Советские учебники, издательство Концептуал
Издательство Концептуал печатает советские учебники. В силу того, что мой младший собирается в первый класс, купила кое-что. Общее впечатлений - ВОСТОРГ! Как замечательно учили в школах в 40-х-50х гг. Ниже подробности.
1. Арифметика 1 класс, Пчёлко, Поляк
Эту книжку помнит моя мама. Ну какая же она замечательная! Программа первого класса начинается с того, что дети учатся писать цифры, таблица умножения начинается где-то в середине, заканчивается умножением десятков и задачами в 2 действия. Задачи интересные, есть практические задачи. Проходим длину - идём и меряем метр, 3, 5 на местности, отмеряем нужное количество метров верёвки и т.п. Полистала учебник, он логичнее и понятнее современных, а объем знаний за год больше чем у Петерсон (вроде как из самых навороченных математик, если не самая, для первого класса).
Куплю все учебники Пчёлко-Поляка за начальную школу.
2. Естествознание, Тетюрев
Купила Окр. мир за 1 класс, полистали всей семьёй, по нашему впечатлению исключительно дурной учебник. Начинается с задания нарисовать что-то типа муравья Вопросика и черепашку Ответика, а также расшифровать значение неясных смайликов изобретения автора, и дальше задания не становятся лучше. Поэтому купила Естествознание для начальной школы. Думала, покупаю младшему. Полистала.
НЕРЕАЛЬНО КРУТО!
Автор совершенно не сюсюкает с детьми, очень чёткое изложение совершенно взрослой терминологией. Описано много опытов, которые каждый ребёнок может легко выполнить сам. Очень наглядно. Очень понятно. Очень логично и последовательно. И... я не всё знаю. Показала дочке (6 класс), у неё аж глаза загорелись: "Вот если бы нам так преподавали! Я хочу всё это прочитать!" Так что, видимо, это книга для семейного чтения. 3. Букварь 1955 г
От книги восторг. Качество печать какое-то нечёткое (хотя на хорошей бумаге!) - это репринт. Однако оценить образование в 1955 г. можно.
Эта книга не только учит читать, она непрерывно воспитывает Человека и Гражданина. Тексты про то, как нужно делиться, трудиться, помогать и т.п. Например, девочка решала задачу, задача не выходила, родные хотели ей помочь, но она отказалась, решала, думала и решила задачу. Вопрос: почему девочка отказалась от помощи мамы и папы?
Сравниваю с современным букварём, и у меня прямо слёзы на глаза наворачиваются. Т.к. тексты примерно содержания "Вася стоит перед стулом, Петя за стулом, Коля сбоку. Как зовут мальчиков?".
4. Арифметика для начальной школы, Попова
Ничего плохого сказать не могу, тоже хороший учебник.
5. Чистописание - Методическое указание и прописи
Ну что я хочу сказать, в начальной школе всех поголовно учили самой настоящей каллиграфии. Я видела тетрадь моего папы (у учителя явно к нему замечания, он учился не на 5 по этому предмету), видела подписанные им в детстве открытки - это совершенно недостижимый сегодня уровень.
Купила для дочки-шестиклассницы, может, найдём время позаниматься. А может, и сама попишу, мне прямо хочется. Методические указания - препринт, это грустно. Но информацию извлечь можно. Забавный момент - наткнулась на иллюстрацию - 4 одинаково красивых закорючки, три из них, оказывается, неправильные:).
ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Мой папа в детстве подобрал методические материалы дореволюционного времени (в здании его школы до революции была гимназия, когда он там учился, они как раз выкинули кучу "устаревших материалов"). Кое-что у него сохранилось, он показывал мне дореволюционные контурные карты по истории. Говорит, гимназистов очень хорошо учили, гораздо лучше, чем в советской школе 50-х годов.
Моё впечатление от приобретённых учебников 40-50 гг- уровень образования при товарище Сталине был очень высоким. Сравнивая с учебниками своего детства, вижу, что к развалу СССР имело место упрощение материала и очевидная деградация качества образования (при этом образование в СССР было вторым по качеству в мире, после Японии!).
Глядя на то, по каким программам учится мой старший ребёнок (в гимназии!), я вижу, что деградация продолжается. Хуже всего с русским языком, по-моему. Дети пишут транскрипции слов и учат наизусть неудобоваримые правила... Вместо того, чтобы грамотно писать.
РЕЗЮМЕ: Я, наверное, всё или почти всё куплю, в том числе для старших классов. Прихожу к заключению, что образование наших детей - исключительно наша родительская задача.
Подробности в следующих обзорах:)