Раннее развитие. История вторая
Я филолог по образованию. Детский библиотекарь по профессии. Дидактик по призванию.Библиотерапевт по хобби. Короче - дочери моей крайне не повезло.
На момент её рождения я свято верила в силу педагогической идеи раннего развития и была готова опробовать на едва родившейся крохе все изыскания в этой области. Буквы показывала дочери с рождения. Дочь смотрела внимательно и вдумчиво - я радовалась! Заговорила она в 11 месяцев, к году её словарный запас достиг 100 слов. В год и три говорила предложениями, чем и пугала людей в автобусах. Я торжествовала! К этому времени я уже пыталась мягко учить читать. Но дочь моя оказалась натурой сильной, обладающей сильно развитым инстинктом самосохранения. У соседки (мамаши столь же шарнутой на безграничных возможностях детского мозга) дочка, ровестница моей, уже твёрдо знала буквы, уверенно тыкала пальчиком в алфавит, повешенный над кроваткой. Моя же меланхолично отвечала на мои вопросы :- Котенька, это какая буква? - Папа знает!. Я не сдавалась: - А Алиса знает? Дочь твёрдо говорила : - Алисе не надо!!!
Буквы приходили к нам в гости, оставляли следы, ведущие к сюрпризу-завтраку. Я пекла блинчики в форме букв, вырезала фрукты, выкладывала буквы на тарелке из горошка, лепила фигурные котлетки - фантазия моя была безгранична. Буквы загадывли загадки с отгадкой на себя ( Буква "А" - Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный - арбуз.) Отгадка почти всегда предоставлялась дочери в вещественном воплощении. Буквы играли с Алисой в прятки ( дома или на улице мы искали предметы, которые начинаются, а позже - в которых есть буква-гость). На прогулке я рисовала буквы н земле, выкладывала из шишек, цветов, лепила из снега. Я делала трафареты, которые дочь с увлечением обводила и раскрашивала. В конце дня мы делали буквин портрет - ведь буквы по характеру приходили к нам разные - серьёзные, шкодливые, грустные. Я предлагала своей Кукле разные техники - мы лепили буквы из пластилина, печатали картофельными печатями, выклеивали крупой, пекли из солёного теста - да что там говорить, я к Алисиным 2 годам могла сделать что угодно из чего угодно!!!! А что уж говорить об Алисе! Она прекрасно говорила, бесстрашно пользовалась ножницами и иголкой, хорошо рисовала, мило лепила и бурно фантазировала...И знала твёрдо только три буквы - А,М,П. Соседкина дочка, с которой я занималась по той же методике могла рассказать весь алфавит от А до Я и обратно.
В 2 года мы пошли в садик, причём были вынуждены отдать её в группу с детьми от 3 до 4 лет, так как младшую идти она отказалась, мотивировав тем, что дети там не говорят и ей скучно.
Я женщина не очень умная, но очень упёртая. Вместо того, чтобы оставить свою принцессу в покое я сменила методику. Я подключила компьютер, всевозможные слоговые и буквенные кубики и домики. Дочь уверенно пользовалась мышкой, строила из кубиков парты и рассаживала за них кукол - учила петь. Уровень знания алфавита к 3 годам был твёрд и неизменен - А, М, П.
Я подозревала, что у Алисы моей какая-то форма умственного заболевания, что-то вроде графического слабоумия.)))))))) Ну что ж, я, например, математическая идиотка, видимо, гены так сложились...Утешилась я и перестала Куклу свою читать учить. Вернее, учить-то не перестала, а не напрягалась уже и все методики забросила куда подальше. Тем более дочь моя меня во всём остальном восхищала и радовала - на всё у неё было своё личное мнение, она не боялась говорить, сочинять, она знала массу вещей, о которых как-то с детьми маленькими не говорят из боязни, что не поймут. Она разыгрывала спектакли с соседскими ребятишками и сочиняла стихи. Алфавит бесславно замер на А, П, М.
Я очень много ей читала, мы опробовали все известные азбуки - дочь трепетно полюбила Шибаева и Юдина. Шибаева за возможность пофантазировать на что или кого ещё похожи буквы, а "Букварёнок" Юдина за познавательные статьи из истории изобретений и вещей. Букв Алиса не знала. Я пребывала в недоумении - ну почему????????????? При чем Алиса очень любила всё, что мы делали, с азартом и интересрм откликалась на все мои задумки. Только выносила из них то, что было интересно и нужно ей, а не мне.
В 4 года её любимой книгой был "Влошебник Изумрудного города" и "Синяя птица" Метерлинка. И она не умела считать до десяти, не знала времён года и с трудом ориентировалась, где право, где лево. Это было ей неинтересно. И хоть ты тресни!!!!
В садике проводилось психологическое тестирование, после которого психолог посоветовал мне обратиться в специальную группу по адаптации детей, так как мой ребёнок не умеет выстраивать логические цепочки и в дальнейшем у неё могут быть трудности. Оказалось, что дочь моя убедительно доказала тёте-психологу, что в ряде предметов : молоток, орех, пила, гвоздь лишним может быть любой, или вообще нет лишнего, так как рассматривать эту ситуацию можно по-разному. Орех можно пилить пилой, раскалывать молотком или расковырять гвоздём - так ничего лишнего нет, так как всё нужно, чтобы съесть орех. В орех можно забивать гвоздь, тогда лишняя пила. И пила и гвоздь имеют острые края, тогда лишние молоток и орех. Хотя, если расколотить орех, то края у него будут тоже острые, и тогда лишний только молоток.
Я в шоке и истерике вышла от психолога и спрашиваю свою поганку :"А нельзя было не выделываться и просто ответить так, как надо?" На что дочь выдала гениальную фразу :"Она что, сама не видит, что орех лишний?"
Можно долго и много говорить о победах Алисы надо всеми обучающими методиками, развивающими пособиями, над моими попытками раскрыть потенциальные возможности дочериного мозга... Недавно подходит ко мне и говорит :" А как слова читаются?" Я безо всякой надежды, совершенно тупо, без завлекалочек и игр ей показала принцип соединения букв в слова. Два дня у Алисы ушло на то, чтобы выучить алфавит. Ещё вечер на то, чтобы разобраться с тонкостями Ь и Ъ знаков и йотированными. И всё!!!!!! Она читает!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Легко и просто!
И чего, спрашивается, я мучалась? Кстати, читает она гораздо лучше, чем её сверстники, научившиеся читать в более раннем возрасте. У неё интерес совпал с потребностью и мотивацией и всё сложилось. Правда, новая теперь проблема - читательские интересы у неё сейчас - Шекспир, Пеннак и легенды народов мира. Самой её не прочитать. А то, что прочитать может, ей не интересно. Так что читает мои записки и письма к ней, и мне ответы пишет. Девочки, а нам в школу через год!!!! Вы не знаете школ, куда странных детей берут, которые сами знают, чему им надо учится???????????????????????????