Роковухи)))
Медиамассовка.Видела вчерась кусочек передачи покойного Вульфа, я думала - про Зинаиду Райх, но оказалось, о какой-то другой актрисе тогдашнего театра Мейерхольда.
Слово "какой-то" здесь, конечно, неуместно, так как актриса действительно хорошая, не чета Райх. Вот бывают такие женщины - как переходящее Красное Знамя, или как некий антиквариат, блуждающие от одного владельца к другому, а точнее сказать - переползающие, как вошь, с одного хозяина на другого. Яркие примеры для меня:
- Матильда Феликсовна Кржесинская (Кшесинская), сменившая цесаревича Николая на его родного брата Георгия, а после смерти Георгия и женитьбы Николая переключившаяся на дядю царя в.кн.Сергея Михайловича, потом на в.кн.Андрея Владимировича (с последними двумя Малечка как-то умудрялась проживать одновременно, и после рождения ее единственного сына Вовы между любовниками неоднократно поднимался вопрос об отцовстве). Прошу заметить, на простых смертных великая балерина не разменивалась, хотя сословия была самого подлого - актерского, несмотря на усиленно распространяемую легенду о благородном происхождении из рода кн.Кржесинских. Кажется, благодаря женившемуся на ней в.кн.Андрею она заполучила и фамилию, и титул.
- Лиля Брик. Совершенно неинтересная на мой взгляд, вульгарная, распущенная еврейская девушка. Ей бы нарожать кучу детишек, читать Тору, справлять шабат и творить мицву, но Лиля заделалась femme fatale и пошла по рукам... в общем, здесь подробно, со слов современников, описано житие этой "кометы": http://persona.rin.ru/view/f/0/35197/brik-lilja Очень занимательная статья, рекомендую интересующимся. А то - "муза, муза"... А на самом деле - обычная б..., да ещё и корыстная и злобная...
То, что ко всем своим порокам она была еще и агентом ОГПУ и сдавала "членов своего кружка", оказалось для меня откровением. Вот тварь...
- Мария Игнатьевна Закревская, она же Бенкендорф, она же Будберг, а для своих, включая Горького, Локкарта и Уэллса, просто Мура. Тоже авантюристка, тоже приспособленка, тоже агентесса как минимум трех разведок, вообразившая себя новой Мата Хари.
Этот "почетный" ряд можно продолжить, но возвращаюсь к Райх, а точнее, к конкретно увиденным в передаче кадрам. Читая биографию Есенина, я имела несколько искаженное представление об этой персоне и как "великую актрису" её не представляла, поскольку это служение было уже после разрыва с Есениным. А тут выяснилось, что пристроившись под бочок к Мейерхольду, дамочка развернулась во всей красе - начала отчаянно интриговать, выживая актеров и особенно актрис, вмешиваться даже в режиссерскую работу мужа. Сама же при этом была бездарностью полной. Вульф демонстрирует кадры - отрывок из постановки "Ревизор". Монохромное изображение, несколько ускоренные движения - особенность старых кинополенок, жесты актеров в манере того времени - вычурные, гротескные, нарочито драматические, не хватает только игры тапера за кадром. Райх изображает жену городничего. Сидит в центре сцены такая бабец, красивая, спору нет, в кринолине, с веером. Представляющий Хлестакова актер ведет свою роль. За все время Райх три раза закатила глаза, два раза странно повела ими из стороны в сторону и бесчетное количество раз обмахнула декольте веером, а также с глумливой ухмылкой приподняла даже несколько выше необходимого подол платья, показав икру. Все это выглядело просто пошло и невыразимо бездарно. Если бы я не видела старых кинофильмов, не имела представления о таких талантах, как Кторов, Гарин, Ильинский, Токарская, Жеймо, Володина, я бы подумала, что это и есть вершина актерского мастерства того времени.
Когда Мейерхольд задумал ставить "Гамлета" и об'явил, что роль принца Датского он отдал Райх, один из актеров труппы насмешливо спросил: "А кто же будет играть Офелию? Не иначе я!" - и тут же был уволен из театра за смелую шутку. Кстати, актрису, которой собственно была посвящена передача, Райх тоже выжила, да так, что той не нашлось места ни в одном театре Москвы.
Вскоре она бросила Мейерхольда и переметнулась к актеру Цареву, я только не услышала - до ареста Мейерхольда или уже после? Последовавшая вскоре страшная и загадочная смерть Райх покрыла с лихвой ее не всегда порядочные поступки, увековечив в памяти как выдающегося театрального деятеля и великую актрису, единственную звезду театра имени ее мужа.