Многогранные образы
На протяжении всего детства вплоть до младшешкольного возраста (это очень большой отрезок времени) самый главный канал восприятия у ребенка –
Что это означает на практике? Ребенок увидел впервые некий предмет, берет его в руки (сует в рот, пинает ногой и все, что угодно) и пытается найти ему применение. После множества действий с ним у него в мозгу откладывается многогранный образ этого объекта – по «грани» с каждого действия. Чем больше совершается действий – тем полнее образ.
Если объект настолько велик, что его в руки не возьмешь и с ним не поиграешь (горка на площадке), интенсивность исследования оценивается по действиям относительно этого объекта (если по нему можно пройтись, на него сесть и т.п.) и плюс тактильные ощущения от поверхности.
Разнообразные предметы
Далее, тот же канал учит ребенка анализировать – согласитесь, это довольно нужная мыслительная операция. Многие хотят считать, что анализ появляется где-то к школьному возрасту в результате решения специальных задачек в специальных тетрадках. Анализ в буквальном смысле растет из действий ребенка с реальными предметами! Во-первых, сами предметы должны давать богатое поле деятельности. Этого лишены специальные «обучающие игрушки» – когда из всего бесконечного многообразия природных форм выбирают кружочек, треугольник и квадратик (посмотрите на детские сортеры – какое убожество форм в самый разгар познания!). Теперь найдите две идентичные морковки.
Соответственно, получая в руки разнообразные предметы и действуя с ними, ребенок учится анализировать ту разницу в действиях, которую дает непохожесть объектов. Как это переводится на человеческий язык: чтобы поднять вот эту тыкву, нужно столько-то усилий, чтобы вот эту – уже столько.
Именно физические действия включают работу мозга! Не картинки и не слова! Только действия! Поэтому это возраст формирования будущих математических способностей – кинестетические познания
- формы,
- размера,
- количества (не заучивание цифр!!! а перекатывание ногами и перебирание руками!!! и т.п.),
дальности расстояний и прочего.
Здесь же начинается формирование будущего хорошего чтения и грамотного письма – в развитии природного чувства ритма (прыжки, монотонные действия вроде болтания ногами и любые действия с мячом).
Мы уже говорили, что мышление ребенка в пору раннего детства –
- чем больше «арсенал» действий по отношению к одному предмету, тем лучше развивается мозг;
- чем больше ребенок может предложить вариантов применения одного предмета, тем лучше;
- чем больше вариантов одного действия, тем лучше.
Мозговая буря
Примерно к концу первого года жизни ребенок начинает решать исключительно сложную для него задачу – он продумывает цепочку действий. То есть, в младенчестве он тянулся к интересному предмету, который видел перед собой в зоне доступности (до него можно дотянуться рукой, потом доползти, потом дойти). Теперь же он начинает просчитывать алгоритм действий – этот предмет на столе высоко, до него не дотянуться. Но можно дотянуться до стула, а встав на стул – и до стола. Вот это совершенно гигантский скачок в развитии мышления и самое главное достижение этого периода – просчитывание алгоритма действий!
Отгадайте, какой канал восприятия здесь будет работать больше всего? Что его активизирует?
- Отсутствие заранее созданных вместо ребенка алгоритмов действий (в электронных «развивающих» игрушках, где при нажатии одной кнопки будет только одно действие, хоть убейся).
- Максимум предметов без закрепленной за ними роли, которые можно использовать в любых ситуациях – например, природные материалы и самые простые кубики, палочки-брусочки и т.п.
- И простые бытовые ситуации, которые это стимулируют – если ребенок участвует в домашних делах, у него есть большой выбор таких ситуаций.
Теперь давайте подумаем логично, что дают мозгу в раннем детстве «развивающие занятия», где нужно совершить заранее определенное действие по заданному шаблону?
Отличная тренировка восприятия (а значит, и развитие мышления) – наблюдение за окружающим миром, живой и неживой природой. Подождите говорить: «Мы живем в мегаполисе, никогда не видим животных! У нас нет средств купить ребенку ферму (сафари, зоопарк, заповедник, …)!» Заведите улитку в баночке. Посадите семечко одуванчика в горшочек на подоконник. Дойдите до ближайшего парка и рассматривайте работу муравьев (они водятся даже в мегаполисах), ползанье гусенички по стебельку, бегающих по луже водомерок.
Опять повторим уже много раз написанное – для мозга важно не количество объектов, а умение обрабатывать информацию о них. Чем больше ребенок наблюдает за одним и тем же объектом (та же улитка в баночке за неимением средств для покупки лошади), тем больше информации получает мозг, и тем больше связей он строит. Заводная игрушка не будет выдавать никаких новых действий, она многократно повторит шаблон. Но живая бабочка не пролетит одинаково с одного цветка на второй, со второго на третий! Наблюдение за природой – очень сильный стимул к развитию личности в целом.