Spinningmill
11 лет
Что есть порядок для ребенка
Сенситивный период восприятия порядка
По словам Марии Монтессори: «Истинная сущность разума состоит в придании порядка хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира».
Период, в который ребёнок особо чувствителен к порядку длится от 0 до 3 лет, причём этап наивысшей интенсивности его протекания наступает в среднем около 2 - 2.5 лет.
Порядок для ребёнка означает нечто иное, чем для взрослого. Монтессори говорит: «Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы - вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром».
Взрослому человеку трудно представить, насколько важен и значим для ребёнка порядок. Наверное, только люди, жившие во времена резкой смены уклада жизни, во время революции или перестройки могут в какой-то степени это себе представить. Но взрослый человек уже имеет свои внутренние ориентиры и ценности: семью, детей, работу, дом, убеждения. А у ребёнка ничего стабильного нет изначально, всё только начинает выстраиваться.
Поэтому ребёнку так важен внешний порядок, лишь он помогает ребёнку разобраться в хаосе мира. На основе внешнего порядка ребёнок строит в себе самом порядок внутренний.
Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок - порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции поведения в целом - будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая его среда в возрасте от 0 до 3 лет.
Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2 - 2,5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, громко выражая свое негодование в том случае, если он нарушается взрослыми. А поскольку это происходит почти постоянно, то и сложился у многих родителей образ «ужасного двухлетки» как капризного, непонятно чего требующего существа.
А ребёнку жизненно необходим порядок, и особенно в трех сферах: в окружающей его среде (в доме), во времени и в поведении взрослых по отношению к нему