Общество НЕчистых тарелок
или как не вырастить обжору.
Хорошая статья у Комаровского.
Дети, как правило, не имеют привычки переедать, они прекрасно знают, когда им достаточно, умеют вовремя останавливаться, когда уже сыты. Помогите им сохранить эту полезную привычку слушать собственное тело.
У детей, которые "прислушиваются" к сигналам собственного организма, намного меньше шансов иметь проблемы с лишним весом в старшем возрасте.
Не игнорируйте фразу ребенка «Я наелся!», даже если вы считаете, что это не так. Кроме того, что вы позволяете ему чувствовать себя самостоятельным и независимым, вы помогаете ему сохранить «здоровый» вес.
Придерживайтесь простых правил:
- Предложите ребёнку самому накладывать себе еду. Дети младшего возраста также могут поучаствовать в игре «Самообслуживание» при условии, что тарелку будете держать вы. Приучите ребёнка сначала накладывать небольшую порцию, но обязательно скажите ему, что он всегда может попросить добавки, если захочет еще.
- Не хвалите за чистую тарелку. Ребенок должен перестать есть тогда, когда он наелся, а не когда тарелка станет пустой.
- Наградой для ребенка должны стать ваше внимание и добрые слова, а не еда. Проявляйте свою любовь общением и поцелуями, утешайте ласковыми словами и объятиями.
- Не стоит давать ребенку сладости, когда он расстроен или ему грустно. Это может привести к тому, что ребенок будет есть даже тогда, когда он не голоден, и игнорировать сигналы организма о насыщении и переедать.
- Используя сладости в качестве поощрения, вы рискуете сформировать у ребенка представление о том, что конфеты лучше других продуктов. Например, фраза «не дам десерт, пока не съешь овощи» только поспособствует меньшему употреблению овощей и большему - десерта.
- Старайтесь не ограничивать ребёнка в каких-то определенных продуктах, т.к. после того, как они станут для него доступными, он съест гораздо больше, несмотря на ощущение сытости. Это, конечно же, может привести к перееданию. Кроме того, не наказывайте за плохое поведение лишением десерта.
- Используйте фразы, которые помогут детям не переедать.
Вместо… | Попробуйте сказать… |
Если ты не съешь еще один кусочек, я обижусь. За маму, за папу… |
Это киви; он сладкий, как клубника! Эта редиска такая хрустящая! |
Ребенок будет есть не из-за чувства голода, а ради того, чтобы получить ваше одобрение, а это формирует привычку переедания. | Ребенок будет заинтересован попробовать этот продукт. |
Какая ты большая девочка, ты съела весь горошек! Женя, бери пример с сестры! Она съела все свои бананы. Перед тем, как встать из-за стола, ты должен съесть ещё один кусочек. |
Животик говорит, что наелся? Твой живот всё еще урчит от голода? Твой желудок уже не такой пустой как прежде? |
Такие фразы приводят к тому, что ребенок игнорирует чувство сытости. | Такие фразы помогают ребенку научится чувствовать, когда он уже сыт, и предотвращают переедание. |
Вот видишь, это не так уж и невкусно. |
Тебе понравилось? Какое из этих блюд твоё любимое? У каждого ведь свои предпочтения в еде, не так ли? |
Этим вы даете понять, что ребенок был не прав, отказываясь от еды, что в свою очередь приводит к формированию неправильного отношения к еде и к самому себе. | Этим вы дадите ребенку почувствовать, что право выбора за ним, и сместите акцент разговора с «кто прав?» на вкусовые качества продукта. |
Пока не съешь овощи, конфету не получишь. Перестань плакать, и я дам тебе что-то сладенькое. |
Мы можем снова попробовать эти овощи в следующий раз. Ты предпочел бы их съесть тушеными или в сыром виде? Мне жаль, что моя девочка расстроилась. Иди ко мне я тебя крепко-крепко обниму! |
Предлагая одну еду (десерт) вместо другой (овощи), вы заведомо делаете её лучше и вкуснее. Не утешайте ребёнка сладостями, это учит ребенка успокаиваться едой и приводит к перееданию. | Наградой для ребенка должны стать ваше внимание и добрые слова. Утешайте ласковыми словами и крепкими объятиями. Проявите свою любовь вниманием к ребёнку: играйте и весело проводите время. |