Сказки и сюжеты в сенсорной коробке
Многие детишки любят сенсорные коробки, наполненные крупой и другими мелочами. Можно поселить в низ зверей, рыб и птиц, посадить деревья и создать маленький мир. Мы с Миланкой любим рассказывать в таких коробках сказки.
Начнем со сказки Сутеева "Мешок яблок". Это одна из любимых у Миланы.
Нужна небольшая подготовка к сказке. Вот что мне пришлось сделать, прежде чем начать рассказывать:
1. Домик зайчика и его семьи - можно соорудить забор из любых наборов домашних зверей либо сделать из картона.
2. Яблоня. Нужно было сделать так, чтобы можно было легко снимать яблоки с яблони. Поэтому ствол и ветки я сделала из пластилина, а сами яблоки - из помпонов.
3. Мешок для яблок. Его я просто сшила.
4. Пластилиновый ежик с иголками из спичек, пластилиновые грибы и лукошко.
А теперь перейдем к самой сказке. Я рассказываю примерно так:
Папа-зайчик пошел в лес за яблоками, чтобы накормить своих деток-зайчаток.
- О, яблоня, ура. Вот зайчата обрадуются (снимаем с яблони яблоки и кладем в мешок).
- Давай поможем папе-зайчику (ребенок кладет яблоки в мешок).
Набрал зайчик полный мешок яблок, мешок большой, тяжело нести. Вдруг навстречу белочка идет.
- Привет, зайчик.
- Привет, белочка.
- Угости меня яблочками, пожалуйста.
- Конечно, белочка, угощайся.
Я: Давай достанем яблок белочке (Ребенок достает яблоки из мешка и дает белочке).
Белочка говорит: Спасибо зайчик, и (имя ребенка). (белочка с яблоками уходит из коробки)
Идет зайчик дальше, и тут видит медведя.
- Здравствуй, дядя Миша.
- Здравствуй, заяц. Что это ты несешь в мешке?
- Яблоки. Угощайтесь, дядя Миша.
Ребенок дает медведю 2-3 яблока.
- Спасибо, заяц. (медведь с яблоками уходит)
Идет зайчик дальше. На полянке играют коза с козлятами. Козлята окружили зайчика:
- Дядя заяц, дайте яблок.
Зайчик дает каждому козленку по яблочку (ребенок достает из мешка и дает козлятам).
Идет зайчик дальше, встречает своего приятеля ежа.
- Привет, еж-колючая голова.
- Привет, заяц. Я вот пошел за грибами и ни одного найти не могу.
- Не расстраивайся, ежик. Возьми яблочек (ребенок насыпает яблоки в лукошко ежику).
- Спасибо, заяц. Пока.
- Пока, ежик.
Зайчик устал, прилег отдохнуть на травке, а ежик пошел дальше искать грибы.
Ежик нашел грибы за деревьями, а лукошко уже занято. Давай поможем грибочки ежику на иголочки нацепить. Ребенок надевает грибы из пластилина ежику на иголки-спички.
Ежик говорит: Спасибо, (имя ребенка), пойду домой ежат кормить.
Вдруг идет волк.
- Просыпайся, зайчик!!!
- Давай разбудим зайчика. Вставай зайчик.
Зайчик проснулся и убежал от волка. Вот только яблочки не успел забрать.
Прибежал домой грустный.
- Мои бедные зайчата, я совсем ничего вам не принес.
Зайчиха: не расстраивайся, главное, что ты с нами.
Вдруг стук в дверь. Открывается дверь, заходит белочка.
- Привет, это вам орешки (если орехи не нашлись, можно заменить их шишкой). Кушайте на здоровье.
- Спасибо.
Приходит медведь.
- Я вам меда принес, для здоровья полезно. (бочонок из лото)
- Спасибо, дядя Миша.
Приходит коза.
- Это вам кувшин молока. Я целый день ела кору с деревьев и пила чистую водицу, молоко получилось очень вкусное.
- Спасибо, козочка.
Приходит ежик, приносит лукошко с грибами.
- Спасибо, ежик. Останься, посиди с нами.
- Меня ежиха дожидается, в другой раз.
Заяц: Ну давайте кушать
Все зайчата кушают. (ребенок достает грибочки, орешки, кувшин с молоком и кормит зайчат).
Ну и в конце сказки можно рассказать ребенку мораль сказки о том, что, если ты поделишься с друзьями, то и они с тобой поделятся.
По такому же принципу можно рассказать и сказку Бианки "Лис и мышонок". В этой сказке в качестве подготовки нужно сделать норку для мышонка и все - можно рассказывать по тексту автора. Один маленький нюанс - в норке должно быть два отверстия, чтобы мышонок мог убежать от лисы в отнорочек.
Кроме сказок, есть еще несколько сюжетов, которые мы разыгрываем в коробке.
1. Прятки. Играть можно примерно так:
Кабан: А давайте в прятки играть!
Мышонок: я буду от лисы прятаться.
Лось: Да ей и самой прятаться пора - вон охотники идут..
Ребенок прячет зверей в коробке (засыпает крупой), потом находит их.
2. Кто что ест. Примерный диалог:
Лось: Я есть захотел.
Я: Давай покормим зверей. Расставляю тарелки в коробке.
я: Лось, что ты любишь кушать?
Лось: я листики люблю.
Я: какие листики: дуба, клена, тополя, березы? (показываю).
Лось: любые
Ребенок крошит листики лосю в тарелку.
я: Белка, а ты что любишь?
Белка: я люблю орешки из шишек.
Кладем белке шишку.
я: Кабан, а ты что любишь кушать?
Кабан: я яблоки люблю и веточки.
Кладем кабану яблоки (помпоны) и веточки.
Я: Волк с лисой, а вы что будете кушать?
Волк и лиса: Мы кашу хотим.
Накладываем им в тарелки крупу.
Мышка: А я макароны люблю!!!
Волк: Вот мы наелись, а теперь пойдемте гулять.
3. Сад, огород, лес - все посадим! Рассказ может выглядеть так:
Белка: Как здорово гулять в лесу, много деревьев, воздух чистый. Давай еще деревьев посадим.
Ребенок втыкает палочки в крупу (можно использовать спички, счетные палочки, или веточки от деревьев).
я: Эти деревья еще маленькие. Скоро они вырастут, и на них появятся листочки. На яблонях - яблоки, на елочках - шишки, а на грушевых деревьях - груши.
Лиса: А давайте овощи посадим!
Кабан: Точно. Сначала надо землю вскопать и разрыхлить. Давай возьмем грабли и поможем зверятам.
(Сажаем морковки, помидоры и т.д. в крупу)
Я: Ой, какие большие выросли овощи. Всю зиму будем их кушать.
В сюжете про огород мы используем лопатку, грабли и деревянные овощи из набора для счета. Они мелкие, их удобно садить в ряд.
А вообще сенсорные коробки - это маленький мир, который можно создавать с ребенком. Можно разыгрывать в них домашние ситуации и недавно прочитанные книги, просмотренные мультики и песни (мы недавно в сенсорной коробке проигрывали мультфильм про львенка и черепаху). Периодически мы меняем главных героев. У нас то лесные звери, то домашние, то морские животные, а дальше - полет фантазии!