Упражнения на произношение И Э (Ы) с 1,5 лет
ЛогопедПродолжаю писать про уточнение - закрепление артикуляции гласных. Начало тут
Артикуляция гласных А и О http://www.babyblog.ru/community/post/igraem/1710459
Артикуляция У http://www.babyblog.ru/community/post/igraem/1710837
Звук И
Артикуляционная моторика.
Улыбка. Рассмотрите любую картинку с улыбающейся рожицей (рот растянут, видны зубки), обсудите с ребенком, что когда он радуется-веселится - он улыбается. Пусть улыбнется - растянет губки, покажет свои родные зубки
Улыбнись мне поскорей, тяни губки до ушей!
Звуковая карточка. На красном фоне - две горизонтальные черты ( для Ы - две горизонтальные черты с большим зазором). Обсуждаем карточку, сверяемся с зеркалом.
Развитие дыхания.
И - мышкин звук - я делала простые соединялки - с одной стороны листа - мышка, с другой мышка - разных размеров - очень схематично, я никакй художник. Для совсем маленьких можно самим дорожки нарисовать от мышке- к мышке - типа они в гости пошли. Для постарше - чтоб сам нарисовал дорожки. И ребенок ведет пальцем по дорожке - и тянет - иииии. Большая соответственно глухе- выше, маленькая тоненько бежит.
Закрепление произношения изолировано.
Мышкин смех. "И" - дурацкий в этом плане звук. Все что я смогла придумать на фоне увлечения икеивскими мышками - это мышка спряталась в норку (спрятали в ладошки) (можно пузико чесать пальчиком другим игрушкам - и тоже смеятся за них) - и-и-и-и.
В звукоподражаниях
Ослик. Рассматриваем картинку (игрушку) ослика, желательно вместе с картинкой (игрушкой) лошадью. Отмечаем что у ослика длиииные уши, тонкий хвостик. И ослик кричит ИА. Смотрит клипы
Мышка. Берем мышек, опять же проверяем что у них длиииный хвостик. Гладим ее на руке и пищим - пи-пи-пи. Читаем стих
Мышки водят хоровод
Пи-пи-пи
На лежанке дремлет кот
Пи-пи-пи
Тише, мыши, не шалите
Пи-пи-пи
Кота-Ваську не будите.
Пи-пи-пи
Вот проснется Васька-кот
Разобьет ваш хоровод.
Под этот стих можно поиграть в догонялки, водите хоровод хоть вдвоем, под конец - мама-кот догоняет мышку - а она бежит и пищит. Потом наоборот.
Цыплята. Кто еще у нас пищит? Правильно цыплята. Поиграть с игрушками - курица Ко-ко-ко, детки - Пи-пи-пи. Можно поиграть в игру - цыплята гуляют и гребут лапками землю, при этом пищат.
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать
А за ней ребятки
Жёлтые цыплятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко!
Ходят желтые цыплята
-Пи, пи,пи! Пи,пи,пи!
Хоть они и маловаты.
-Пи, пи,пи! Пи,пи,пи!
Могут зернышки искать
пи-пи-пи! пи-пи-пи!
Землю лапкой разгребать
-Пи, пи,пи! Пи,пи,пи!
Курица-наседка. Еще одна простая игра - Мама-курица поднимает руки в стороны - и зовет цыплят Ко-ко-ко. Ребенок бежит к ней под крыло и пищит.
Курица зовет цыплят
Ко-ко-ко
Тоненько они пищат:
Пи-пи-пи.
Вариант - совмещаете 2 вместе - где-то у вас дом - на диване, за чертой на улице, например, цыплятки гуляют по полю, роют лапками землю и пищат. По крику Лиса! - они должны забежать в дом. Конечно, когда народу больше 2х интересней - но если ребенок совсем маленький - то можно и вдвоем. Детки любят все эти догонялки. Почему бы не совместить с звукоподражанием?
Почитать книжку Сутеева Цыпленок и Утенок
Почитать книжку Чуковского Цыпленок
После того как натренировались говорить Пи-пи-пи - тренируем глагол Пить.
Курочка-рябушечка. Если вы хорошо отпищали - проблем с "пить" не возникает. Поощраем просить воду глаголом "как цыплятки". Слушаем потешку - повторяем в конце. http://yadi.sk/d/oVvsQN_X2nYJW
Пик-пик. У нас это нос всегда - нажимаем пальцем друг другу на носы и говорим пик-пик. Сначала ребенок повторяет за вами то что вы сказали, со временем и расширением репертуара - сам придумывает слова.
Машина. Стандартное звукоподражание Би-Би.
Поросенок. обыгрываем визг поросенка Ви-ви. Маленьким детям это проще чем Хрю-Хрю - моя так свинку изображает - умереть можно сосмеху - пытается Р-ычать, что то среднее между Хр и Ы.
Есть чудесный стих Маршака Поросята http://www.planetaskazok.ru/smarshak/porosjatamarshak Песенка на стих http://yadi.sk/d/LJhsI-Jl2t_RB
Повторяем пройденное
Карточки - все тоже самое.
Веселый-грусный. На звуки И У. Когда тебе весело - улыбаешься, когда грустно - расстраиваешься (губы в положении Хобот как на У, брови сдвигаете, глаза печальные..). Показываете сами мимикой. Если работаете с карточками эмоции - можно на них. Очень полезно. Тренерует мышцы рта, артикуляцию при переходе со звука на звук.
Бим-Бом. Смотрим клип, очень веселая песенка.
Звук Э
Звук Э - еще более сложный в обыгрывании изолировано чем И. Пишу коротко - Карточка - на красном фоне - эллипс. Стараемся поправлять ребенка не выпячивать нижнуюю челюсть при произношении, можно опять попросить поставить пальчик на подбородок и чтоб он наоборот не двигался никуда. Обыгрываем в звукоподражаниях коза Мэээ, баран Бэээ.У детей Ээ - это выражение крайнего удивления с негативным оттенком - соответствует взрослому "че за дела?" - используем это в мимических упражнениях.
Звук Ы
До 3 лет логопеды не отрабатывают звук Ы. После АОУ - они начинают отрабатывать согласные. Но совсем простое упражнение ( все мальчики любят тигрится) и параход - можно делать и до 2л.
Тигр. Рассматриваем тирга и корчим страшную тигриную морду, добавляем пальцы когти. и Ычим.
Карточка. На красном фоне - две горизонтальные черты более широко чем на И. Сравниваем с зеркалом, с И, отмечаем движение губ.
Параход. Не знаю как у вас - у нас параход звучит Ы. Это позволяет его дифференцировать с паравозом и тренерует звук. Ездим как параходики, гудим.
Повторяем все вместе.
Играем с карточками, рожекорчим, делаем звуковую зарядку на все гласные, добавляя движения или просто делая полюбившиеся. Смотрим клипы вперемешку. Играем в скотный двор - пишим, визжим, мэчим. В технопарт - паравозики, машинки, параходы. В лес - стучим как дятлы, воем на луну. Полезно сделать общую картинку-плакат где были бы все предметы на подражание - и переодически ее рассматривать и произносить звукоподражания.
Клип на все гласные ( фоновые картинки не знаю по какому принципы подбирались)
Надеюсь, ничего не забыла. С гласными покончено. Как загрузятся клипы на яндекс-диск - выложу ссылки для скачивания.