Беседка 2
1 ЭТАП. Подбор тканей, вспомогательные материалы
План работа второго этапа:
0. Выбрать квилт
1. Подобрать ткани для квилта
2. Подобрать наполнитель, подкладку, нитки
3. Подготовить ткани для раскроя
0. Выбираем изделие, которое собираемся шить.
Самый простой способ для начинающих шить, найти в интернете бесплатные выкройки они же FREE QUILT PATTERN.
Как найти?
Открываем любой поисковый сайт, например,
Так же бесплатные pattern (выкройки) можно найти на любом зарубежном сайте, продающем ткани в разделе FREE PATTERN или FREE QUILT PATTERN.
В файлах с pattern написан и расход тканей и правила сборки одеяла, и подсказки по выбору цветов. Если вы не знаете английского, воспользуйтесь
Пример сайта с бесплатными выкройками
---------------
1. Подбираем ткани для квилта
Хлопчатобумажные ткани красивы, хорошо стираются и гладятся, мало осыпаются и относительно долговечны. Они являются основным материалом для лоскутных работ. Стопроцентный хлопок предсказуемо садится и достаточно долговечен.
Льняные ткани также хорошо стираются, прочны, мало вытягиваются, поэтому их удобно использовать в качестве основы. Но лен легко мнется, а при утюжке его всегда нужно увлажнять, что не поможет нам ни в работе, ни в дальнейшей эксплуатации изделия.
Шерстяные ткани в отличие от льняных мнутся мало. Шерсть хорошо удерживает форму после утюжки, имеет долгий срок службы.
Вискозные (штапельные) ткани красивы, добротны, приятны на ощупь, но сильно усаживаются. Они так же легко мнутся, как и гладятся. Структура этих тканей очень подвижна, что значительно усложняет работу с ними.
Синтетические ткани почти не имеют усадки. Они прочны, эластичны, мало мнутся, легко стираются и быстро восстанавливают форму после стирки. Однако они требуют осторожности при утюжке. На них могут образовываться «катышки».
Ткани для лоскутного шитья должны быть ОБЯЗАТЕЛЬНО!! одинаковой плотности и толщины.
Итак, нам подойдут: хлопок полотняного переплетения. Лучше, конечно американские для пэчворка, но годятся и обычные х\б (их хорошо бы подкрахмалить), и бельевые ткани, и тонкие из Икеи, и хороший сэконд-хенд. Учиться нужно на хлопке.
Теперь самое захватывающее - подбираем цвета
Это одно из самых приятных и творческих занятий, от того каков будет ваш выбор зависит как будет выглядеть изделие, не жалейте времени эту часть работы. Эффект от «правильно» подобранных цветов поможет вам пока ваши навыки не совершенны, ваше первое «простое» одеяло будет выглядеть как изделие опытного мастера. Главное не перемудрить и использовать простые цветовые сочетания, как это сделать сейчас узнаете.
Для начала несколько простых правил сочетания цветов, которые вы можете использовать для создания нужного впечатления. Эти правила применимы к любому виду рукоделия, их весьма полезно знать, и использовать во всех своих работах.
Уверена, вы помните, что такое Цветовое колесо. Это базовый инструмент для работы с цветом. Оно поможет нам выбирать гармоничные и неординарные сочетания для наших квилтов.
Все цвета этого колеса можно условно разделить на первичные, или основные, вторичные, и третичные.
Первичными цветами называют три чистых ключевых цвета - Красный, Синий и Желтый. Они являются базой для создания любого другого цвета колеса - для этого нужно просто смешать основные в нужной пропорции. Первичные цвета расположены на равном расстоянии друг от друга, как показано на рисунке ниже.
Вторичные цвета расположены между основными. Они образуются путем смешивания в равной пропорции тех двух первичных цветов, между которых они находятся. Этим способом мы получаем зеленый (желтый + синий), оранжевый (красный + желтый), и фиолетовый (красный + синий).
Третичные цвета появляются при смешивании опять же в равной пропорции основного и вторичного цвета, между которыми они расположены. Это дает нам еще 6 цветов: желто-зеленый, желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый (пурпурный), фиолетово-голубой, и зеленовато-голубой.
Это основа Цветового Колеса.
Суть в том, что сочетание любых цветов из этих 12 будет хорошо смотреться вместе. Традиционно существует некоторое количество цветовых комбинаций, которые считаются наиболее удачными. Они называются цветовыми гармониями, и состоят из 2 или более цветов колеса, определенным образом связанными друг с другом.
