстве случаев принимала за Машин, особенно когда слышала «мааа-маааа»).
Когда Ленка вынесла заплаканную Машу, я клещом вцепилась в ребенка. И Ленка, и брат еще раз подтвердили, что все хорошо, Маша умничка и вообще они ожидали худшего. И что ситуацию на самом деле спасла соска, которая практически все время была у Маши во рту. Без нее был бы полный северный пушной зверек.
Второй этап прошел благополучно. Маша у меня на руках успокоилась, перестала всхлипывать и с интересом рассматривала окружающую обстановку и других деток. Немножко поплакала, когда священник ее подносил к воротам и когда капельку кагора в ротик вливали. Зато после причастия Маша оживилась, повеселела («А жизнь-то налаживается!»), а когда уложили в коляску — мгновенно уснула и проснулась только дома, когда я пыталась осторожно стащить с нее штаники, чтобы она не запарилась.
Проснувшись, спать дальше Маша не захотела, поэтому стала принимать подарки. Крестная подарила замечательный зимний комплект (курточку, штанишки и шапочку), дядя с тетей — тяжелый позвякивающий мешочек, в который также вложили хрустящую бумажку от бабушки. А от дедушки поступило шикарное детское кресло в виде не то собаки, не то медведя. Маша была в восторге.
Я как-то не задавалась вопросом, что именно входит в крестильный «набор», но у нас он получился таким:
— полотенце, в которое заворачивали Машу после окунания в святую воду (покупала крестная);
— ДВА крестильных крестика (один свой, который сами покупали, второй выдали в церкви);
— свидетельство о крещении;
— пакетик с Машиными волосиками;
— бумажка с именем святой — Машиной покровительницы;
— две неплохие детские книжечки и маленькая брошюрка о праведном образе жизни.
Нас предупредили, что сегодня ребенка купать нельзя. Еще я краем уха слышала, что крестики вроде бы тоже снимать нельзя, но осторожность и здравый смысл возобладали над религиозным аспектом. Крестики я сняла сразу же, как только Маша проснулась — не хватало еще, чтобы ребенок задушился висящими на шее веревочками.
Указание «не купать» мы тоже не выполнили. На улице жарко, Маша потная, липкая, капризничает, не спит. Она-то уже привыкла, что ее в течение дня купают по 4-5 раз, а то и вовсе при каждой смене памперса. А тут что-то не торопятся… Посмотрела я на это дело, набрала в таз воды, усадила туда Машу и нормально вымыла. Без мыла, одной водичкой, но ребенку и этого было достаточно. Посвежевшая чистенькая Маша сразу уснула, а я переполоскала пять ее рубашечек в купальном тазике. Думаю, это будет адекватной заменой и разумным выходом из положения.