Более 70 настольных игр от 2 до 5+ лет
Недавно упомянула в одном разговоре, что у нас в ходу более тридцати детских настольных игр. Потом задумалась, не приврала ли я, и решила пересчитать. Оказалось не 30, а около 80. Ниже краткий обзор с моими комментариями.
Пишу только про те игры, в которые мы играли, комментарии основаны на личном опыте.
Все картинки из интернета, фотографировать самой мне лень.
Ребенку пару недель назад исполнилось 5 лет, так что возрастная категория от 2-х до 5-ти. Часть игр интересна и взрослым, поэтому верхняя граница в 5 лет условна.
Начну именно с него ради исторической справедливости. Это была первая из освоенных дочкой игр. Играем с 2-х лет. В 4 года ребенок играет наравне с взрослыми, избавляется от дублей, понимает, какую доминошку ей выгоднее положить, и выигрывает без «поддавков», что для меня ценно, так как играть, поддаваясь, мне скучно.
Игра, которую я рекомендовала бы в качестве первой настольной игры с двух-трех лет.
В комплекте 3 разноцветные черепашки со съемными панцирями и карточки с изображениями черепах. Игроки по очереди тянут карточки - если на столе есть такая же по цвету комбинация черепашка + панцирь, то карточку игрок забирает себе и может поменять местами панцири по своему усмотрению. Выигрывает тот, кто первым соберет 5 карточек. Черепашки и картинки яркие и качественные, ребенку играть весело и легко. Вполне подходит, чтобы ребенок втянулся в настольные игры как таковые и привык к процессу игры «по правилам».
Еще одна игра, которую иногда рекомендуют в качестве первой настольной игры.
Это обычная ходилка с кубиком. Кубик для самых маленьких с цифрами от 1 до 3-х. В качестве фишек - фигурки зайчиков. Игровое поле короткое. Вроде бы, все продумано для малышей, но у нас она «не пошла». Не была она интересна ребенку ни в 2 года, ни в три, ни в четыре. Да и мне в мои 30+ ходилки с кубиком кажутся скучными, так что по личному опыту рекомендовать эту игру не могу. У нас детского интереса хватило на несколько партий при том, что настольные игры ребенок любит. Сейчас это игру мы уже окончательно переросли и убрали.
Еще одна игра для самых маленьких. Тоже играем с 2-х лет.У нас было несколько вариантов лото, наиболее любимый дочкой этот.
В принципе, игра интересна до сих пор, хотя и не так часто просит в нее поиграть. Думаю, окончательно вырастем из нее где-нибудь через год.
Игра на развитие памяти и внимания. В комплекте 12 фигурок животных и круглые двусторонние карточки с их изображением. Качество хорошее.
Надо посмотреть и запомнить, какие животные изображены на карточке, после чего карточка переворачивается на другую сторону. На другой стороне одно из изображенных животных пропадет или наоборот новое животное добавится. Соответственно, надо сообразить, какое животное пропало или добавилось и первым схватить его фигурку. Карточки есть разной сложности от 3/4 животных до 7/8.
На коробке возраст 5+, мы раздраконили игру в два года. В 2 года играть по полноценным правилам у ребенка не получалось, так что я просто ставила-убирала фигурки на стол по очереди, а дочка угадывала, кто добавился. Ну и как счетный материал зверушки хороши. Так и играли (на видео ребёнку ещё нет трёх лет):
Игра по полноценным правилам в эту игру доступна с 3-х лет, но и в 4 года ребенок все же находит нужное животное медленнее, чем взрослый, так что приходится подаваться. Думаю, эта игра у нас еще надолго.
Похожая чем-то игра, но качеством попроще и подешевле.
В комплекте 8 картонных фигур и карточки с изображением 7 из них. Кто первый сообразит, какого животного нет на карточке - забирает ее себе. Купила эту игру в 4 года. Оказалось - уже поздно. Слишком просто и не интересно. Подойдет лет для 3-х. Ну, или для нетренированных игроков постарше.
Тоже одна из первых наших игр. Играем с 2-х лет.
В комплекте 8 деревянных брусочков разного цвета и карточки с фигурами разной сложности. Сделано очень качественно, держать в руках приятно. Тренируется навык сборки по схеме. На коробке стоит возраст от 8 лет, что очень и очень странно, на мой взгляд. Собирать фигуры в 2 года непослушными пальцами тяжело, в три года уже самое то, в четыре - скучновато. Предполагается, что надо играть вдвоем на скорость, но соревноваться взрослому с трехлеткой не гуманно, а пятилетке уже самому не интересно. Если только играть вместе детям-ровесникам. Я сейчас даю дочке посмотреть на картинку с фигурой и прошу собрать ее по памяти. Пусть фотографическую память тренирует. Где-нибудь через год уберу игру окончательно.
Не совсем настольная игра, но вот именно его я скорее рекомендовала бы для обучения малышей сборке по схеме (ну и мозаику, конечно). В комплекте деревянные магнитные фигурки разных форм и цветов и карточки с заданиями разной сложности. Все упаковано в чемоданчик с магнитными досками, качественно. Лет до 4-5 будет интересно.
Игра-паззл. Надо собрать поле из 36 картинок так, чтобы все картинки подходили друг к другу.
На коробке заявлен возраст от 4 лет. На самом деле ребенок двух лет может собрать картинку полностью самостоятельно. Эта игра давала мне возможность поспать лишние минут 20 по выходным, надо было только подсунуть ее дочке и попросить разбудить меня, когда будет готово :)
Игра балансир. Смысл - собрать деревянные брусочки на деревянной фигурке тюленя в определенном порядке так, чтобы эта конструкция не рассыпалась. Нам подарили эту игру на стыке 3-х и 4-х лет - это уже поздно. Игра для трехлеток, потом слишком просто. Оставила ее где-то на даче.
Еще одна из наших игр-балансиров. Не пошла из-за плохого качества. Совершенно хлипкие и неприятные составляющие. Есть еще у нас вариант с балансирующими стульями, он тоже не пошел по той же причине.
Если уж хочется иметь дома игру-балансир, то можно взять эту. Здесь надо выставить фигурки пингвинов на подвижную качающуюся основу-айсберг.
Оригинал от Ravensburger дорогой, но есть бюджетные аналоги типа «Тюлени на айсберге». Это единственная игра из обзора, которой у нас на самом деле нет. Мы ее хорошенько протестировали летом в игровой комнате отеля. Со второй попытки у нас получилось выставить на льдину всех пингвинов сразу и я решила, что дома нам такая игра не нужна с учетом ее цены и большого размера. Хотя дочка ее вспоминает иногда и просит купить. Подойдет лет с четырех.
Эту игрушку люблю. Подойдет детям от 3-х лет. В комплекте разноцветные фишки, составное поле и 3 разных кубика. На одном кубике выпадает цвет круга, на другом -цвет ободка, на третьем фигура. Соответственно надо быстрее всех найти, например, желтый круг с вороной и красным ободком и положить на него свою фишку. Развивает внимание - наблюдательность - зрительную память - реакцию и умение составлять целое по ряду признаков.
