Большой Мишкопост-2. Речь.
Младший сынИтак, продолжим.
Смотрю я на своих детей и понимаю, что при всей одинаковости "подачи" всякого жизненного материала развиваются они совершенно по-разному. Если обобщать совсем уж грубо, изначально Коля казался "интеллектуалом" (не знаю, в том ли контексте я употребляю слово, декретные мозги заплыли) - абсолютное преобладание умственного развития над физическим, а Миша "ловкачом" - всякие невероятные физические штуки почти с пелёнок. Ну, к примеру.
Коля имеет некоторую особенность строения чего-то там где-то там в организме, что называется умным словом "гиперпластичность". Я его зову "каучуковым ребёнком". Ему ничего не стоит завернуть три раза правую ногу вокруг левого уха, одновременно дотягиваясь локтем до копчика из-под коленок. Образно :):):):) С одной стороны, это очень здорово (в этом месте я уже вытираю слёзы, видя сына с золотом Олимпиады по гимнастике или под куполом цирка в труппе Дю Солей). С другой, эта штука мешает мышцам удерживать кости скелета, поэтому наш "друг" вальгус, непрочная осанка и всякие слабости мышц требуют постоянного укрепления и бдения. Ну так воооот. Коля в полтора года в роддоме номер 11 (куда я пришла на первый скрининг с Мишкой в животе) сразил наповал регистраторшу, зачитав ей с десяток букв на каком-то грозном объявлении за её спиной. К двум он рассуждал, как взрослый человек, и бесполезно было делать скидки на "детскость". При этом пошёл он после года, сам классически "через ручку" так и не сел (просто месяцев в 7-8 моя душа не выдержала, и я его просто посадила. Он спокойно сел, но при этом форма его спины оставалась полем такоооой деятельности для массажистов - именно по причине слабых мышц).
Миша меня удивил, сделав всё наоборот. Сказав месяца в три один раз "агу", он замолчал. Вообще. Он не гулил, не лопотал, он молчал. Обалденно улыбался, пищал, смеялся, но не гулил. Шокированная этим, я помчалась к неврологу. Та, обнаружив плохо разжимающиеся большие пальчики на ручках, предупредила, что заговорит поздно, что надо развивать мелкую моторику, что зажатые пальцы - признак чего-то там с речью связанного. А Мишка молча в свои уже пять месяцев как по книжке сел через "ручку и бедро", потом пополз и прямо с разницей в пару дней встал в кроватке (за несколько дней до полугода, кажется)! В 9 месяцев он сделал первый шаг, но испугался и вот прямо пошёл-пошёл быстро и уверенно в 11. В полтора он, конечно, алфавит не знал, тётенек-регистраторш не шокировал, но тем не менее к двум уже пытался говорить.
А что мы имеем на данный момент. Коле 4,2, Мише 2,2.
Коля за прошедшее лето резко и ловко научился всяким мальчишеским бесстрашным штукам типа "лезу всё выше и выше" по вертикальным лесенкам (чего он не умел, да и я боялась - это мой бзик), кувыркается через голову (ага, и Мишку научил), прыгает с каких-то высот без страха, только пятки стучат (учу, учу делать это мягко!!). Т.е. 4 года - это некоторый рубеж, когда всё мальчишеское физическое прорывается через колину сверхинтеллигентность и мягкость. Это меня оооочень радует!
А Миша... А за развитием его речи я, как изучающая в данный момент итальянский чокнутая мама, слежу с невероятным интересом. Ну, например, меня очень прикалывает построение фраз - совершенно как в иностранном языке. Сначала были отдельные "я", "мяч", "играть" ("ля, бам-бам и гагать"). Потом они объединились в "ля бам-бам". "Гагать" опускалось, и так всё понятно. Потом "Ля бам-бам гагать!" звучало требовательно и уверенно. А потом Миша вышел на новый уровень: "Ля АТЮ мять гагать!" ("Я хочу в мяч играть!") В мишиной речи появились "модальные глаголы: мочь, уметь" (третий класс, английский язык, Бритиш Инглиш, урок 4). Ля мамОгу - я не могу.
С "не" вообще интересная песня. Отрицательная форма глаголов в мишином языке образуется путём двойного повторения первого слога в слове, например:
Получается - папапая
НЕ получается - ПАпапапая
Могу - мОзя
НЕ могу - мамОзя
Люблю - лЮбу
НЕ люблю - люлЮбу
Это же относится ко всем другим отрицаниям:
- Миша, будешь бутерброд?
- Нэт, бубуду.
- Миш, он с белым маслом, как ты любишь!
- Нэт, люлюбу!
- Вот, смотри какой бутерброд!
- Нэт, бабабабот!!!
Ещё Миша упрощает и усложняет речь в зависимости от степени зависания моих мозгов на данный момент. Скажем, собирает он машинку. Сердится:
- Мама, мамОть (помочь)! Папапапая!! ПАПАПАПАЯ!
- Что, Миша?
- НЕ МОЗЯ бабать!!! (раз ты, мать, не поняла, что не получается! Не могу я собрать!)
Также отрицание в значении "ни...ни" или "не...не" обозначается частицей "а":
ни Миша, ни Коля - "а Мыся, а Коля".
А знаете, в чём самый главный прикол мишиных 2,2? Деть с абсолютным пониманием использует формы "я" (ля), "мой", "меня" (амА), "ты" (ти), "тебя" (тэбА) и НИКТО (татО)! НИКТО, ёлки-палки! Пример:
- Ты чего не спишь?
- Зязяю... (не знаю).
- А кто знает?
- ТатО. А мама зязяя, а Коля зязяя, а баба зязяя, а дэда Зязёзя зязяя... ТатО зязяя!
Или:
- Коля, бабося (не бойся)! Там вававО нэт! (там никого нет!)
Т.е. совместное существование Коли и Миши настолько взаимообогащает их внутренние и внешние чего там? миры?, что я нервно прячусь в самый дальний угол кухни и судорожно пью чай, пока меня не нашли, сжирая при этом детский Барни (опять-таки, пока не нашли). А тем временем где-то за стенкой происходит мамаево побоище за один из сорока ОДИНАКОВЫХ магформерсовских квадратов, раздаются леденящие душу вопли (в унисон! слух есть, ага, хорошо!), потом "БАМ" - "АААААА" - "МаааааааааааааААААААм!" - "БОООООНА!!!" - "ОН ОТОБРАЛ У МЕНЯ КВАДРАТ!!!"........... Я судорожно сглатываю медвежью голову, продираю связки и... Дальше история умалчивает, не стоит беспокоить умы, уши и души мам, чьи детки тихонечко копошатся возле новогодней ёлки, перебирая золотистые бусики, сидя на белоснежной овечьей шкурке, пока старший брат строит для них домик из деревянных брусочков.
Продолжение следует.