Комплиментарное сочетание - это использование цветов, находящихся на противоположных концах цветового колеса. Например, красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый. Высокая контрастность комплиментарных цветов создает яркое, живое впечатление, особенно если взять чистые цвета максимальной насыщенности. Тем не менее при их использовании важно соблюдать чувство меры, в больших количествах они способны вызывать раздражение. Лучше всего выбирать эти цвета для каких-то деталей, которые вы хотите выделить, причем использовать один из них в больших количествах, чем другой, и смягчить впечатление, используя пастельные оттенки.
Аналоговые сочетания - это использование цветов, находящихся рядом на цветовом колесе. Они хорошо сочетаются, и создают достаточно спокойную и комфортную комбинацию. Аналоговые цветовые сочетания часто встречаются в природе, они гармоничны и приятны глазу. Выберите один аналоговый цвет в качестве основного, второй - будет дополнительным, третий - для акцентов. В качестве акцента также хорошо использовать белый, черный, или серый, и еще добавить различные оттенки основных цветов для придания квилту глубины.
Треугольник, или Триада - использование 3 цветов, находящихся на равном расстоянии друг от друга в цветовом колесе. Это сочетание почти всегда выглядит ярко и эффектно, даже если использованы бледные, ненасыщенные оттенки. Для того, чтобы Триада была гармоничной, необходимо грамотно балансировать цветовое количество. Выберите один цвет, который будет основным, два других - для акцентов.
Сплит - комплиментарные сочетания - вариация комплиментарного сочетания. В дополнение к базовому цвету используют не его прямой комплимент, а два цвета по обе стороны от него. Это цветовое сочетание тоже дает сильный визуальный контраст, но в нем меньше драматизма. Сплит - комплиментарная цветовая комбинация- отличный выбор для новичков, в ней трудно ошибиться.
Тетраэдр - использование четырех цветов в двух комплиментарных парах. Эта богатая цветовая комбинация дает огромное количество вариантов. Вы получите очень яркие (немного детские) цветовые сочетания, с которым надо аккуратно работать, чтобы не переборщить. Позвольте одному цвету доминировать, и обратите внимание на баланс теплых и холодных оттенков. О "теплохолодности" цветов - чуть позже.
Квадрат - похож на Тетраэдр, но используемые цвета располагаются на цветовом колесе равномерно. Правила использования цвета те же, что и для Тетраэдра.
Цветовое колесо показывает чистые цвета. Если к каждому из этих цветов добавлять белый, серый или черный, можно получить великое множество оттенков. Составление цветовой гаммы в пределах оттенков одного цвета от бледного до насыщенного называется монохроматическим, и считается самым простым. Однако просто не значит скучно! Монохроматические работы часто выглядят весьма изысканно и благородно, особенно если использовать побольше оттенков. Сочетание родственных цветов позволяет достичь эффекта глубины в работе. Используя родственные цвета, можно сочетать их с контрастными. Такое сочетание называется родственно - контрастной гаммой - очень эффектно. Если же к монохроматической гамме добавить нейтральные цвета, получиться спокойное, приятное глазу сочетание.
Доминирующие цвета - первые, которые мы замечаем, когда смотрим на квилт. Цветовое доминирование - достаточно сложное явление, зависящее от многих факторов, но есть несколько общих правил, которые помогут вам понять, как ткани вашего квилта будут "работать" вместе.
- Чистые цвета более доминантны, чем их оттенки с добавлением серого
- Желтый - самый доминирующий чистый цвет
- Теплые цвета правой стороны колеса сильнее, чем холодные цвета слева
- Темные участки квилта обычно более заметны, чем светлые, поэтому используйте их, чтобы выделить какие-либо детали квилта- но помните о теплых оттенках, они будут доминировать в любом случае.
- Очень светлые ткани, использованные в качестве редких, нерегулярных акцентов, могут зрительно выдвигаться вперед, становиться более заметными, чем темные.
- Вариации белого, серого и бежевого считаются нейтральными, как и черный, если он использован в качестве фона для ярких насыщенных оттенков. Нейтральные цвета достаточно слабые, и позволяют другим цветам двигаться вперед. Квилтеры часто используют эти цвета для фона, или тех частей квилта, которые должны быть менее заметны.
