Игры
«Пальчики, просыпайтесь»
Играйте в эту игру с ребенком по утрам. Возьмите в руку его пальчики на ножках, нежно потрясите их и пойте на какой-нибудь приятный мотив.
Пальчики на ножках, просыпайтесь, просыпайтесь,
Я так вас люблю!
Скажите мне: «С добрым утром,
С добрым утром, с добрым утром».
Продолжайте петь, пытаясь «разбудить» другие части тела малыша и касаясь их.
Пальчики на ручках, просыпайтесь, просыпайтесь...
Плечики, просыпайтесь, просыпайтесь...
Локотки, просыпайтесь, просыпайтесь...
Носик, просыпайся, просыпайся...
Вскоре ваш малыш начнет шевелиться и двигать этими частями своего тельца еще до того, как вы их коснетесь.
«Человечек»
Читайте стишок, сопровождая его соответствующими действиями.
Бежал человечек, на горку спешил,
(Пройдитесь пальцами по головке ребенка.)
Кусок пирога на ходу проглотил.
(Дотроньтесь до его ротика.)
Толстый живот ему сильно мешал,
(Постучите малышу по животику.)
Шляпу большую рукой он держал.
(Поднимите его ручку над головой.)
А сзади к нему – ну что за беда!
Блинчик прилип неизвестно когда.
(Легонько похлопайте малыша по попке.)
2.Игры, развивающие коммуникативную сферу и эмоции
«А ты можешь так сделать?»
Держа малыша на руках, встаньте перед большим зеркалом и скажите: «Посмотри на прелестного малыша». Пока малыш смотрит в зеркало, придавайте своему лицу, отражающемуся в зеркале, разные выражения. Ребенок не преминет скопировать их. Возьмите руку ребенка и скажите: «Видишь ручку малыша?» Проделайте то же самое с различными частями тела ребенка. Поцелуйте ребенка, поцелуйте свое отражение, подмигните, поиграйте в «ку-ку».
«Где ты?»
Играйте в эту игру, когда малыш сидит на своем высоком стуле. Сделайте вид, что вы не можете найти его. Несмотря на то, что он прямо перед вами. Спросите: «Где (имя ребенка)?» спросив так, посмотрите по сторонам, в свой карман, в выдвижной ящик стола, под стол, за высокий стул и т.д. После того, как вы все обыщете примерно в течение минуты, обнаружьте малыша и выразите удивление: «Вот ты где?» Обнимите и расцелуйте малыша.
«Ку-ку»
Играть в прятки с малышом можно по-разному. Закройте глаза ладонями. Прикройте глаза ребенка его руками. Повесьте одеяло между собой и малышом. Выглядывайте из-за одеяла – справа, слева, выше и ниже его. Прячьтесь за большую игрушку, куклу, полотенце. Положите ребенка на постель. Накиньте на него легкое одеяло и заглядывайте под него, приподнимая и снова опуская.
«Где я?»
Скажите малышу, что вы сейчас спрячетесь. Спрячьтесь за стулом или под столом. Очень важно, чтобы ваш ребенок видел, куда вы спрятались: тогда он сможет вас найти. Когда вы спрячетесь, начинайте петь на мотив, который вам нравится, незамысловатую песенку:
Сможешь ли найти меня,
Найти меня, найти меня?
Где же я, где же я?
Можешь быть, я под столом?
Под столом, под столом?
Где же я, где же я?
Когда малыш найдет вас и потянется к вам, крепко обнимите его. Продолжая игру, прячьтесь в различные места в этой и в других комнатах. Ваш ребенок научится без страха ходить из комнаты в комнату и больше узнает о том, где он живет.
«Стук да стук каблучком, это мы на холм идем»
Рассказывайте стишок, держа ребенка у себя на коленях.
Стук да стук каблучком,
Это мы на холм идем.
Вверх-скок, вниз-прыг,
По снежку же – кувырк.
Пока вы читаете первые две строчки, подбрасывайте малыша осторожно вверх-вниз. При словах «вверх-скок» высоко поднимите его. Попросите его при этом поднять руки над головой. При словах «вниз-прыг» опустите ребенка вниз. Когда же вы скажете: «По снежку же – кувырк», начинайте снова его подбрасывать.
«Плывет, плывет кораблик...»
Сядьте на пол лицом к ребенку. Слегка раскиньте его ноги в стороны и положите на них свои. Возьмите его за руки и начинайте раскачиваться вперед и назад. Наклоняйтесь вперед до тех пор, пока спина ребенка не коснется пола, затем возвращайте его в исходное положение. Пойте песенку, сопровождая ею эту игру.
Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой,
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой.
