Как помочь ребёнку полюбить читать самостоятельно
Очень важно, чтобы ребёнок ХОТЕЛ читать. Не только слушать чтение вслух, но и читать самому. Про себя. Для себя. Для души.
Периодически в сообществе встречаются вопросы на тему, как мотивировать ребёнка. Как приучить его к чтению? Как сделать это, чтобы ребёнок брал книгу по своему желанию, читал её самостоятельно и не из-под палки? Решила немного поделиться своим опытом. Буду рада, если кому-то действительно пригодится.
Для начала пара слов о нас. Я профессиональный педагог и филолог с двумя учёными степенями. У меня дочь 5 с хвостиком лет. Я никогда не заставляла её читать и не обучала силой. Правда, начали мы этот процесс рано, но просто с целью общего развития, а не для того, чтобы скорее вооружить её книгой. И всё игрой или как бы фоном. Буквы она знала в 2,5. Только потому, что над кроваткой висел плакат-азбука. В 3 я показала, как в слове складываются звуки, образуя слог. Дочка довольно быстро поняла и лихо начала читать по 2 буквы, но интереса к этому процессу не было. Ну и ладно! Куда торопиться-то? В 3,5 я привлекла магнитные буквы, и играли в «Сложи слово». Тут уже получалось читать и набирать слова по 5 букв. Правда, игра быстро надоела. Тем не менее, где-то в 3,8 она стала читать по слогам любые слова. Так мы научились читать. Но без энтузиазма. Попросишь - осилит что-то вслух и книжечку в сторону отложит. «Давай не бууудем…» Видно было, что делать этого её не хочется. Оно и понятно: зачем ребёнку пык-мыкать самому, если мама может прочитать не просто бегло, но и по ролям! Я же, если прежде не напирала, теперь хотела закрепить формирующееся умение и дать понять, что читать интересно, т.е. надо было тренировать чтение и формировать мотивацию.
Тут-то и пригодились профессиональные знания и хитрости.
Теперь немного теории. Главное, соблюдать несколько принципов: учитывать особенности своего ребёнка (его интересы, возраст, уровень развития и т.д.), находить всему практическое применение («читать здорово, потому что тогда ты сможешь…»), а также добиваться единства воздействий всех окружающих взрослых (мама, папа, бабушка, брат и прочие - ну все хотят, чтобы ты читал себе сам!).
Все эти умные принципы выражаются в конкретных мотивирующих методах, и чем их больше, чем разнообразнее, чем лучше они сочетаются, тем лучше эффект. Вот самые простые из них: поощрение, соревнование, пример, поручение, внушение, разъяснение.
И надо помнить, что у дошкольника главный вид занятий - игра, а не учёба, поэтому вы добьётесь своего, если будете использовать какие-то методы в форме игры.
А теперь примеры из нашего опыта.
В 4 года ребёнок с удовольствием отзывается на предложение, поиграть в школу. Взрослый - учитель, ребёнок - ученик. Забавно, что дочь при этом абстрагировалась и воспринимала нас как учителей на самом деле. А дальше я открывала «учебник» - какое-нибудь пособие по математике, окружающему миру или ещё что-то - и указывала задания. Ребёнок, как в школе читал его вслух. Пык-мыкал, но уже с удовольствием. И убивали второго зайца, потому что одновременно учили какой-то другой предмет (тот, по которому «учебник»). Потом надо обязательно серьёзно и доброжелательно хвалить (чтобы выглядело профессионально, а не как мамина похвала).
Хвалить вообще надо после каждой удачи - это закрепляет в мозгу удовольствие, и потом возникнет желание такой успех повторять.
А ещё надо показывать пример: свой и чужой. Особенно свой. Если в семье нет читающих людей, если ребёнок никого не видит с книгой в руках (желательно бы - регулярно), то условия не соответствуют цели. В таких условиях вероятность, что ребёнок полюбит читать гораздо меньше. У нас все любят книги. А тут даже пришлось ввести «час чтения», когда у каждого в руках - свой экземпляр. Дочь сначала просила, чтобы ей в этот час, как обычно, читали вслух, но потом осознала всё же фразу: «Ты ведь уже большая, тебе больше 4 лет, сама можешь.» И к чужим примерам я прибегала. Где-нибудь в книге попадётся, что ребёнок умеет / не умеет читать, я сразу вслух отмечу, внимание обращу. В «Дети с Горластой улицы», скажем: «Вот видишь, Лотта не умела, а ты уже сама можешь, ты - молодец». Мне не трудно, ребёнку приятно))
Поручение тоже неплохо стимулировало, но тут я на хитрость шла. «Ой, доча, что-то я не вижу, что тут написано…» или «Мне срочно надо доварить суп, ты пока следующую главу прочитай сама, а потом я продолжу, ладно?» Даже если ребёнок сопротивлялся, то мои дополнительные пояснения, почему я именно сейчас не могу, срабатывали 100%. Потом хитрость я такую придумала: мол, по утрам плохо вижу. А у неё утром первое занятие - книгу листать. Листать мало, надо, чтобы кто-то прочёл, а тут вдруг мама не видит и очков у неё нет. Куда ж деваться? Ребёнок читал сам))
Самым любимым приёмом (соревновательно-игровой) у нас стал поиск клада. Прекрасный способ. В этой английской книжке как-то вычитали.