Цветовая насыщенность - это степень густоты одного основного цвета и характеризуется как очень светлый, светлый, средний, темный, очень темный, а также яркий, приглушенный, мягкий и т. д. Насыщенность - очень важная характеристика цвета, она помогает квилтеру решить, как организовать лоскутки, чтобы добиться максимального эффекта, использовав контраст, либо мягкое сочетание. Измените насыщенность цветов в вашем квилте, и он приобретет совершенно другое звучание. Кроме того, именно цветовая насыщенность помогает создавать интересные оптические эффекты.
Чтобы научиться работать с цветом, поэкспериментируйте с дизайнерской стеной. Соберите кусочки тканей разных цветов и оттенков, разместите их рядом друг с другом на стене, начиная от самого светлого, и заканчивая самым темным. А теперь отойдите. Перетекают ли цвета мягко от темного к светлому, или есть лоскутки, которые выбиваются из ряда? Поменяйте цвета местами, самые "строптивые" удалите. Снова отойдите и проверьте.
Если получившееся сочетание все равно вас не устраивает, это не значит, что вы что-то сделали неправильно. Дело в том, что очень легко отбирать ткани, если они практически оттенки одного цвета, но стоит добавить еще несколько цветов - и задача становится на порядок сложнее. Отчасти это происходит оттого, что вы добавили еще одну характеристику цвета - тепло и холод.
Посмотрите на стандартное цветовое колесо, разделенное линией на две половины.
Цвета слева, синие и зеленые, считаются холодными. Красные и желтые справа относятся к теплым. Это абсолютно "эмоциональный" критерий цвета, но если вы применяете не "монохромную" или "аналогичную" схемы, в вашей композиции он будет присутствовать. Холодные цвета обычно уходят на задний план в дизайне, а теплые выдвигаются вперед. Вы можете увидеть это на примерах:
Вверху слева: два холодных оттенка, более темный выдвигается вперед
Вверху справа: два довольно светлых оттенка, теплый желто-оранжевый выдвигается вперед
Внизу слева: два холодных цвета гармонируют
Внизу справа: два темных цвета, теплый красный двигается на передний план
Начав работать с тканями, вы очень скоро обнаружите, что довольно трудно определить насыщенность набивных тканей, особенно с крупным рисунком, потому что она меняется на разных участках ткани. Отрежьте лоскуток в одном месте - и у вас светлый кусочек, отрежьте в другом - он уже темный. Не забывайте об этом, когда выбираете фрагменты узора для своего квилта. Помните также, что понятия темный и светлый относительны, и познаются в сравнении. Поместите голубой рядом с белым - и он становится темным. Поместите рядом с черным - и он уже светлый, всё относительно.
И напоследок. Не воспринимайте классические правила работы с цветом, как истину в последней инстанции. Экспериментируйте, ищите, пробуйте новые необычные сочетания. Зачастую из наших ошибок появляются настоящие шедевры.
Мы определились с цветами для квилта. Приходим в магазин или достаем домашние запасы, смотрим на имеющиеся тряпочки, ищем свой «основной цвет» и смотрим, какие цвета к нему добавить. Кладем тряпочки друг на друга (дизайнерская стена), смотрим, что получилось. Но все равно, подбирать вы должны уже с какой - то готовой картинкой, лучше, если она будет на бумаге.
Вот схема одеяла, для примера, можно нарисовать ее на листе в клетку и раскрасить.
(мы шили это одеяло одним из первых, оно достаточно простое для начала, дальше по тексту будут примеры именно с ним, вы можете пользоваться приведенными рекомендациями уже применимо к вашим изделиям).
Более сложные изделия (калейдоскоп, аппликации итп, будем рассматривать позже)
Специальные ткани для печворка можно купить в России в специализированных магазинах, в Европе (ebay.com), в США (магазин с доставкой в Россию (www.fatquartershop.com)..
Предпочтительно выбирать легкие, воздушные цвета (белый, розовый, бледно-лиловый, голубой, бледно-жёлтый, бирюзовый и т.д.).
Непосредственно для блоков ткани лучше выбирать с крупным цветочным рисунком (далее ткань A).
Количество цветов ограничивается только вашей фантазией, но опять же, все хорошо в меру, не переусердствуйте.
Для окантовки блоков (ткань B), вполне пойдет и белый и розовый, здесь уже нужно смотреть, какие цвета для блоков вы выберете. И ткань лучше брать однотонную или с мелким рисунком в тон самой ткани. Например, на розовой ткани - светло-розовый орнамент; на серой ткани - бледно серый орнамент и т.д.
