Обучение: традиционное или альтернативное?
Появляется на свет наш малыш и мы заново проживаем с ним жизнь. Мы учим его, а значит, познаем вместе с ним, все жизненные премудрости: делаем первые шаги, учимся держать ложку, знакомимся с горшком, познаем навыки коммуникации, учимся в школе… При этом стараемся, по возможности, избежать своих ошибок и усовершенствовать все процессы.
Многих мам не устраивает существующая система социализации и обучения детей. Иными словами – детские сады и школа. И если от детского сада можно, при возможности сидеть с ребенком самой или с кем-либо оставлять его, отказаться, то существующая школьная форма получения знаний – это единственный на сегодня в нашей стране вариант обучения ребенка.
Однако во всем мире существуют альтернативные методы образования ребенка, то есть обучение самими родителями. Возможно, вас заинтересует найденная мною информация по этому вопросу.
Термином homeschooling или home school (домашняя школа), которое также называют home education (домашнее образование) или home learning (обучение дома), обозначают образование детей дома, обычно силами родителей, хотя не исключено и привлечение других преподавателей, в противоположность обучению детей в государственных или частных школах. Вообще, до введения всеобщего государственного образования в развитых странах, обучением детей и занимались в основном родители, и сейчас во многих развивающихся странах родители являются основными учителями для своих детей, но так уж случилось, что термином хоумскулинг обозначают именно альтернативное формальному школьному обучение в развитых странах.
То есть слово хоумскулинг это очень широкое понятие, просто обозначающее, что вы учите своих детей не в школе. Внутри хоумскулинга существует множество философий, методик, стилей обучения. Строго говоря, вариантов хоумскулинга столько, сколько есть семей на домашнем обучении. Как не существует абсолютно одинаковых семей, так не существует и абсолютно одинаковых вариантов домашнего обучения. Но некоторая классификация всё-таки присутствует, больше для удобства классификаторов.
В хоумскулинге различают два основных подхода к обучению (или, если угодно, две различных философии): анскулинг и всё остальное.
Ансуклинг (unschooling) - это метод, который предполагает отсутствие заранее спланированной программы обучения. Анскулинг ещё иногда называют естественным, или неформальным, обучением, основанным на интересах ребёнка.
Анскулинг не обозначает, что ребёнка ничему не учат. Аанскулинг обозначает, что ребёнка не учат на школьный манер, по заранее известной взрослым программе заранее определённому набору знаний. Философия анскулинга предполагает использовать в обучении реальные ситуации и строить обучение детей на тех интересах, которые у них возникают в данный момент. Ребёнок, которого «анскулят», может пользоваться учебниками или посещать какие-то классы, но это не будет основой его образования. В анскулинге не существует заранее предопределённого объёма и состава знаний, которыми ребёнок должен владеть или овладеть.
Если, будучи на домашнем обучении, в 3-м классе ваш ребёнок увлёкся химией и вы пошли и купили ему учебник, реактивы и помогаете ставить дома опыты – то это будет анскулинг. Если ваш ребёнок в 5-м классе увлёкся импрессионистами и вы пропадаете вместе с ним в музее, изучаете репродукции, читаете биографии и он делает копии – это будет анскулинг. Туризм, строительство моделей, ремонт автомобилей, изготовление одежды или вебсайтов – всё это анскулинг, если это интересы ребёнка, а не ваш план по его обучению.
Нонскулинг – такое довольно радикальное направление, когда родители вообще принципиально не вмешиваются в процесс образования своего ребёнка. В таком случае даже сидение по 10-12 часов в день за компьютером в чатах или за играми, а также смотрение телевизора целый день провозглашается как особый стиль обучения.
Ещё есть такое понятие, как дескулинг. Им обозначают период, во время которого ребёнок и родители пытаются распрограммироваться от школьного опыта, если таковой имел место быть, а также предпринимаемые по этому распрограммированию усилия. Естественно, относится это только к тем детям, которые уже успели походить в школу (в равной мере это относится и к их родителям).
Если родители практикуют анскулинг и у них есть заранее определённая программа, по которой они собираются учить своего ребёнка, то, скорее всего, хоумскулинг будет вписываться в одну из следующих категорий или методик (повторюсь, это не касается нашей страны, где существует закон об обязательном среднем образовании):
· школа дома (School-at-home),
· дистанционная школа (distant school),
· зонтичная школа (umbrella school),
· классическое образование (Classical education), включая тривиум(Trivium) и квадривиум (Quadrivium),
· образование по методу Шарлотты Мейсон (Charlotte Mason education),
· образование по методу Марии Монтессори (Montessory method),
· Вальдорфское образование (Waldorf education),
· unit study (проектное обучение),
· единая программа, которую иногда ещё называют школой в коробке (school-in-a-box),
· эклектический стиль.
