Gal-ya
11 лет
Адаптация в детском саду.
ВоспитаниеИнтервью
1.
1.
Елена, р
асскажи, пожалуйста, что такое адаптация? Как она проходит у ребёнка, который
пришёл в детский сад?
Если говорить кратко, то адаптация
–
это привыкание к новым условиям. Адаптация бывает
всегда, т.
к. нам
—
и родителям, и детям нужно привыкн
уть к тому, что теперь жизнь будет
подчинена немного другим правилам и ритмам. В зависимости от того, насколько резко для
ребёнка и родителей изменится жизнь, будет происходить и весь тот комплекс из событий,
поступков, поведения, который мы обычно называе
м привыканием или адаптацией.2. Адаптация бывает только при поступлении в детский сад? Или этот период повторяется,
если ребёнок возвращается в группу после отпуска или после болезни?
Всё зависит от продолжительности пропуска. Если ребён
ок пропустил неделю, то, как правило,
ему может потребоваться несколько дней для того, чтобы вновь привыкнуть к изменению ритма.
Если подольше
—
то и времени может потребовать больше. Ну и, конечно, многое зависит от
возраста ребёнка, от его общего отношен
ия к садику. Так что, адаптация происходит каждый раз,
когда ребёнок возвращается в садик после перерыва. Но обычно она гораздо более мягкая и
незаметная, чем первичная
—
когда ребёнок только начинает ходить в садик.
3. По каким признакам можно понять, чт
о ребёнок ещё не полностью адаптировался, как
заметить, если его переживания ушли внутрь, ребёнок вроде бы перестал явно плакать или
отказываться идти в сад, но что
-
то не даёт покоя?
Ребёнок, например, плохо спит, явно изменилось его привычное поведение
—
к примеру, всегда
был весёлым, а сейчас
—
грустный и унылый, часто капризничает, плачет без причины, стал
агрессивным «на ровном месте», отказывается играть
-
всё это может указывать на то, что
адаптация явно идет как
-
то не так, как нужно. Если ребёнок пер
еживает, но эти переживания не
имеют ярко выраженной картины и в целом поведение малыша не изменилось
—
значит,
адаптация, скорее всего проходит нормально.
4. Когда можно точно сказать, что период адаптации завершён?
Когда ребёнок полностью принял садик к
ак часть своей жизни, когда у него появилась своя,
садиковая, жизнь, появились друзья и недруги, когда ребёнок спокойно играет в жизнь в садике,
может спокойно рассказывать о событиях, происходивших в садике. Когда он хорошо относится к
своим воспитателям,
а они полностью приняли его.
5. Есть ли способы, сократить период адаптации, привыкания ребёнка к новым условиям?
Да, конечно. Родители могут сделать очень многое для того, чтобы адаптация прошла как можно
более мягко. И самое удивительное
—
это от них н
е потребует никаких громадных усилий. Всё,
что требуется
—
это говорить и объяснять ребёнку то, что его будет ждать. Но делать это нужно
аккуратно и с умом, постепенно вводя малыша в совершенно новый для него мир коллективной
жизни. Подробнее о том, что вз
рослые могут сделать для своего ребёнка и со своим ребёнком
вместе мы и будем говорить на
семинаре
. Собственно подготовка ребёнка к садику, смягчение
адаптации и есть основная тема сем
инара.
6. Адаптация
–
слово не русское, не до конца нам понятное, давай поговорим о конкретных
примерах. Когда дочка моих друзей утром шла в детский сад, об этом знал весь подъезд. Они
тогда жили на пятом этаже в доме без лифта, и всё время, что они спуск
ались по лестнице,
ребёнок громко плакал, рыдал и сопротивлялся. И это случалось ежедневно. Что делать в
такой ситуации?
В первую очередь разобраться, в чём дело и почему девочка так реагировала на садик. Причин
ведь могло быть очень много и разных
—
начи
ная от конфликта с воспитателями или нянечкой (о
чем родители могли и не догадываться) и заканчивая тем, что ребёнку в садике просто не
нравилось
—
такое ведь тоже бывает. Как часто случается, что взрослые решают сменить работу
только потому, что им не ком
фортно в том коллективе, в котором они работают сейчас. Так и
ребёнку может быть не комфортно
—
просто неприятно и всё. Ребёнок, вот так рыдающий при
одном только упоминании садика
—
это совершенно ненормальная ситуация. Особенно, если это
продолжается д
ольше недели
-
двух. И ребёнку (а также родителям), скорее всего, нужна помощь
в том, чтобы разобраться, что происходит.
