Очередной отчетный мегапост (1г и 11 мес)
РазвитиеЧем ближе к нашему дню рождения, тем быстрее растет и взрослеет ребенок. Ира уже давно перестала быть малышом, крохой, несмышленышем или что там еще ассоциируется у людей с самым ранним детством. Постепенно взрослея, дочка превратилась уже во вполне полноценного собеседника и личность.
Характер. Девочка с характером, но в целом спокойная и покладистая. Совсем не шилопоп, не хулиганка, хотя любит побеситься и повеселиться, может и отмочить что-нибудь. Но в целом мы в приятном шоке от дисциплинированности и понятливости ребенка. Иметь такую дочь - это большая родительская халява (даже с поправкой на наши воспитательские заслуги и то, что мы исправляем и переучиваем у ребенка то, что нам не нравится). Ира прекрасно знает, где острое, горячее, что можно и чего нельзя, куда можно лазить, а куда - опасно, соблюдает правила поведения на улице и в общественных местах, освоила все основные правила вежливости. Бабки у подъезда дружно умиляются, когда Ира с ними здоровается. Недавно ходила и всех поздравляла: "С наступающим!", а 1-го и 2-го января - "С Новым годом!"
Игры. В последнее время мы мало с ней играем, в основном Иришка придумывает себе развлечения и игры сама. Мы это всячески поощряем и не вмешиваемся, если видим, что ребенок сам себя развлекает. Игры с папой и мамой - это, конечно, любимое занятие, особенно прятки и догонялки, хит прошедшего месяца. Мы даже, к моему удивлению, прекрасно поиграли в жмурки, причем Ира и убегала, и отлично водила (правда, подсматривала, приподнимая шапку с глаз, чтобы не врезаться в стенку). На улице, на детской площадке я ей тоже придумываю нехитрые подвижные игры с сюжетом, и Ира быстро все схватывает и с удовольствием во все играет.
Речевые игры у нас по-прежнему в почете. Это и "съедобное-несъедобное", в которое Ира играет почти каждый день, и "да-нетки" и другие подобные: например, "это дома или на улице" (суть игры - называем предмет, а второй игрок отвечает, это дома или на улице), "что я вижу" - идем и по очереди называем любой предмет, который видим. Во всех играх Ира быстро понимает суть и смысл игры, и "водит" (называет предметы), и отвечает.
Речь. Развитие речи теперь трудно отслеживать, разве что время от времени замечаю, что речь ребенка становится более осмысленной и Ира мало-помалу превращается в активного собеседника - она уже не только отвечает на вопросы, но и сама инициирует разговор, напоминает о чем-то, вспоминает события прошедшего дня, рассказывает (стишки или то, что видела).
Основное в развитии речи за прошедший месяц - развитие логики и причинно-следственных связей. Ира более-менее правильно отвечает на вопросы "почему", "зачем". "Почему ты плачешь?" - "Потому что я ударилась"/"Потому что не хочу умываться", "А чего это мы зеваем?" - "Потому что мне хочется спать", "Зачем детишек пугать?" - "Потому что я - Груффало" и т.д.
Бывают, конечно, и забавные ляпы. 1. Надушился я как-то, дал ребенку понюхать и объяснил, что это - туалетная вода. Через пять минут Ира меня снова нюхает и говорит: "Папа пахнет туалетной бумагой"
2. Стоим на улице, надеваем ребенку перчатки. Иришка говорит: "А папа не надевает перчатки". Мама: "Ну, папа-то у нас закаленный". Я: "Папа тоже наденет перчатки, что-то холодно". Иришка, подумав: "Папа незакаленный" )))
3. Иришка играет "в лодочку". "Я - лодочка", раздается из комнаты. Потом, спустя минуту: "Лодочка бегает, лодочка скачет". Еще через минуту грохот: "Ой, лодочка поскользнулась и упала"
4. Перед новогодним ужином Ира периодически бегает и клянчит еду - дайте покушать, дайте мандарин, дайте ягодный салатик, дайте печенье, дайте, дайте...Подожди, говорит мама, вот придет бабуля, тогда все сядем за стол. Ира подумала и говорит: "А бабуля тоже голодная придет" )))
5. Ира закатила истерику в коридоре. Выхожу и грозным голосом: "Что за визги, что за крик?" Ира, тут же: "Это тонет ученик!" (с)
6. Идем по улице и видим, как узбек-дворник метет снег метлой. Говорю Ире: "Смотри, это дворник". Вдруг дочка начинает смеяться на всю улицу. Спрашиваю: "Ты чего смеешься?" - Ира в ответ, показывая на дворника: "Трах-бабах! Раздался гром, дворник грохнулся с ведром" (строчки из стихотворения "Гололед" в книге "Азбука Деда Мороза" А. Усачева)
7. Там же, на улице. Проходящая мимо бабка, видя интерес ребенка к машинам, показывает пальцем на машину и говорит: "да, внучка, смотри - би-би, бибика". Ира показывает на эту же машину пальцем и говорит: "Это мицубиши!"