Есть заметно более дешевые аналоги. Например, «лесные феечки» или «веселые пираты» от STEP PUZZLE. Но там и феечки какие-то невыразительные, и поле из отдельных карточек, и фей всего 3 вида (а не 6 разных фигурок), так что количество картинок, среди которых надо искать нужную комбинацию, всего 27, а не 54, как в «фигурикс». В общем, тут я все же решила переплатить в несколько раз за качество, оформление и количество вариантов. Но если бюджет ограничен, то и феечки подойдут. Да и коробка у них меньше… Ну или еще есть аналог игра «Колорама» от того же Ravensburger, но там кубиков с признаками всего два - фигура и цвет.
Безусловный хит детских игр по моему опыту и опыту многих знакомых. Играть можно с 3-х лет. По сути - ходилка. Игровые фигурки - зайчики. Вместо картонного поля - пластиковая основа-горка, вместо кубика - карточки с количеством прыжков от одного до трех или изображением морковки. Цель - первым дойти до центра поля. Если попалась карточка с морковкой, то надо повернуть морковь посередине горки. При этом на поле может открыться отверстие в том или ином месте, и если на этой ячейке стоял зайчик - он падает в норку и выбывает из игры. Игра проходит весело, азартно, и дети играют в нее много раз подряд. Есть вполне качественные аналоги дешевле типа «Кролики и норы» или «Веселые зайчики».
Похожа на «выдерни морковку». Тоже поле-горка и карточки вместо кубика. Цель - собрать наверху трех сусликов своего цвета. Есть карточка орла, когда ее вытаскивают - нажимается специальная кнопка орла, и он может вылететь из гнезда. Тогда игроки быстро жмут кнопки своего цвета на поле и их суслики на вершине горы прячутся в норы. Последняя из нажатых цветных кнопок не сработает, соответствующий суслик считается съеденным орлом и спускается на старт. Лично мне «выдерни морковку» нравится больше, но суслики у нас не так давно, дочка в нее еще не наигралась и просит поиграть в нее чаще. Игра подойдет с 4-х лет.
Ну и еще одна наша игра с пластиковой основой.
Надо по очереди крутить стрелку и вытаскивать из основы то или иное количество морковок. Цель - собрать больше морковок. Фишка в том, что при вытаскивании морковки заяц может выпрыгнуть (довольно бодро) из норы, тогда игра закончена. В описании игры указано, что она развивает стратегическое мышление и координацию движений. Не развивает она ничего этого, но иногда поиграть можно. Сделана качественно, ничего нигде не заедает и не выпадает. Подойдет от 3-х лет.
Переходим к играм-ходилкам. Сразу скажу, что ходилки я не люблю. На мой взгляд, кинуть кубик и отсчитать нужное количество шагов - это скучно. Тем не менее, иметь две-три таких игры дома можно. У нас их, с учетом подаренного,скопилось гораздо больше. Большинство я готова поругать. Вот, например, «Маша идет в гости»
Производитель обещал обучающую игру с элементами 3D. На самом деле, «элементы 3D» это кривенькие домики из картона, которые бесцельно стоят на поле, никак в игре не задействованы, все время разваливаются и отвлекают ребенка от игрового процесса. Фишки картонные и не качественные, Поле ровно не лежит и фишки с него соскальзывают. Да еще и коробка неоправданно большая и занимает много места. И домики надо каждый раз разбирать, чтобы убрать в коробку. Можно играть от 3-х лет, но не советую этого делать :)
Классическая игра, та же ходилка. Только ходить не по полю от старта до финиша, а по кругу. Да еще и без всяких пропусти ход/иди назад на 3 клетки и т.д. Цель - первым провести 4 свои фишки в домик нужного цвета. Можно играть с 3-х лет, но у нас никто не проникся. Интереса хватило на несколько партий.
Тоже классическая ходилка с кубиком. По змеям и лестницам можно проскакивать вперед-назад. Ничего оригинального и необычного, и вариант с проходом вперед-назад по стрелкам мне лично кажется более эстетичным. Оставила одну такую игру дома, выбрав маленький магнитный вариант для поездок. С трех лет.
От этой ходилки по описанию ожидала большего. На деле - ничего особенного. Тут цель не дойти первым до финиша, а собрать по пути как можно больше обитателей королевского замка, попадая на соответствующие клетки. И главный минус этой игры - неоправданно большая коробка, раз в 5 больше, чем требуется. Ее и хранить где-то надо, и выбросить жалко. К тому же, в комплекте огромный неудобный кубик и неудобные большие игровые фишки. От трёх-четырех лет.
Про все наши ходилки писать не буду, но напишу, какую я бы, например, рекомендовала иметь дома в числе тех самых двух-трех допустимых. Это игра «подкидыш».
Поле ровное, коробка разумного размера, фишки нормальные, продолжительность кона подходящая, цена недорогая. Есть стрелки пройти вперед/назад, есть клетка, которую можно покинуть, только выкинув на кубике 2/4/6. По пути к финишу надо взять жетон с самолетиком, попав на соответствующую клетку (без самолетика с финиша придется идти обратно). Есть карточки «сюрприз», например, «кинь кубик еще раз» или «поменяй свою фишку местами с фишкой другого игрока». В общем, полный набор стандартного ходилочного разнообразия в нормальном оформлении. От трех - четырех лет.
Тоже игра с кубиком, но и то более увлекательная, чем ходилки. Цель - собрать из запчастей божью коровку, бросая кубик. Каждая цифра на кубике соответствует своей запчасти. Долго играть в такую игру устанешь, но один кон проходит достаточно азартно и никому не надоедает. Играем с трех лет.
Вариация на тему классической игры «дженга». Складывается башня из деревянных брусочков, которые надо вынимать по очереди так, чтобы не развалилась вся конструкция. Я взяла вариант с разноцветными брусочками и кубиком, показывающим, какой цвет вытаскивать. В 4 года играть нормально.
У нас такая:
На стол выкладывается вразнобой некоторое количество парных карточек картинками вниз. Игроки по очереди поворачивают карточки. Надо повернуть две карточки с одинаковыми картинками, тогда их можно забрать себе. Непарные карточки поворачиваются обратно рубашкой вверх. Тренируется память. В принципе, иметь одну игру типа «мемори» дома можно. Но не обязательно. В качестве мемори вполне подойдет игра «зверобуквы» (см. ниже). В Мемори можно играть с трёх лет. Можно брать разное количество карт для игры в зависимости от уровня игроков.
Далее идут несколько вариаций на тему домино. Эта игрушка мне нравится.
Здесь карточки треугольные и стыковать каждую новую доминошку с уже выложенными надо одной из трех граней (или сразу двумя гранями, или даже тремя, если повезет). На коробке заявлен возраст 6+. На самом деле, четырехлетний ребенок с этой игрой хорошо справляется. Не вполне понятен процесс определения победителя. При игре по упрощенным правилам надо просто выложить на стол все карточки и тогда у нас почти все заканчивают игру в течение одного последнего хода, и все карточки обычно оказываются выложенными. При игре по сложным правилам надо считать очки на отдельном листочке, я сбиваюсь, забываю и путаюсь. Так что мы чаще играем не ради победителя, а ради самого процесса выкладывания. Процесс интересный и медитативный.