Школа дома (School-at-home) наиболее близка по своей философии к традиционной школе. Могут использоваться те же учебники, что и в школе, ученикам задаются домашние задания, в обучении следуют установленной школьной программе. Это наиболее знакомый нам вариант, который ранее практиковался в нашей стране в отношении деток, не могущих, в силу болезни, посещать общеобразовательную школу.
Примером дистанционной школы является школа «Ешко».
Зонтичные школы – это созданные государственными или частными школами альтернативные программы, призванные «помогать» хоумскул семьям выполнять установленные государством образовательные стандарты. Вообще не практикующийся в нашей стране термин.
Классическое образование – базируется на традиционной для Западной культуры философии образования, как её понимали в средние века. Классическое образование предполагает преподавание тривиума (грамматика, логика, риторика) на начальной ступени и квадривиума (астрономия, арифметика, музыка, геометрия) на следующей ступени.
Шарлотту Мейсон в англоязычных странах часто называют «основательницей движения за домашнее обучение». Она работала в Англии во второй половине 19-го и начале 20-го века. Шарлотта была уверена, что образование - это больше, чем профессиональная подготовка, сдача экзаменов или поступление в престижный колледж. Она утверждала, что в образовании важна атмосфера, дисциплина и сама жизнь, чтобы помочь детям определиться, кто они есть, и как им найти себя в мире людей и во Вселенной, созданной Богом.
Метод Шарлотты Мейсон очень популярен в США и Канаде. Он привлекает родителей, прежде всего, тем, что даёт очень широкое образование, не такой утомительный для детей, как, например, «классическое образование», но и не анскулинг. Шарлотта Мэйсон хороша тем, что из её методики можно брать как угодно много или мало и сразу применять в жизни. Живые книги, копирование, изучение музыки и живописи впишутся в любое расписание любого домашнего школьника. То есть её метод находится где-то посередине между анскулингом и классическим образованием и этим привлекает множество родителей.
Про метод Марии Монтессори и Вальдорвфское образование в русскоязычном интернете достаточно много информации. Оба эти подхода также встречаются в государственных и частных школах.
Проектное обучение – unit study –это подход к обучению, когда изучение большинства предметов строится вокруг одной темы. Например, мы изучаем пиратов: история – пираты в историческом контексте; география – географические открытия, морские пути, базы, места основных «подвигов», карты; наука – морская тематика, изобретения; арт – изучение картин с пиратами и кораблями; литература – Стивенсон «Остров сокровищ», письмо – представить, что ты мальчик, служащий юнгой на пиратском корабле и написать свой дневник.
В таком подходе родителей привлекает то, что обучение легко подстраивается под разные уровни подготовки детей и с его помощью можно одновременно обучать детей разного возраста. Старшеклассники готовят доклад о биоразнообразии болота, а младшие школьники рисуют лягушку и комара. Если учесть, что большинство хоумскул семей имеют по нескольку учеников разного возраста, то такой подход достаточно привлекателен и популярен. Существуют даже школы-в-коробке, которые строят свою программу по принципу проектного-обучения.
Школа-в-коробке (school-in-a-box) – набор учебников и рабочих тетрадей по всем предметам за определённый класс, заботливо разработанных одним из специализированных издательств. В набор входят инструкции для преподавателя, а также могут входить и книги для чтения, и наборы для рисования или рукоделия, и наборы для проведения экспериментов.
Нужно сказать, что во всех этих классификациях не слишком много смысла, потому что большинство семей, практикующих хоумскулинг, придерживается эклектического подхода. То есть каждая семья берёт от всех этих методик, методов и подходов к образованию то, что ей нужно, и столько, сколько ей нужно. Математику можно изучать по школьному учебнику, языками заниматься, следуя духу классического образования, музыку и арт изучать по методу Шарлотты Мейсон, а историю, географию и естественные науки учить по мере возникновения интереса у ребёнка.
Источник
А как вы относитесь к альтернативному образованию? Если бы оно было распространено в нашей стране, вы остановились бы на традиционной или выбрали бы домашнюю форму обучения своего ребенка?