Размышления о ДО. Часть 4. Общество.
Жизнь без школыЗаписываю очередную порцию мыслей о ДО.
Главный вопрос сторонников школы - "А как де социализация?", "Как ребенок потом будет в обществе?" , "Как он научится общаться с разными людьми и решать конфликтные ситуации?" и т.д. и т.п. В одном из моих прошлых постов, был комментарий, что-то вроде - "ребенку нужно научиться жить в естественной среде!" - почему-то под естественной средой подразумевалась школа, а не семья. Школа же - одно из самых не естественное собраний людей.
Для наглядности начнем с нас, взрослых. Вот мы идем на курсы по психологии, находим там, как минимум, людей увлекающихся психологией. Идем в храм - находим там людей верующих. Идем в спортивный зал - находим людей, которые любят спорт. Так же, когда устраиваемся на работу - вот мы идем работать на завод и примерно представляем кто будет нас окружать, а если устраиваемся в НИИ, то и контингент уже совершенно другой.
Дальше больше. Мы устроились на работу и поняли, что коллектив не тот (ну мало ли, начальник бывший бандит и сотрудников подобрал себе под стать), мы имеем полное право уволится. Конфликт с начальником - уволились, да еще и жалобу в трудовую инспекцию накатали. При этом взрослый эмоционально уравновешен, имеет ресурсы для восстановления, если попадает в неприятную ситуацию.
А что в школе? Дети собраны совершенно произвольным образом, из разных семей. Тут и верующие и атеисты и мусульмане и богатые и бедные, семьи с разными интересами, традициями и интеллектуальным уровнем. Кстати, здесь очень выгодно отличаются православные школы т.к. дети, родители и учителя объединены верой и изначально имеют общие точки соприкосновения - у нас недалеко, в Пучково, есть такая школа, о ней очень хорошие отзывы, но туда трудно попасть. Так вот, пришел ребенок в такой разношерстный класс и ему надо приспосабливаться к людям, с которыми бы он, может быть в жизни никогда и не стал бы общаться (тут уж как повезет, бывает ребенок совсем не может найти близкого по духу и так и ходит отщепенцем), учителя часто самодурствуют. Настя жалуется что учителя кричат. На нас взрослых кричат начальники? На меня ни разу не кричали, а в школе кричали, да. При этом ребенок ничего не может сделать. Он приходит, говорит, что ему это все не нравится, а мы ему - "ну что ты, ты должен учится общаться с разными людьми!". А должен ли и зачем? В жизни мы обычно общаемся с теми, кто нам интересен, а не со всеми. Глупо сказать профессору - "Иди,пообщайся с алкоголиками на лавочке, ты должен уметь общаться с разными людьми!" - такое общение не нужно ни профессору, ни алкоголикам.
На мой взгляд такое обучение общению, можно сравнить с тем, как ребенка учат плавать бросая в воду на глубине. Отвели в школу и барахтайся как хочешь, однако при этом мы ожидаем от ребенка еще и знаний. т.е. ты учись выживать плавать и пой при этом серенады.
А вот что дальше - ребенок привыкает, приспосабливаться и перестает слышать себя. Ему не нравилось, он не хотел быть здесь, но родители говорят "Надо! Ты обязан!". Потом родители подобрали институт - отучился ("Надо так надо!"). Устроился на работу и отсидел там всю жизнь тихо и серенько.
P.S. путано и сумбурно выгружаю мысли и освобождаю голову )