«Крольчонок»
Декламируйте стишок и изображайте руками то, что делает крольчонок. Поднимите вверх указательный и средний пальцы, чтобы изобразить длинные уши крольчонка, пригните свои большой, безымянный пальцы и мизинец к ладони. (Тогда из двух поднятых пальцев у вас получится «V».)
Вот здесь, на макушке,
У крольчонка длинные ушки.
(Изобразите уши крольчонка.)
Розовый носик его украшает.
(Дотроньтесь до своего большого пальца.)
Вот так он прыгает, когда убегает.
(Изобразите прыжок крольчонка.)
И бегает быстро весь день напролет.
А вот так он еле-еле бредет.
(Перемещайте руку-крольчонка вверх к подбородку.)
И вмиг засыпает, глазки сомкнув.
(Закройте глаза.)
Лапки-малютки свои подогнув.
(Погладьте крольчонка.)
«Лисичкина нора»
Разместитесь на полу, посадив ребенка на колени лицом к себе. Крепко сожмите руку в кулак и скажите малышу, что там внутри – лисичкина нора. Пропустите палец ребенка между своими пальцами внутрь кулака. Затем откройте руку и скажите: «Лисички нет дома! Лисичка вернется, когда найдет где-нибудь косточку». Сделайте вид, что вы жуете палец малыша:)
3. Игры, поощряющие творчество
Игра в «каракули „
Дав ребенку ручки и цветные мелки, вы поощрите его к рисованию. Ничего, что поначалу это будут всего лишь каракули. Такое занятие развивает согласованность движений глаз и рук, что так важно для дальнейшего развития. Наблюдение за первоначальным творчеством ребенка и участие в нем может превратиться в увлекательное занятие для вас и для вашего малыша. Сядьте к столу вместе с ребенком. Положите на столе листы бумаги для рисования для себя и для ребенка. Покажите малышу, как держать карандаш, и начинайте рисовать сами на своем листе. Ребенок станет вам подражать. Похвалите линии и закорючки, которые он изобразил. Скажите малышу, что он нарисовал красивую картинку, отметьте отдельные фигуры, например: “Мне так нравится этот красный круг на твоем рисунке ». Игры, подобные этой, увлекают детишек, захватывают все их существо и развивают в них уважение к самим себе.
«Ча-ча-ча»
Поместите камушки или другие предметы, издающие громкий звук, в металлическую банку. Плотно закройте ее крышкой и убедитесь, что у банки нет острых краев. Дайте банку ребенку, и пусть он потрясет ее, а вы в это время спойте какую-нибудь песенку. Заключите песню, пропев на тот же мотив слова: «Раз, два, ча-ча-ча ». Покажите малышу, как трясти банку в такт «ча-ча-ча ». Повторите все это несколько раз. Вскоре ваш ребенок поймет, как трясти банку в такт «ча-ча-ча ».
4. Игры, расширяющие представления об окружающем мире
Игра с переносом игрушек
Поместите две большие емкости в противоположных сторонах комнаты. Наполните одну из емкостей игрушками. Вам понадобится еще и третья емкость, которую легко передвигать, например корзина с ручкой. Покажите малышу, как перегружать игрушки из полной емкости в корзину, затем везти корзину через комнату и вываливать эти игрушки в другую пустую емкость. Возможно, ему придется совершить не одно путешествие с корзиной и не раз опорожнять ее. Когда малыш высыпет игрушки из корзины, скажите: «Вот и все!» Повторите игру. Каждый раз, когда малыш разгрузит корзину, говорите: «Вот и все!» Многократно повторяя эту игру, старайтесь употреблять слова «пустой» и «полный».
«Чем пахнет?»
Привлеките внимание ребенка к запахам в кухне. Это особенно легко, когда в духовке что-нибудь печется. Посадите малыша на высокий стул и положите перед ним разные виды съестного, чтобы он их понюхал. Покажите ребенку лимон и скажите: «Это лимон». Понюхайте его и скажите: «Мммм, он хорошо пахнет!» Поднесите лимон к носику ребенка и скажите ему, чтобы он его понюхал.
«Довольные ножки»
Прогулки босиком по разным поверхностям помогают ребенку развивать координацию глаз и ног.
Прогуливайтесь босиком по гладкой гальке. Поговорите с малышом о том, что ощущают ваши ступни. Прогуливайтесь босиком по песку. Отметьте, что вы испытываете разные ощущения, ступая по гальке и по песку.
Постарайтесь прогуливаться босиком по подушкам, бревнам, траве, цементированным, кирпичным и другим поверхностям. Каждый раз, переходя на новую поверхность, вы заставляете свое тело приспосабливаться к ней, что, в свою очередь, развивает согласованность движений глаз и ног.