Игра по принципу домино, но для выкладывания новой доминошки надо решить арифметический пример в пределах 10. Четырехлетний ребенок пыхтит, привлекает подручные счетные материалы, но справляется. Долго и тяжело. И тут есть такой момент, что дочка принципиально отказывается играть в игры, где образовательный элемент явно преобладает над развлекательным. Вредина такая. :) Так что, стоит ей заподозрить, что ее хотят поднатаскать, а не повеселить и игра отправляется в разряд опальных. А тут образовательный элемент уж слишком навязчив и игра не в фаворе. Пока отложила. Ну и, между нами говоря, скучно же. Обычное домино я считаю гораздо более занимательным в стратегическом плане.
Еще одна игра на счет в пределах 10-ти, но тут арифметика не так навязчива. Подойдет от четырех лет. На поле выкладываются 24 карточки с разным количеством зеленых и красных яблок и карточка с лошадкой. Цель игры - первым собрать заданное количество зеленых и красных яблок. Например, по 10. Брать карточки с яблоками надо по очереди только из того столбца или строки, где стоит лошадка (лошадка, соответственно перемещается на место взятой карточки). Кто первый набрал по 10 зеленых и красных яблок - победил. Если игрок вынужден сделать ход на карточку с большим, чем надо, количеством яблок, и сумма его яблок какого-либо цвета оказывается больше 10-ти, он проиграл. Собирать нужное количество яблок у четырехлетнего ребенка получается, а загонять соперников в тупик, вынуждая сделать «перебор» - пока не получается.
И еще одна математическая игра. Посередине выкладывается карточка с заданием. Например, «5 лягушек». Или «Птиц больше, чем ежей». Далее игроки по очереди выкладывают вокруг из своих стопок карточки с разным количеством животных. Если с учетом всех выложенных лицом карточек выполняется условие с карточки-задания, то с криком «турбо» карточку-задание надо забрать себе. Выигрывает тот, кто соберет больше карточек-заданий. В принципе, четырехлетний ребенок справляется, но без удовольствия, и так подтормаживает, что и мне играть некомфортно. Играем редко.
29. Накорми лошадку
Эта игра могла бы оказаться в ходилках. Но будет в играх, обучающих математике. Здесь небольшое круговое ходилочное поле. Клетки поля - картинки с едой для лошадки (5 видов еды). Также в комплекте картонные квадратики с той же едой штук по 12. Игроки выбирают, какую еду будет есть их игровая фишка-лошадка. После этого лошадка бегает по полю-кругу, если она останавливается на картинке с её едой, то игрок берет себе карточку этой еды. Побеждает первый, набравший 12 карточек. Ещё в комплекте пазл из 12 деталей, а на поле есть картинка, попав на которую, надо брать и стыковать деталь пазла. Если пазл собран полностью, игра заканчивается досрочно победой игрока с наибольшим количеством еды. Игра подойдёт с трёх-четырех лет.
Теперь о том, почему же игра оказалась в разряде математических - здесь нет кубика, а количество шагов лошадки по кругу определяется так: перед каждым ходом все игроки показывают сколько-то пальцев на руке, суммарное количество показанных всеми пальцев и даёт количество шагов. Почему-то именно с этой схемой мой ребёнок начал складывать числа в пределах десятки наиболее охотно. Я знаю, что приучать ребёнка складывать числа именно на пальцах неверно, но тут это работает. Покупать же игру "накорми лошадку" ради данного образовательного элемента не советую. Можно убрать кубик из любой ходилки и играть по тому же принципу.
И ещё хочется отдельно остановиться на играх от Дрофа-медиа (серия "игротека") и их качестве. Игр в этой серии выпущено много. Все они являются копиями других настольных игр либо копирование неочевидно, но игра скучна до безобразия. Ничего нового и оригинального, но цена крайне демократичная. По этой причине подобных игр я набрала много. Рублей за 200 можно попробовать что угодно. Качество соответствующее. В "накорми лошадку" жетоны с едой это среднего качества картонки. Да и фишки - плоские изображения лошадок на картоне, а не пластик. В целом половина игр данной серии неудачна.
30. Кенгуру
Это образец удачной игры от Дрофа-медиа.
Здесь поле из 25 шагов, на каждом шаге своя картинка-персонаж. Есть колода из 25 карт с теми же картинками-персонажами. Каждый игрок вытаскивает из колоды 5 карточек. Это персонажи, которых должна посетить на поле его фишка-кенгуру. Выигрывает тот, кто первый посетил всех 5 персонажей остановившись на клетках с их изображением. Проблема в том, что кенгуру не может ходить произвольно. Вначале кона каждый игрок втягивает специальную овальную фишку, определяющую ходы его кенгуру. Например +5/-2. Это означает, что его кенгуру может прыгать только на 5 шагов вперёд или на 2 шага назад. Взрослому человеку понятно, что продумать оптимальную последовательность шагов можно ещё не сходя со старта. И ещё взрослому человеку понятно, что так играть будет скучно.
Подойдёт игра с четырёх лет. Но я советую подсовывать ребёнку нужную фишку с шагами, исходя из опыта ребёнка, а не доверять выбор фишки случаю. Так, имея на руках фишку +3/-1, например, даже неопытный математик может планировать свои действия на несколько ходов вперёд (сделаю два прыжка вперёд и вернусь на одну клетку). А с жетоном +9/-4 тот же юный игрок сможет только прыгать туда-сюда наугад, что снижает образовательную ценность.
31. Хамелеон
А это пример скучной игры от Дрофа-медиа.
Вначале игры поле 4*4 окружается фишками с синими хамелеонами. В свои ход игрок может подвинуть одну любую фишку хамелеона. Если после хода игрока рядом оказываются 2 хамелеона одного цвета, то тот, что был неподвижным, "пугается" и меняет цвет. Синие хамелеоны становятся зелёными, зелёные - жёлтыми, желтые - красными. То есть, надо снять с поля фишку неподвижного синего хамелеона и вместо неё положить фишку зеленого хамелеона. Напугавший красного хамелеона, забирает его себе. Выигрывает тот, кто собрал больше красных хамелеонов.
80% игрового времени приходится аккуратно снимать с поля картонные фишки хамелеонов, чтобы положить вместо них фишки другого цвета и при этом не сдвинуть все остальные фишки на поле. 80% красных хамелоенов выигрываются без малейшего напряжения извилин. Игроки просто выдвигают на поле одного синего хамелеона за другим, а они пугают всю цепочку подряд. Тут можно придумывать какие-то ходы, чтобы ребёнку пришлось подключать стратегическое мышление. Но игра, в которой приходится всячески изголяться, чтобы сделать её хоть немного интереснее, дурна и скучна. Хорошая игра интересна сама по себе, когда ты делаешь самые логичные и естественные шаги. Подойдут хамелеоны от четырех лет. В три года ребёнок над этой игрой подтормаживал.
32. Смайлики
А это пример игры-копии и копии не самой удачной. Если "мышки-малышки" Дрофа-медиа хорошо скопировала со взрослой игры "триомино", то "Смайлики" скопированы с классической игры "Квёркл". Квёркл игра очень достойная, но совсем не детская.
В колоде карточки с 5-ю разными фигурами 5-ти разных цветов. (В оригинальном Квёркле 6 цветов и 6 фигур). Карточки раздаются игрокам по 5 штук. В свой ход игрок может выложить от одной до 5 карточек, состыковав их с уже лежащими на столе. Выкладывать можно только фигуры одного цвета или одной формы. Стыковать так - карточку можно класть только в строку/столбец с тем же цветом, либо в строку/столбец с той же фигурой. Полностью идентичные карточки (и по фигуре и по цвету) в одном столбце/строке лежать не должны. За каждую выложенную карточку начисляются очки. Чем длиннее ряд, к которому её присоединяешь, тем больше очков. Одна карточка может участвовать и в строке, и в столбе сразу и получать очки и там, и там.
