Речевые игры перед школой. Рекомендации родителям
Игра СЛОВА
Конечно, нельзя обойтись без известной игры «Слова», когда игроки по очереди говорят разные слова, причем каждое
следующее слово начинается на последнюю букву предыдущего. Хороша игра не только потому, что развивает так необходимый на уроках русского языка фонематический слух (умение выделять и дифференцировать звуки языка в слове), ее можно усложнять бесконечно, немного изменяя правила. Можно варьировать тематику называемых слов:
играть во всем известные «города» или «страны», менее популярные «овощи-фрукты», «музыкальные инструменты»;
выбирать ту тему, которая интересна ребенку.
Главное, чтобы во время игры иногда возникали затруднения с подбором слов, тогда игра будет развивать речь, увеличивать активный словарь ребенка.
Игра ЖИВОЕ — НЕЖИВОЕ
Замечательная игра «Живое – неживое». Она учит детей логически мыслить, обобщать. По аналогии с компьютерными и настольными играми ее можно назвать игрой-стратегией. Правила: ведущий загадывает слово, остальные игроки разгадывают его при помощи общих вопросов, то есть таких, на которые можно ответить «да» или «нет». В ходе игры в детском саду или в транспорте ребенок сам или с вашей помощью осваивает наиболее удачную стратегию отгадывания: от более общих вопросов, анализируя ответы ведущего перейти к более конкретным, например:
– Это живое?
– Нет.
– Это неживое?
– Да.
– Это сделано руками человека?
– Да.
– Оно летает?
– Нет.
– Оно ездит?
– Да.
– У него резиновые колеса?
– Да.
– Это машина!
Игра СНЕЖНЫЙ КОМ
Следующая игра развивает ассоциативную память. Она называется «Снежный ком». Первый игрок называет слово ыына заданную тему, например животные. Второй повторяет названное слово и прибавляет свое, третий называет первое слово, затем второе, затем свое. Получается цепочка из слов, которая увеличивается от игрока к игроку. Игра заканчивается, когда кто-то из участников не сможет вспомнить все слова по порядку.
Игра ЗАПРЕТНЫЙ ЗВУК
Правила совсем простые: водящий задает игрокам разные вопросы, на которые они отвечают. Играющие договариваются, что есть звук речи, который называть нельзя. Водящий придумывает вопросы, словесные ловушки, для игроков же обязательно отвечать на любой вопрос. После того как один из играющих ошибся, он становится
водящим.
Игра ШАРАДЫ
Правила такие: один из игроков придумывает слово для другого, который показывает его всем остальным жестами, не говоря ни слова. Отгадавший становится водящим, а тот, кто показывал, придумывает для него слово позаковыристее. Игра тренирует внимание, способность понимания, игрок анализирует увиденное и соединяет в один образ. Игру можно изменять, ограничивая тематику загадываемых слов: мультфильмы, сказки, сказочные герои.