Рассмотри внимательно
Сядьте за стол вместе с ребенком и объясните ему, что вы собираетесь сделать нечто особенное. Взяв апельсин в руку, назовите его и скажите, какого он цвета. Дайте апельсин малышу. Пусть он его понюхает и пощупает. Поговорите о запахе апельсина и о том, каков он на ощупь (шершавый, прохладный и т.д.). Очистите апельсин и разломите его. Покажите отдельные дольки ребенку. Дайте ему дольку апельсина и покажите тонкую пленку, в которую она заключена, и зернышки. Съешьте одну дольку и спросите ребенка, не хочет ли он тоже попробовать апельсин.
5. Просто полезные игры :)
«Где мишка?»
Обвяжите одним концом длинной тесемки любимого мишку малыша и спрячьте его в чулан (стенной шкаф и т.п.) Закройте дверь чулана, а тесемку, вынув ее из-под двери, протяните по мебели и под ней, а также под и над другими предметами, находящимися в комнате. Скажите малышу: «Ищи мишку». Помогите ему взять тесемку и следовать за ней в поисках мишки. Ваш ребенок непременно полюбит эту игру. Играйте в нее много раз и, когда будете идти, следуя за тесемкой, говорите, где она лежит, например: «Тесемка за стулом» или «Тесемка под ковриком» и т.д. Когда вы найдете мишку, крепко обнимите его и скажите: «Мишка, дорогой! Как мы рады, что нашли тебя!»
«Вместе с мишкой»
Можно очень многое делать с вашим малышом вместе с мишкой: покачайте мишку на руках; поцелуйте мишку; поднимите его высоко вверх; пощекочите мишке животик… В конце игры обязательно попросите мишку помахать «на прощание».
«Слушай, мишка...»
Скажите своему малышу, что вы начинаете играть с мишкой и что мишка будет делать все, о чем вы его попросите. Декламируйте стишок:
Мишка, лапки подними.
Мишка, лапки опусти.
Мишка, мишка, покружись.
А потом земли коснись
И животик свой потри,
Раз, два, три, раз, два, три!
Читая стишок, выполните с мишкой все упражнения и попросите ребенка проделать с мишкой то же самое.
Забава с мишкой
Дайте ребенку его любимого мишку или другую зверюшку. Скажите ему, чтобы он посадил мишку на стул. Если он сумеет сделать это как следует, похвалите его. Теперь попросите малыша помещать мишку в другие, самые разные места: на пол, стол, книжную полку и т.п. читайте стишок и поступайте в соответствии с его содержанием:
Если мишка хочет есть,
Он за столик должен сесть.
Почитать он хочет книжку -
Посажу на стульчик мишку.
Чтобы он гулять пошел,
Опущу его на пол.
Чтобы мишка мой спал сладко,
Уложу его в кроватку.
«Высоко» и «Низко»
Сядьте на стул и посадите ребенка к себе на колени так, чтобы его лицо было обращено к вам. Скажите: «Высоко-высоко» и, крепко обняв малыша, высоко поднимите его. Теперь скажите: «Низко-низко». Раздвиньте ноги и осторожно опустите ребенка на пол, крепко держа его. Проделав так несколько раз, спросите малыша, что ему хочется – чтобы было «высоко» или «низко». И сделайте то, что он предпочтет. Когда ваш малыш научится играть в эту игру, предложите ему самостоятельно поиграть в нее со своими игрушечными зверюшками.
8. Игры, развивающие речь
Веселые и печальные куколки
Найдите две неокрашенные и не покрытые лаком деревянные ложки. На одной из них нарисуйте веселую физиономию, а на другой – печальную. Используйте для этого фломастеры. Сядьте на стул, посадив ребенка себе на колени. Возьмите ложку с веселой физиономией и говорите всякие пустяки:
Ах, какой чудесный день!.. Ты такой прелестный малыш!.. и т.д.
Теперь возьмите ложку с печальной физиономией и соответственно измените тон вашего голоса. Звуки вроде «бу-бу» или «уа-уа» нравятся маленьким детишкам. Спросите малыша, какой голос он хочет услышать – веселый или печальный. Дайте ему ложку, и пусть он скажет что-нибудь. Воспринимайте с восторгом любые звуки, которые он произнесет.
«Пальчики разговаривают»
В эту игру хорошо играть, когда вы дожидаетесь приема у доктора или в других аналогичных ситуациях. Нарисуйте на подушечках своих пальцев забавные рожицы. Двигайте пальцами вперед и назад, делая вид, что ваши «куколки» беседуют. Изменяя при этом интонации и тембр голоса, вы доставите малышу большое удовольствие. Пальцы-«куколки» могут просить что-либо, задавать вопросы и даже петь песни.