И теперь надо вернуться к возрастному ограничению игр от Дрофа-медиа. На всех играх незатейливо стоит 6+. Но если подавляющее большинство игр серии подходит от четырёх лет, то для смайликов/квёркла и 6 лет будет рано. Нет, я верю, что кто-то играет в 6 лет. Так-то и моя четырехлетка разобралась, куда можно пристроить жёлтый треугольничек или голубой круг. Но тут же смысл не том, чтобы понять правила, а в том, чтобы на каждом ходу находить "ту самую" выгодную комбинацию. А это непросто и для меня - взрослой тети. Что сейчас выгоднее - выложить 2 треугольника, или 3 зелёных фигуры, или 2 круга? Смотря куда класть. Прикидываем сколько получается очков при каждом ходе. Прикинем, что останется на руках, решаем очень и очень многовариантную задачу с кучей калькуляций. Это игра не для 6 лет. И возникает вопрос, зачем делать её в детском оформлении. К тому моменту, когда ребёнок до неё дорастёт, детское оформление будет уже неактуально. Лучше уж сразу купить взрослый квёркл. Хотя оригинальный Квёркл с пластиковыми фишками ой дороже.
33. Цветик-семицветик.
Ну и чтобы закончить обзор этой серии "за здравие" напишу про игру, которая мне нравится. Есть много игр, в которых надо собирать ту или иную комбинацию карт/кубиков/фишек. Неплохих игр на стыке удачи и расчета. Тот же покер или ятцы, например. Но учить дошколёнка покеру как-то неловко, а игре "цветик-семицветик" вполне можно.
Вначале все картонные фишки с разноцветными цветками лежат в коробке картинками вниз. Игроки по очереди вытаскивают фишки и выкладывают их на любую из четырёх основ. На каждую основу можно положить до трёх цветков. В любой момент игрок может выбрать любую из четырёх основ и забрать в свою копилку цветы с неё. Когда каждый игрок берет себе цветы с основы, кон заканчивается. Цветы с неразыгранных основ сбрасываются и начинается новый кон. Игра продолжается, пока все цветы из коробки не будут разыграны (окажутся у игроков или сброшенными). Цель игры - собирать у себя на руках выигрышные комбинации цветков. Например, до семи цветов одного цвета или ряд , в котором все цветы разного цвета. За каждую собранную комбинацию присуждаются очки. За фишки на руках, не участвующие в комбинациях, начисляются штрафные очки. Обычно получается собрать один-два ряда одного цвета и один-два разноцветных ряда. Ребёнок четырёх лет справляется, но мы играем очень "по-джентельменски". То есть, если я вижу, что дочка собирает нужные ей цветки на одной из основ, то я ей не мешаю, не кладу на эту основу неподходящие ей цветы и не забираю эту основу себе. Я коплю нужные мне цвета на другой основе, а оставшиеся основы используем для выкладывания и сброса никому не нужных фишек.
Раз уж поговорили о математике, надо упомянуть и игры, обучающие чтению. Первой такой игрой для закрепления букв у нас был паззл с алфавитом.
Производитель у нас был другой, сейчас уже не найду коробку, но принцип такой же. Играли так - я выкладывала на стол все буквы. Мы по очереди вытаскивали из мешочка картинку и искали на столе букву, с которой начинается картинка. Играли в три-четыре года. К пяти годам я эту игру уже убрала - выросли.
А благодаря этой игре удалось завлечь ребенка чтением. До этого она чтение воспринимала только как учебу, а не развлечение. А тут пошло веселее. Тут я, наоборот, выкладывала на стол картинки, а слова мы брали из коробочки, одновременно читали и быстро искали-подбирали нужную картинку. Главное, удалось убедить ребенка, что основное в этой игре это веселый поиск нужной картинки, а чтение - так, небольшой сопутствующий элемент. Играем с 4-х лет. Все слова доступны для чтения, если постараться.
Эту игру нам подарили в 4 года. Тут коротенькие слова из трех букв (да еще с подсказывающими картинками), нам это было уже поздно, но несколько раз поиграли. Надо составлять картинку и читать слово под ней или подбирать отдельно картинку и слово (обратная сторона карточек).
Вот эта игрушка хорошая. На стол картинкой вниз выкладывается определенное количество букв. Рядом кладется карточка с названием животного. Игроки по очереди переворачивают карточки с буквами. Если буква есть в названии животного, она остается перевернутой и игрок может повернуть еще одну карточку. Если буквы нет в названии животного - она переворачивается обратно и ход переходит к другому игроку. Тот, кто перевернул последнюю из букв, входящих в слово, забирает картинку с животным себе. После этого все буквы поворачиваются опять картинкой вниз, и берется новая карточка с животным. Есть разные уровни сложности. Знать буквы для данной игры необязательно - их можно находить, не зная их названия. Заодно и буквы учатся в игровой форме. Есть разные уровни сложности.
Мы играем в эту игру с 4-х лет. Все буквы мы к этому моменту уже знали, так что игра используется в качестве «мемори». В целом в нее можно играть в полную силу, не поддаваясь. Память у дочки хорошая, так что, когда она начинает ход, она часто переворачивает нужные буквы подряд и до взрослых ход просто не доходит. Также есть и иные варианты игры в данный набор. Например, мы с мужем азартно резались в разновидность «балды». Но дочке это еще рано.
Еще одна игра на чтение. Подойдет с четырех лет.
В комплекте круглые двусторонние жетоны - с одной стороны написаны слова, на другой стороне жетона нарисованы картинки. Вначале все жетоны выкладываются картинками вверх, и каждый игрок берет по одному жетону, читает слово на нем, ищет и берет жетон с соответствующей картинкой, переворачивает, читает новое слово и т.д. Цель - набрать больше всех жетонов. 2 уровня сложности. Эта игра дочку увлекла меньше, чем игра «найди и прочитай». Толи картинки не такие яркие, толи нет процесса стыковки подобранных пар в паззл. Иногда уговариваю ее поиграть, но сама она эту игру не достает. С учетом того, что «читай-хватай» заметно дороже, я бы рекомендовала скорее игру «найди и прочитай». Не хватает нам ровесников в товарищах по играм, чтобы в дочке проснулся соревновательный азарт прочитать быстрее…
А эта игра просто на быстрый поиск картинок без чтения.