8. Раздеваемся в коридоре. "Мадам, идите сюда, будем куртку снимать" - Ира в ответ: "Неть, не мадам, я мадамазель" )))
Периодически в речи стали проскакивать вводные слова типа "я думаю", "наверно", "мне кажется", "по-моему" - причем всегда к месту. Обращает внимание на буквы, цифры, если они выделяются - например, номер дома, буква "М" у входа в метро. Знает свой адрес, правильно называет станцию метро, улицу, номер дома, подъезда и этаж. Еще одна вещь, которая по-страшному влечет ребенка - флаги. Флаги у нас вешают на углу дома по праздникам, и Ира каждый раз на это обращает внимание: "Ой, снова флаги повесили! Белый и синий и красный - это Россия, а красный - это флаг Москвы" В последнее время появился еще один комментарий: "Всадник (иногда - дядя на лошади) протыкает дракона" (герб Москвы на флаге).
Потихоньку наглеет в магазине - теперь Ира не только берет продукты по списку, но и высказывает свои пожелания. Пожелания пока нехитрые - печенье, мюсли, игрушку в 10-рублевом автомате. Папа ведется и покупает дочке-паиньке все, что она попросит ))
Обращает внимание на разговоры окружающих, может к месту и не к месту вспомнить какое-нибудь словечко (хорошо, что пока словесный "мусор" типа елы-палы, нихрена себе, ешкин кот и прочее не задерживается надолго у нее в голове). Из разговоров Ира вполне правильно складывает в голове картину происходящего - например, недавно рассказала папе (через наводящие вопросы): "Бабуля Валя приходила в гости, забрала костюмы петушка и курочки и повезет их бабуле Нине (прабабушке). Бабуля Нина живет в Омске. Бабуля Валя поехала на вокзал с папой и села в поезд. Бабуля Нина поносит костюмы и отдаст. Папа и мама на Новый год надевали костюмы, папа - петушок, кукареку, мама - курочка, ко-ко-ко, а я была цыпленком, пи-пи-пи".
Новый год для Иры - это куча новых эмоций, дед Мороз, елка, много гостей, подарки. Она любит шум, гам, веселье. Два дня принимали гостей и не нарадовались на ребенка - она спокойно развлекала себя сама, не требуя внимания, играла со старшей девочкой (3,5 года), причем полноценно играла и общалась с ней. С ровесниками и детьми помладше такого, конечно, не получится, но быть "ведомой" в компании детей постарше Ире всегда нравится - она с удовольствием и играет, и общается со старшими детьми.
К сожалению, деду Морозу мы ничего не рассказывали - Иришка наотрез отказалась читать стихи деду Морозу и Снегурочке. Правда, нам она в последнее время тоже по заказу ничего не читает - только по желанию и собственной инициативе.
На праздниках мы позволили себе немного отступить от привычных правил - ребенок попробовал сверх обычной меры всяких вкусняшек, включая шоколад, торты, конфеты, начал смотреть мультики (за прошедшие 4 дня посмотрели 10 минут "Простоквашино" и первую серию "Винни-Пуха"). Потом вернемся в нормальное русло - так, вкусняшки уже отменили, возвращаемся к детскому рациону без поблажек.
Ну и напоследок пара фоток:
С Новым годом!