Для канта и бордюра (ткань C и D), лучше подобрать ткани с крупным цветочным рисунком, например, те же, что использованы для блоков.
Ну и конечно же, сколько вешать в граммах?
Справочная информация:
Возьмем за основу, что стандартная ширина ткани для печворка 110 см
1 дюйм (in) = 2,54 см (чтобы перевести дюймы в сантиметры надо умножить на 2,54)
Размеры квилта 147 см х 193 см (58 in х 76 in)
Размер блока 15,24 см (6 in)
Количество блоков 108 штук
9х12 блоков + 5 см (2 in) бордюр
Итак, нам потребуется (пишу в сантиметрах/метрах и в скобках сколько это в дюймах):
1. (А) 2,8 м (100 in) ткань для блоков, из нее мы будем кроить 40 полос по 6,4 см (2,5 in) по ширине ткани. Это должны быть разные ткани, например, по 0.7 м зеленой в цветочек, синей в горошек, оранжевой в огурцах, желтой с листиками, зависит только от того сколько цветов вы будете использовать. Отрез ткани, должен быть кратен размеру полосы 6,4 см.
2. (B) 1,6 м (63 in) ткань для окантовки блоков, из нее мы будем кроить 40 полос по 3,8 см (1,5in) по ширине ткани.
3. (C) 50 см (20 in) ткань для бордюра, из нее мы будем кроить 7 полос по 6,4 см (2,5 in) по ширине ткани
4. (D) 50 см (20 in) ткань для окантовки одеяла, из нее мы будем кроить 7 полос по 6,4 см (2,5 in) по ширине ткани
5. (E) 155 см х 200 см см ткань для подкладки (на 10 см больше, чем размер одеяла)
6. (F) 155 см х 200 см наполнитель (синтепон, ватин) на 10 см больше, чем размер одеяла. Если нет наполнителя такого размера, можно взять, то, что есть, приложить друг к другу кромки и сшить зигзагом, получится целое полотно.
Если вы хотите квилт другого размера, что делать?
Смотрим, каждый блок около 15 см х 15 см + 5 см бордюр, если вам нужно одеяло ок.150 см х 150 см, то вам потребуется меньшее количество блоков 9 х 9 штук.
2. Подбираем наполнитель и подкладку
В качестве идеального наполнителя, не дающего усадку, могу порекомендовать синтепон. Он продается в рулонах. Так же можно использовать хлопковый наполнитель, его предварительно требуется выстирать и высушить, т.к. он дает большую усадку и, если его предварительно не постирать - страшно подумать, что может произойти с квилтом после стирки.
Подкладку, или третий слой нашего одеяла нужно подбирать из того же материала, что и верхняя часть квилта - из хлопка. Подкладка подбирается в тон квилту.
Любые швейные нитки в тон ткани. 4 катушки по 200 м или 2 по 400 м. Мне нравятся нитки modera.
3. Готовим ткани для раскроя
Среди опытных квилтеров нет единого мнения, нужно ли стирать ткани перед использованием. Некоторые квилтеры стирают, сушат, и гладят новые ткани, как только приносят их домой. Другие вообще не стирают свои ткани. Что лучше? Есть два основных довода в пользу стирки. Во-первых, она может сесть. Если вы используете специальные ткани для квилтинга, это не проблема, они уже обработаны, и при стирке практически не садятся. Во-вторых, стирка поможет выяснить, насколько прочна краска. Если ткань линяет, ни в коем случае не используйте ее в квилте! Она испортит вам все дело. Конечно, можно попробовать закрепить краску домашними средствами вроде уксуса или соленого раствора, но уверяю вас, при следующей стирке история повторится. При длительном полоскании такой ткани из нее просто вымывается все больше краски, и она становится блеклой. Вам это надо? Опять же, если использовать квилтовые ткани, этой проблемы не будет.
Квилтеры, которые работают на швейной машине (квилт ведь можно целиком сделать вручную), предпочитают материал не стирать. Некоторая жесткость новых тканей заметно облегчает работу, а небольшая усадка после стирки помогает спрятать машинные стежки.
Если вы решили свои материалы не стирать, проверьте стойкость цвета самой темной ткани на самой светлой. Постирайте небольшие лоскутки обеих тканей, положите темную на светлую, и оставьте сохнуть. Если каждая ткань осталась при своем цвете - можете их использовать.
Если делаете квилт из не новых тканей, постирайте их обязательно.