В колоде 55 круглых карточек, на каждой карточке 8 картинок. У любых двух карточек есть общая картинка и всегда только одна. Цель - искать как можно быстрее общую картинку между карточкой у тебя на руках и верхней картой колоды в центре стола. Тот, кто первый нашел общую картинку, забирает верхнюю карточку себе на руки, под верхней карточкой в колоде освобождается новая карта, и начинается новый поиск. Выигрывает тот, кто соберет больше карточек. Есть и иные варианты игры, но принцип тот же. В игру можно играть с четырех лет, но моего ребенка игра несколько напрягает своей скоростью. У неё получается находить картинку быстро (и быстрее взрослого в половине случаев), но ей периодически хочется «сделать паузу», посмотреть, какая общая картинка была у меня с той картой, которую забрала она, прокомментировать «какой миленький котенок нарисован», прикинуть, чья стопка карт больше в данный момент. А никакие паузы игрой не предусмотрены, надо на предельной скорости, не отвлекаясь и не моргая, искать картинки, пока не будут разыграны все 55 карт. В итоге не середине колоды ребенок начинает раздражаться. Мне эту игру рекомендовали как супер веселую и увлекательную. Не могу согласиться. Поиграть несколько конов подряд вполне весело, но потом начинает надоедать. Все-таки, игровой процесс здесь довольно однообразен. Из плюсов - маленькая жестяная коробочка, которая не занимает много места в шкафу, и которую удобно брать в поездки.
Разновидность лото, но гораздо более интересная.
Смысл игры в том, что карточки, которыми накрывается игровое поле лото - двусторонние. И когда кладешь, например, карточку с подсолнухом на поле с подсолнухом оказывается, что на другой стороне карточки с подсолнухом нарисован мяч, который тебе теперь надо искать. Карточки берутся из четырех стопок. Соответственно, ты никогда не знаешь, какая карточка откроется под взятой тобой, и какая новая картинка окажется на твоем поле после каждого хода. Каждый игрок выкладывает подряд все карточки, которые может. Если он не может выложить ни одной картинки, - ход переходит к другому игроку. Цель собрать как можно больше карточек на своем поле. Процесс достаточно азартен. Купила эту игру в 4 года, можно было играть и в три.
Разновидность «реверси» - классической игрушки из моего детства. Но тут не плоские двусторонние фишки, а объемные с 4-мя цветами. Соответственно, можно играть компанией до 4-х игроков, а не вдвоем. Взяла эту игру, потому что самой интересно попробовать играть в реверси «на троих», но пока в 4 года дочка осваивает только классический вариант вдвоем, так что до общих семейных баталий придется подождать. Игроки по очереди ставят на поле фишки своего цвета. При этом часть фишек цвета соперника оказывается лежащей на прямых линиях между новой поставленной фишкой игрока и его другими фишками. Все эти фишки, лежащие на прямых линиях, игрок переворачивает в свой цвет. Побеждает тот, чьих фишек будет больше при заставлении всего поля.
Еще одна классическая игра из моего детства.
Надо выложить линию из четырех фишек своего цвета, по очереди опуская жетоны в прорези. Играем с четырех лет. Правила дочке понятны, но стратег из нее пока неважный. Помешать мне поставить четыре фишки в ряд она догадывается, а вот какой ход выгоден ей самой, чтобы перехитрить меня, пока не понимает.
Не совсем настольная игра, но раз уж продавалась в разделе настольных игр, пусть полежит здесь.
Это паззлы из двух фигурок. Надо состыковать вид на пирамидку сбоку и ее вид сверху. В комплекте 20 паззлов. Взяла в 4 года, чтобы начать знакомить дочку с проекциями, объяснять вид сверху / вид сбоку. Оказалось, рассказывать особо нечего. После того, как я первый раз объяснила принцип «а вот оранжевого кружка не будет видно сверху, потому что над ним зеленый побольше, и он его загораживает», - дело пошло как по маслу. Дочка быстро состыковала все картинки несколько раз подряд и потеряла интерес.
Логическая головоломка. В комплекте 40 карточек с заданиями разной сложности. На игровое поле кладется нужная карточка, в определенные места помещаются пластиковые пеньки и между ними - пластиковые дощечки. Турист должен переправиться с одного берега реки на другой. При этом он может ходить только по дощечкам (которые может переносить за собой). Игроку надо сообразить, куда и в какой последовательности переставлять дощечки. В четыре года ребенку самостоятельно доступны только первые уровней 7. Последние уровни интересны и взрослым.
Еще одна игра из моего детства. В комплекте двустороннее пластиковое поле и вставные картинки с портретами/животными. Каждый игрок загадывает какого-либо персонажа с картинок. Цель - угадать, кого загадал твой соперник, задавая вопросы с ответами да/нет. Например: «у твоего человечка есть шапочка?» - «нет». Тогда на своем поле надо закрыть пластиковыми створками всех людей в шапочке. И так далее, пока не будут закрыты все персонажи кроме одного - его-то и загадал второй игрок.
На игре указан возраст 6+. Мы играем в нее с трех лет, но первое время играли мама против папы, а дочка в команде мамы или папы принимала посильное участие, закрывала нужные створки, обсуждала, какой вопрос лучше задать. В четыре года ребенок играет абсолютно наравне со взрослыми и даже чаще выигрывает у нас. Оказалось, самое тяжелое для нее - не отгадать персонажа противника, а выбрать и загадать своего, потому что «все такие миленькие» :) Игра дорогая. Есть ее дорожный компактныйвариант, он не так приятно сделан, но принцип тот же и дешевле. И есть игра «отгадай чудище», там вместо людей/животных отгадывать надо инопланетян. Она сделана не так качественно, но ее можно купить за 100 рублей.
Еще одна из моих любимых игр. «В одном замке живет симпатичное приведение, которое любит фотографироваться, но вот фотоаппарат у него поломан и все время путает цвета». В комплекте 5 деревянных фигурок и карточки с картинками. На картинке будут присутствовать признаки 4-х из 5-ти деревянных фигурок (цвет или форма), надо быстрее всех сообразить, признаков какого предмета на картинке нет и схватить этот предмет. Например, на левой картинке: от кресла - есть кресло, от мышки - есть серый цвет (на привидении), от привидения - есть само приведение, от книги - есть синий цвет (на кресле). Правильный ответ - бутылка (на картинке нет ни бутылки, ни зеленого цвета) - ее-то и надо схватить. Или есть второй тип карточек, на которых один из предметов полностью совпадает с оригиналом, тогда надо хватать именно его. Так на оставшихся трех картинках надо хватать мышку и бутылку. Карточек второго типа на самом деле в колоде меньше.
Мы играем в эту игру с трех лет. В три года ребенок уже безошибочно находит нужную фигурку, но и в четыре года делает это медленнее взрослого, так что приходится поддаваться. Есть аналогичные игры с названием «Барамелька», «Барбарон» и «Волшебный замок» - последняя дешевле.
47. Сыроешки
В комплекте пластиковое поле с выпуклыми ячейками, на которые удобно надевать фишки, 4 фишки мышек, которые ставятся по углам поля, и фишка сыра для центра поля. В отдельном мешочке лежат фишки дороги (прямые участки или участки с поворотом). Цель - проложить дорогу от своей мышки (мышек) до сыра.
От этой игры я ожидала большего. Тот случай, когда и качество игры хорошее, и потенциал у задумки есть, но правила недодуманы. Игра по оригинальным правилам слишком проста и не интересна. Взять и выложить дорожку от мышки к сыру это слишком легко. Мы играем с четырёх лет, но мне кажется, справится и трехлетка. К тому же по правилам каждый строит тропинку на своей четверти поля и не мешает друг другу. Есть в мешочке фишки-кошки, которых можно положить на пути соперника. Кошек придётся обходить или убирать в свою очередь на подходе к сыру. Но даже кошки не дают интриги или разнообразия.