Я придумывала стишки-подсказки и печатала их на бумаге. По началу на компьютере, потом от руки. Все бумажки втихаря прятала по всей квартире. Каждый стишок содержал подсказку, где искать следующую записку. Так, прочитав штук 7-12, ребёнок находит «клад». У нас это всегда что-то вкусненькое. Игра у нас очень популярна, мы в неё и на англ., и на нем. яз. потом стали играть (но тут записку озвучиваю уже я). Она и внимательность с наблюдательностью, и логику тренирует тоже. Или знания какие-то. Можно, конечно, не в стихах, но дети их любят. Начинали с самого незамысловатого:
Пятую найдёшь подсказку,
Если ты заглянешь в сказку
Про царевича и волка.
Сказку ты найдёшь на полке.
Потом добавляла в эту же игру задания из других сфер. Типа:
3+7 прибавь и столько
Сделай вправо ты шагов
И найди предмет, который
Есть у многих докторов.
вот он, предмет, а под ним подсказка)
Или:
And the next clue is on spot
Where you sleep. There you have got
Teddy and a doll in blue.
Spy the clue in her right shoe!
Периодически играем уже года полтора. И всегда с удовольствием. Причём, ребёнку нравится и процесс, и результат)
Ну и ещё применяла я соревнование. Дети любят состязаться. Тут тоже разные приёмы. Например: «Кто быстрее это стихотворение про себя прочитает - ты или я?» или «Купила тебе новую книгу, но думаю ты не сможешь её пока сама читать: слишком уж тут текста много… придётся ждать, когда вырастешь» (и ребёнок, силясь доказать, что уже вырос, убеждает, что справится, хватает книгу и тут же приступает к чтению).
Несколько раз для укрепления мотивации шла на хитрость, стараясь заинтересовать конкурсом чтецов, который сама же и выдумала. Пару дней назад одна мама здесь подобный метод описывала. Я показывала дочке в компьютере объявление о конкурсе (сама составляла, примерно как на картинке ниже), где обязательно было фото планировавшихся призов. Ребёнок должен чётко представлять, что именно ожидает победителя. А для того, чтобы победить, предлагалось читать как можно больше и потом отчитаться о прочитанном.
В течение пары недель или месяца, которые длился конкурс, я не покупала игрушек и книжек, чтобы опять же усилить мотивацию, зато как бы невзначай мы оказывались у соответствующих полок в магазине, где у ребёнка разгорались глаза, а мама пожимала плечами: «Участвуй в конкурсе, вот и сможешь выиграть». В итоге дочка даже в сад с собой книги брала, чтобы побольше накопить прочитанного. Попрактиковав несколько раз, я убедилась, что мотивация создана, и необходимость участия в дальнейших этапах конкурса отпала естественным путём. Пожалуй, перед Новым годом новое соревнование запущу, но уже просто для создания сказочно-новогоднего настроения, а не в воспитательных целях.
В итоге в 4 с небольшим года читала дочка уже довольно бегло, а сейчас, в 5 - абсолютно со взрослой скоростью. Что касается самого желания, то оно сформировано. Как уже говорила, утром просыпаясь, она первым делом усаживается за книгу. Если это выходной, то читает практически в постели, если собираемся в сад, то читает, пока я её заплетаю (пусть это 5-7 минут, но они тоже важны). Она не пытается отвертеться от этого занятия, как было, когда читала слогами, напротив, сама берёт книгу в руки, повторяя понравившееся или читая дальше. При этом читаем мы много. Потому что приучить к книгам надо именно до школы. И потому что в школе навалятся учебные обязанности, времени на книги, тем более книги для души, а не для программы, будет меньше. Мы по-прежнему читаем ребёнку и вслух, ежедневно. С мотивационной целью и чтобы пояснять что-то, воспитывать. Но и самостоятельно дочка читает тоже ежедневно. Без напоминаний, просто потому что нравится. Что и требовалось получить)
Если кого-то наш научно обоснованный опыт натолкнёт на идеи, как повысить мотивацию к чтению его ребёнка, буду рада. В конце концов, объясняет-то всё наука, но добиваются всего только родительская любовь и забота!