Определяем время по часам
Подготовка к школеДля начала у вас обязательно должны висеть на видном месте часы с круглым циферблатом, где нормальными арабскими цифрами написано 1, 2, 3, 4 и т.п. Идеально было бы, если бы там были обозначены минуты черточками.
Берем ребенка, и часы. Желательно, что бы у нас была возможность легко двигать стрелки. Можно для объяснений взять картонные часы с картонной стрелкой.
Путь короткой стрелки
У нас есть две стрелки. Короткая и длинная (не большая и маленькая, а короткая и длинная). Они отмеряют время. Короткая двигается медленно. За один час она проходит расстояние от одной цифры, до другой (проводите пальцем от двенадцати до единицы). Через час стрелка доберется до сюда (показываете на двойку), через час стрелка доберется до сюда (показываете тройку). Спрашиваете ребенка - от тройки куда доберется стрелка за один час? А еще за час куда она доберется? Вот стрелка уже добралась до цифры пять. Сколько часов прошло? пересчитаем от 12 до пяти сколько переходов она прошла -пять. Вот у нас тут и стоит цифра пять. Пять часов прошла короткая стрелка. Эта стрелка отмеряет часы. Мы можем посмотреть на нее и узнать который час. Поэтому ее называют - часовая стрелка.
Путь длинной стрелки
Час очень длинный (проводим пальцем полный круг). У нас есть длинная стрелка, которая бежит быстро. И если короткая за час может продвинуться только от цифры к цифре, то длинная за час пробегает целый круг. Показываем (начиная с двенадцати) как стрелка за час пробегает целый круг. Пусть ребенок покажет сколько пробежит стрелка за час. Еще за час как она пробежит? Где через каждый час оказывается длинная стрелка? Каждый раз на двенадцати. Значит, когда мы смотрим на часы и видим, что короткая на 1, а длинная на 12, мы знаем, что ровно час прошли стрелки. Короткая и длинная отмерили один час. Когда мы видим что короткая на 2, а длинная на 12, мы знаем, что сейчас два часа. Короткая и длинная пробежали два часа. Если мы видим, что короткая на 3, а длинная на 12 - что мы узнаем? Который час? Упражняемся отгадывать который час, когда короткая на всех остальных цифрах поочередно. А длинная пробегает круг и останавливается на 12.
А представь, мы смотрим на часы, а длинная стрелка еще не успела пробежать целый круг. А пробежала только половину круга (двигаясь от 12 перемещаем стрелку на 6). Она успела пробежать только половину часа. Короткая стрелка тоже успела пройти только половину пути (устанавливаем ее между 12 и 1). Куда за час стремится попасть короткая стрелка? К единице. Мы смотрим на часы и узнаем, что сейчас только половина первого. Но время идет и стрелки идут дальше, еще половину пути они прошли и получился ровно час. Длинная стрелка опять прошла половину круга ( устанавливаем на 6) и короткая успела пройти только половину пути, она идет уже второй час (устанавливаем ее между 1 и 2). Мы смотри на часы и узнаем, что сейчас половина второго. Но время идет и стрелки идут дальше, еще половину пути они прошли и прошли они ровно два часа (устанавливаем короткую на 2, длинную на 12. Просим ребенка показать как длинная стрелка прошла еще половину пути, пол часа, и короткая прошла половину пути (стоит между 2 и 3). Который час? (половина третьего часа) Для краткости мы говорим - половина третьего. Дальше упражняемся, пока не пройдем все двенадцать часов.
Деление на минуты. «Десять минут первого»
Час очень длинный и принято делить его на 60 минут. Обращаем внимание на черточки, отмечающие минуты. Начиная от 12, отсчитываем пять минут. Оказывается это на цифре 1. Подписываем сверху 5 ( подписать нужно и на настоящих часах, по которым у вас ребенок будет определять время в течение дня). Отсчитываем 10 минут и оказываемся на цифре 2. Подписываем сверху 10. И таким образом размечаем весь циферблат.
Возвращаемся к нашим стрелкам. Начинаем путь с двенадцати часов. Мы знаем, что короткая стрелка отмеряет часы и мы называем ее часовая. Длинную стрелку называют минутной, потому что она показывает, сколько минут она пробежала. К примеру, до 1 она доберется за сколько минут? (а вот как раз мы сверху подписали и теперь знаем, что за 5 минут) А если мы смотрим на часы и видим что длинная стрелка на 2 - то значит сколько минут она уже пробежала? (и тут мы подписали и знаем, что 10 минут она пробежала). А что делает часовая в это время? Она ползет к 1. Мы смотрим на часы и можем сказать что прошло десять минут первого часа. Перемещаем минутную стрелку на 3. Сколько минут первого часа прошло? 15 минут первого. И так перемещаемся на отметку каждого часа, проговаривая, сколько минут первого часа успела пробежать минутная стрелка. Когда доберемся до половины, обговариваем, что можно сказать « половина первого», а можно сказать тридцать минут первого». Принято говорить «половина первого». Потренируемся говорить, сколько минут второго и сколько минут третьего и т.п.
«без пяти, без десяти»
Устанавливаем минутную стрелку на 6, часовую между 12 и 1. Смотри, минутная пробежала сколько? Половину. Теперь она бежит-бежит до 11, не добегает. Сколько минут ей осталось бежать? Пять минут. Пяти минут не хватает до часа. Мы можем сказать «без пяти час». Уже почти час, но пяти минут не хватает.
А если она не добежала вот столько (устанавливаем на 10). Сколько минут не хватает до часа? 10 минут. Мы можем сказать «без десяти час». Проговариваем так все остальные отрезки времени ( «без пятнадцати», «без двадцати», «без двадцати пяти»). Дошли опять до половины. Тренируемся говорить «без пятнадцати два», «без десяти три» и т.п.
Все это делаем не сразу, а растягиваем на несколько дней. Как только поняли, что ребенок точно может сказать ровно час, половина второго и т.п. Тогда можно переходить к минутам. Часы должны висеть на видном месте и ребенка надо периодически спрашивать - посмотри который теперь час, скажи сколько время.