Ну вот что стоило, например, сделать фишки с разветвлением дороги. И раздать игрокам штуки по три. И ещё раздать штуки 3 фишек тупика, которым можно ограничивать тропинку соперника. Тогда каждый игрок решал бы, когда ему подстраховаться и поставить развилку. Поставишь рано, - придётся потом начинать выкладывать новую тропинку почти от старта. Поставишь поздно, твою текущую тропинку могут отрезать тупиком до этого. И каждый думал бы, когда ставить тупик соседу. Поставишь сразу после развилки, он безболезненно начнёт новый путь от другого ответвления. Будешь ждать, пока он выложит длинную тропинку, чтобы её обрезать, так он может в любой момент положить ещё одну развилку. Ну и много ещё можно было бы додумать, чтобы сохранить правила простыми для ребёнка, но при этом сделать игру интереснее.
В рамках имеющихся комплектующих для разнообразия лучше начинать тропинку не от мышки, а от сыра. Тогда есть хоть какие-то варианты разных решений: строить свою отдельную тропинку или продолжать тропинку соперника, пытаясь вывернуть её к своей мышке.
Переходим к дорожным играм-головоломкам. Это маленькая компактная магнитная книжечка с пластиковыми фигурками на магнитах. Размер чуть больше CD-диска.Цель - разместить все фигурки животных на поле-лодке так, чтобы они все поместились и животные одного вида касались друг друга. Вращать фигурки нельзя. Положение нескольких животных на каждом уроне задано заранее. Уровней 48 штук разной сложности. Над последними уровнями интересно попыхтеть и взрослым. Есть ответы.
Мы начали играть в эту игру в 4 с половиной года. Ребенок сходу прошел за пару дней первые 25 уровней, потом запал на эту игру поубавился и теперь мы иногда ее достаем и проходим те же уровни заново.
Еще одна дорожная игра от того же производителя Bondibon. На каждом уровне указан некоторый набор ягод-фруктов (например, три яблока и две вишни) и надо накрыть поле четырьмя деталями разной формы так, чтобы остались видны только указанные фрукты-ягоды.
Эта игра сложнее, здесь четырехлетний ребенок самостоятельно справляется только с несколькими первыми уровнями. У Bondibon таких игр несколько с разным оформлением. Есть игра, где вместо ягод насекомые, есть - подводный мир. Игра «Деловые жуки» полностью повторяет «Деловую Машу» - те же формы деталей. Игра «Подводный мир» попроще (там и возраст стоит 5+, а не 7+, как в деловой Маше). В «Подводном мире» мой 4-5 летний ребенок проходит самостоятельно уровней 15 за небольшое время.
И опять Bondibon. Здесь по краям игрового поля нарисованы сказочные персонажи, и надо расположить на поле 9 квадратиков-дорожек так, чтобы указанные в каждом уровне персонажи могли дойти друг к другу по лабиринту.
Играем с четырех лет. Проблема в том, что первые уровни слишком простые и подразумевают множество решений. Получается, что ты выкладываешь, например, квадратики, чтобы решить первый уровень. Потом смотришь на задание второго уровня, смотришь на поле, а там и менять ничего не надо - условие второго уровня уже выполнено. Смотришь третье задание, а оно тоже выполнено. В итоге ребенок спрашивает: «Что надо делать?» и впадает в ступор. Показываешь ей задание на новый уровень «надо, чтобы ворона могла дойти до единорога», - «Ну вот, доходит, а делать-то что?». Есть там уровни и сложные, на которых, например, некоторые персонажи должны быть, наоборот изолированы от общих путей сообщения, но мой ребенок, который любит проходить все последовательно, на первых саморешенных уровнях успевает потерять интерес.
51. Пингвины на параде
В этой игре надо выстроить четырёх пингвинов в ряд по горизонтали, вертикали или диагонали так, чтобы они шли подряд без пробелов и льдин между ними. В игре 2 детали пустых льдин и 4 детали льдин с пингвинами. На первых уровнях задано положение пустых льдин и 2-х пингвинов, потом пустых льдин и одного пингвина, потом только пустых льдин. Поворачивать пингвинов вверх головой нельзя, решение на каждом уровне только одно, ответы есть. Я видела отзывы, что "пингвины на параде" легче, чем "Ноев ковчег". На мой взгляд, пингвины посложнее, судя по тому, сколько уровней прошёл ребёнок с наскока (штук 15, а в ковчеге - 25) и сколько времени ушло у меня на последние уровни. Но в целом эта игра тоже подойдёт от четырёх лет и её можно рекомендовать для домашней игротеки.
Еще одна дорожная игра Bondibon, в которую мы иногда играем. Тут надо располагать на поле в небольшой пластиковой коробочке пластиковые фигурки разной формы так, чтобы все они поместились. На каждом уровне задано положение нескольких фигурок. С несколькими начальными уровнями справляется четырехлетний ребенок, последние уровни отнимают минут по 20 и у взрослого. В целом головоломка довольно сложная, её можно купить и лет в 6.
И еще одна похожая игра. Тоже надо расположить фигурки на поле, заранее задано положение цветных штырьков. На каждый штырек должна быть одета фигурка такого же цвета. Эту игру тоже можно начинать с четырех-пяти лет, но в этом возрасте доступны только первые уровни, а уровни повышенной сложности подойдут и взрослым.
Один из вариантов наших развлечений в дорогу. Это двусторонние карточки с различными заданиями (головоломки, лабиринты, поиски отличий между картинками и т.д.). В комплекте маркер, которым надо рисовать на карточках. Маркер стирается, так что развлечение многоразовое. Одного такого набор обычно хватает на несколько часов игры. Единственный минус - коробочка тяжеловата для путешествий, на мой взгляд. Есть множество подобных наборов от разных производителей. У меня в ходу два набора от «Умницы» - там задания как раз подходят для 3-4 лет (то есть, нет кроссвордов и т.д., что я встречала в подобных наборах других производителей).
Это головоломка не для путешествий, и вообще, неоправданно большая, на мой взгляд, но образовательный элемент присутствует. На магнитной доске надо расположить 9 карточек так, чтобы каждая карточка удовлетворяла заданному условию в строке и столбце. Например, слева ставятся цифры 1-2-3, сверху три карточки с разными животными и ребенок должен положить карточку с тремя ёжиками в строку у цифры 3 и в столбец с ёжиком. Это не увлекательная игра на каждый день, но потренироваться стоит. Есть подобные наборы разной сложности, заявленный на коробке возраст в целом соответствует истине, в каждом наборе несколько заданий. У нас набор 4+ и играем в него, по-моему, с четырех лет.
Ну и несколько игр, которые тренируют реакцию и координацию. Не все же умом богатеть, надо и повеселиться :) Баскетбол у нас такой. Ребенок играет увлеченно. Подойдет с четырех лет
Цель - съесть как можно больше шариков своей лягушкой, нажимая на кнопку. В этой игре чаще всего выигрываю я, потому что я поняла секретик. :) Надо нажимать кнопку не как можно быстрее, а спокойно-равномерно-ритмично, тогда лягушка не давится шариками. Игра подойдет лет с трех
Надо щипцами вытаскивать крабиков из пластиковой подставки, не касаясь щупалец осьминога. Осьминог при этом довольно быстро вращается и опускает щупальца вверх-вниз. При прикосновении к щупальцу осьминог останавливается, начинает хохотать, и ход переходит к другому игроку. Чтобы играть было интересно всем, мы договорились, что ребенку достаточно зацепить крабика и выкинуть из подставки на стол, а взрослые должны его полноценно зажать щипцами и не уронить, вытаскивая. Игрушка забавная, вот только осьминог у нас довольно толстокожий и на легкие прикосновения не реагирует. В инструкции написано, что чувствительность можно регулировать, пока играет музыка после включения, но у нас ни музыки, ни регуляции. Толи осьминожка у нас поломатая, толи кто-то что-то напутал. Подойдёт с 4 лет.
Из хобота фигурки-слоника вылетают светлячки, которых надо ловить сачками.
Внутри слоника вентилятор, который и выталкивает светлячков. Слонику явно не хватает мощности. Вместо того чтобы разлетаться по всей комнате, светлячки медленно выползают из хобота и тут же падают на пол рядом со слоном. Нам эту игру подарили к пяти годам. На самом деле, в нее можно играть лет с трех (хотя ловить светлячков, которые тут же падают вместо долгого полета, непросто и взрослым).
Еще одна старая игрушка. Ну не настольная, да. Но не создавать же раздел напольных игр ради нее. Правую ногу на синий круг, левую руку на красный. Мучается ребенок с короткими руками-ногами, мучаются негнущиеся взрослые, веселятся все. Лет с четырех вполне.
Внутрь бочки складываются фигурки обезьянок двух цветов. При нажатии на большую обезьяну бочка начинает вращаться, открывается, маленькие обезьянки разлетаются в разные стороны, надо как можно быстрее собрать обезьянок своего цвета и повесить их на большую обезьяну. Сделано качественно. Игра быстрая и веселая, подойдет лет с трех.
62. Ни пуха ни пера
Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого автомобиля (с) В смысле, каждый раз при подготовке к игре я мысленно произношу различные непедагогичные фразы.
В прозрачном теле курицы (напоминающем пластиковую бутылку) примерно посередине сделано несколько рядов небольших круглых отверстий. В отверстия поперёк тела вставляется 30 штук пластиковых перьев. Внутри курицы перья образуют что-то вроде гнезда. Сверху на это гнездо насыпается 17 пластиковых яиц. Бутылка накрывается головой курицы из эстетических соображений. Игроки по очереди вытаскивают перья, при этом яица начинают падать вниз и выкатываться через отверстие в бутылке. Игрок забирает себе яйца, выпавшие в его ход. Побеждает тот, кто собрал меньше яиц.
Теперь о том, что заставляет меня ворчать и бухтеть, - перья в бутылку вставлять не так просто. Вначале они норовят выпасть, потом они мешаю друг другу и каждое новое перо надо просовывать через уже имеющиеся. Ну что это за игруха, в которой подготовка к игре занимает больше времени, чем сама игра? Ты минут 5 мучаешься и вставляешь перья, потом 3 минуты играешь, а потом ребёнок радостно говорит: "Ну что, ещё раз?". Игра очень простая и подойдёт от трёх лет.
Наша первая викторина (если не считать вопросов на электронных звуковых плакатах и в интерактивных озвученных книгах). Подарили нам ее к пяти годам. Сделана она очень качественно, рассчитана на 2-5 игроков. В игре несколько уровней с разными правилами (и на скорость ответа, и с бонусными вопросами и т.д.), так что игровой процесс не однообразен. Вопросов много. Уровень вопросов разный, думаю, начинать в нее играть стоит как раз лет с пяти. Некоторые вопросы на знание, некоторые - удивительные факты, которые и меня ставят в тупик.
И еще одна игра, которую мы только начали осваивать и успели сыграть всего несколько партий. Но игра мне нравится и по механике, и по оформлению. Думаю, у нас она будет в ходу еще долго. Поле выкладывается из 24 карточек с разными рисунками (одна клетка пустая). В колоде карты с теми же рисунками, что и на поле. Цель - провести свою фишку (секретного агента) с той карточки, на которой он стоит, на карточку с тем рисунком, который ты вытащил из колоды. При этом за ход можно передвинуть до пяти карточек поля (двигаются по принципу пятнашек на пустую клетку) и обязательно сделать своим агентом два шага с карточки на карточку. Когда цель достигнута, забираешь себе карточку с заданием и берешь из колоды новую. Выигрывает тот, кто соберет больше карточек-заданий. Вкратце так. Есть еще ряд условий-ограничений, например, нельзя наступать на центральное поле или карточки, занятые другими агентами, или при некоторых условиях, наоборот, надо посетить других агентов и т.д. Но это уже детали. Начали играть до пяти лет. Пока дочка поняла правила, но еще не прочувствовала тактику игры, какие ходы и как выгоднее делать. Над неочевидными ходами подвисает. Будем осваивать. К тому же, тут можно не только идти к своей цели, но и мешать другим игрокам, благодаря некоторым пунктам правил. А игры, в которых можно устраивать пакости ближнему своему, вдвойне интереснее :)
Тут пошли карточные игры. Мы в свое время играли в нечто подобное обычными картами. В комплекте карты с разными зверушками и цифрами, которые раздаются игрокам равными стопками. Потом их по очереди выкладывают на середину стола картиной вверх. Если на двух выложенных подряд картах оказывается одинаковое животное, то надо быстро накрыть стопку рукой и издать звук, который произносит это животное. Самый быстрый - забирает всю стопку себе. Цель - собрать как можно больше карт. Если выпала хрюшка или сумма цифр на последних двух животных равна семи, то надо тоже накрыть рукой стопку с криком «Хрю». Играть можно с четырех лет. Мы эту игру освоили недавно, с ребенком пока играем без суммы цифр, только на одинаковых животных. А вот с мужем сразились в полную силу. Я чуть мизинец не сломала во время баталии :)
Думала, отнести эту игру к карточным играм или к играм, обучающим математике, но так как мы пока играем по упрощенным правилам с минимумом калькуляций, то пусть будет в карточных.
В игре 12 карт королев, которые изначально лежат на столе рубашками вверх («спят») и их надо будить и забирать себе. Будят их с помощью карт из основной колоды, которые раздаются игрокам по 5 штук. Есть возможность разбудить любую королеву, имея на руках карту короля, можно похитить разбуженную королеву у другого игрока, используя карту рыцаря, или усыпить обратно разбуженную королеву другого игрока, используя карту сонного зелья. Похищение или усыпление своей королевы можно предотвратить, имея карты дракона или волшебной палочки. Есть еще карта шута, благодаря которой можно взять дополнительную карту, а иногда и разбудить королеву. И есть много карт с цифрами. Карты с цифрами в сборе королев не участвуют и все, что с ними можно сделать, это поменять их на другие карты. И вот тут надо уметь хорошо считать и складывать цифры, чтобы совершить выгодный обмен. Выигрывает тот, кто первым соберет 5 королев или наберет 50 очков (каждая королева имеет свою ценность по количеству очков). Играть можно с 5 лет, но мы пока ограничиваемся сбором 5-ти королев, без условия по 50 очкам, и в составлении примеров для сброса цифровых карт ребенку приходится помогать. Ну или тоже отменять пока это правило. Это тот случай, когда игра цепляет ребенка за счет оформления и антуража. Конечно, игра более девчачья. И конечно, дочка просит в нее играть, потому что у нее есть свои любимые королевы, за которых она и борется.
Одна из моих любимых игр. В комплекте 36 карт и кубик, компактная коробочка. На рубашках карт цифры от 1 до 6 (по 6 карт с каждой цифрой). На оборотной стороне - мышки и мышеловки (у единиц и двоек по 2 мышеловки и 4 мышки, у троек и четверок по 3 мышки и мышеловки, у шестерок и пятерок - 4 мышеловки и 2 мышки). Выкладывается на стол 6 карт цифрами вверх, по очереди бросается кубик. После игрок либо сбрасывает из этих 6 карт карту с цифрой, выпавшей на кубике, и меняет ее на другую карту из колоды, либо берет эту карту себе и переворачивает. Если на обратной стороне мышка - хорошо, если мышеловка - не повезло. Тот, кто наберет 3 мышеловки - проигрывает. Остальные игроки подсчитывают очки, суммируя цифры с рубашек взятых карт. Набравший максимальное количество очков побеждает. Если при броске кубика выпала цифра, которой нет на лежащих 6-ти картах, то игрок может подсмотреть обратную сторону любой из этих карт по своему выбору. Объяснила немного путано, но на самом деле правила очень простые, и четырехлетний игрок разбирается в них за один кон. Игра азартная, интересная и детям и взрослым. Дочка оказалась очень осторожной, не склонной к риску и предпочитает сбрасывать, не глядя, те карты, которые она заранее не смогла посмотреть :)
Еще одна карточная игра от того же производителя HobbyWorld. В колоде карты с котами четырех цветов и «котопасы» тех же цветов. Каждому раздается по три карты. Игроки по очереди выкладывают карты на стол. Котопаса можно выложить на стол в любой момент, кота - только на карту котопаса того же цвета. Если набирается стока котопас + 3 кота того же цвета, то игрок, положивший третьего кота, забирает стопку себе. Выигрывает игрок, собравший больше всего стопок. Если есть возможность сделать ход, то ходить надо обязательно, даже если тебе это не выгодно. Если ходить нечем, то сбрасывается любая карта из трех и вместо нее берется новая. Есть еще карты «дикая кошатница» - она сойдет за кота любого цвета. И карты «мартовское безумие». Положив эту карту можно перебрать стопку всех карт, ранее сброшенных игроками, выложить подходящих котов на карты имеющихся на столе котопасов и забрать себе все полученные таким образом стопки. Правила довольно просты, четырехлетний ребенок в них может разобраться без особых усилий, но особого энтузиазма эта игра у дочки не вызывает. День сырка и ей и мне нравится больше.
Игра похожа на предыдущую, но гораздо более «замороченная». Я стараюсь не набирать в домашнюю коллекцию кучу одинаковых игр, но иногда дарят. В аналогичную игру мы тоже играли в детстве с обычной колодой карт.
Здесь в колоде карты разного цвета и достоинства. Игрокам раздается по 5 карт, они ходят, по очереди выкладывая карты на стол. Можно выкладывать только карту, совпадающую с предыдущей по цвету или достоинству. То есть, на розовую двойку, например, можно выложить только любую розовую карту или карту любого цвета с двойкой. Если подходящей карты на руках нет, надо добирать карты из стопки, пока не сможешь сделать ход. Цель - как можно скорее избавиться от своих карт. Эти правила четырехлетнему ребенку ясны и по ним мы играем несколько месяцев. Но тут в колоде очень много разных специальных карт. И карты джокеры; и карты, положив которые можно выбрать любой цвет или достоинство следующей карты, которую должны положить другие игроки; и карты, меняющие направление ходов по кругу; и карты, которые нельзя выложить в стопку, а можно только сбросить при соблюдении некоторых условий; и карты, после которых другие игроки пропускаю ход и берут карты из колоды; да еще и в конце игры надо выкрикнуть специальное слово, которое можно менять, положив некоторые карты. В общем - очень много наворотов. Если честно, я сама не могу запомнить, какая специальная карта что значит. Обычно я, играя с ребенком, либо вообще откладываю эти специальные карты в сторону, либо оставляю в колоде карты одного-двух видов. Запомнить всю эту историю можно, только если играть в эту игру часто, что при нашем игровом разнообразии не получается.
И другая карточная игра от Selfie Media. И опять-таки в такую игру мы в детстве играли с обычной колодой. По большому счету, если нет тяги к симпатичным коробочкам и детскому оформлению, то на все эти игры не стоит тратиться, а можно купить колоду карт за 50 рублей и будет то же счастье. В колоде разные животные (по четыре штуки каждого вида) и некоторые специальные карты. Все карты раздаются поровну игрокам. Полные комплекты по 4 животных выкидываются, от остальных надо избавляться. Избавляются от карт, выкладывая их в стопку картинками вниз (по одной или несколько карт) и говоря, например, «тут три льва». Следующий игрок должен тоже положить в стопку «львов». Когда «львов» в стопке накапливается штук 9, все понимают что что-то здесь не так. В любой момент ты можешь «поверить» предыдущему игроку и добавить и своих львов, либо сказать «не верю» и открыть любую из положенных им карт. Если там действительно лев, то всю стопку забираешь ты, ели другое животное, то всю стопку забирает соперник. Комплекты из четырех одинаковых животных всегда сбрасываются с руки. Выигрывает то, кто первый избавился от своих карт.
Играем в игру с четырех лет. Блефовать у дочки получается не очень. И по ней видно, что врет, и не понимает, когда ей выгодно и в самом деле положить настоящего льва. Но у нее вызывает восторг то, что в игре надо врать :) Эту игру у нас купила бабушка. Она уверяет, что дочка ее очень быстро полноценно освоит, и будет играть не хуже взрослых. Лично я считаю, что эта игра нам немного рановата. Хотя, я считала, что и шахматы ребенок пока не поймет. Но дедушкиными стараниями...
Играет с 4 лет. Ну, то есть как «играет». Правильно расставить фигуры, знать как они ходят/едят, уводить короля из-под удара, прикрывать стоящие фигуры другими, - это все она знает и использует. И даже делает рокировку с умным видом. А вот анализировать ситуацию, просчитывать ходы вперед, предугадывать ходы противника и последствия своих ходов, - до этого нам еще, как до Шанхая. Ну да какие наши годы. И в шашки, кстати, еще не умеет.
Ну и закончу обзор своей любимой «взрослой» игрой, за которой мы с мужем потратили необозримое количество времени. 10 лет назад мы эту игру даже в отпуска с собой возили. А в 4 года до игры доросла и дочка.
Здесь игровое поле создают сами игроки во время партии, выкладывая по очереди и стыкуя игровые карточки. При этом на поле строятся города, дороги, монастыри, за что игроки получают очки.
Взрослых каркассонов у меня дома аж три разных штуки. Мы с мужем больше любим версию «охотники и собиратели», но дочка пока играет только в классическую версию (в синей коробке). Эта версия проще, и по нескольким параметрам больше подходит для ребенка. Хотя версия «охотники и собиратели» более интересная и дочка уже тянет к ней свои маленькие ручки. Думаю, в этом году освоим и ее.
Посмотрела свой обзор и сама ужаснулась количеству. Особенно с учетом того, что еще куча игр лежат на полках не распакованными и ждут своего часа. Ну, или распакованы, но играем только мы с мужем, без ребенка. Теперь сижу и удивляюсь, когда я нахожу время на все это…