7. Почему бывает, что ребёнок идёт в сад со слезами, но, как только мама уходит, малыш
начинает заниматься какими
-
то делами, и в конце д
ня даже не хочет уходить? Это можно
считать нормальным, или с этим надо что
-
то делать?
В некоторых случаях да, это нормально
—
если у ребёнка такой характер и у него вообще «слезы
близко». Хотя, конечно, полностью хорошей и здоровой такую ситуацию назвать
нельзя. Потому,
что слёзы в процессе
—
это уже признак того, что ребёнок в садик не хочет, он не ждёт от садика
ничего хорошего. Почему так бывает? Потому, что в данный момент ребёнок предпочел бы что
-
то
иное. Например, остаться с мамой дома. Он идёт и сле
зами сообщает маме об этом. А потом он
приходит, видит свою группу, своих друзей, видит игрушки
—
и срабатывает ассоциативная
память
—
«мне
-
то тут совсем не плохо». Кстати, иногда слезы по пути в садик
—
это тоже
ассоциативная память
—
ребёнок плачет не п
отому, что ему плохо и он страдает, а потому, что он
привык к слезам в этих условиях. Если это понять, то с таким слезами вполне можно справиться. А
ещё лучше
—
их вообще не допускать
8. Расскажу свою историю про то, как я собиралась в детский сад. Каждо
е утро сборы в
садик сопровождались семейным спектаклем. С вечера мы с мамой выбирали платье, в
котором я пойду в детский сад, но каждое утро я требовала другое. Родителей раздражались,
не понимая истинной причины происходящего: уговаривали, и ругали, и да
же выбрасывали
платье в форточку. Поэтому каждое утро вся семья была на взводе: и мама, и папа, и я. А на
самом деле мне хотелось нравиться детям в садике и я считала очень важным правильно
выбрать платье.
Про платье
—
знакомая ситуация, да. Я тоже любила
утром передумать по поводу выбранной с
вечера одежды. Правда мои родители быстро поняли, что будет быстрее мне уступить и дать то,
что я прошу, чем спорить и ругаться из
-
за такой мелочи. Поэтому сейчас, став взрослой, я с вечера
готовлю себе несколько вари
антов одежды на утро
—
чтобы выбрать в зависимости от того, с
каким настроением я встану. Думаю, что многим женщинам это хорошо знакомо.
9. Получается, что ребёнок уже в 3
-
4 года может иметь какие
-
то проблемы и придумывать
способы их решени
я и это будет вовсе неочевидно родителям. Как в подобных ситуациях
поступать?
Да, конечно, и даже в 2 года ребёнок может иметь какие
-
то проблемы. И уже пытаться
самостоятельно их решать. Я очень хорошо это вижу по своей двухлетней дочери
—
она
действитель
но может как
-
то решить свои маленькие проблемки, исходя из своего опыта и своих
знаний о мире. Не всегда ее способы решения будут оптимальными, но они могут быть. И да, я не
всегда знаю о том, что она сделала. Такова жизнь родителей
—
когда
-
то впервые наст
упает
момент, когда ребёнок справляется без нас. И мы должны дать ему эту возможность
—
справиться самому. И вмешиваться только в том случае, если ребёнок совершенно очевидно не
справляется или просит о помощи. Это, кстати, очень важный момент
—
вовремя на
учить малыша
просить о помощи.
10. Как понять истинные причины поведения ребёнка? Может быть, что за каким
-
то
капризом, с нашей точки зрения, ерундой, стоит действительно реальная проблема,
сложность для маленького человека? Вот как с моими платьями: у ме
ня были настоящие
проблемы с общением в детском саду, но родители в этой ситуации видели только внешнюю
сторону.
Наблюдать за ребёнком, разговаривать с ним, думать
—
по
-
настоящему думать, а не действовать
по привычке, договариваться с ребёнком. Понять не с
ложно
—
для этого нужны чуткость и любовь
к ребёнку. И ещё открытость ребёнку, готовность идти ему навстречу.
11. Мне кажется, что когда ребёнок идёт в детский сад, мама уже не может наблюдать за
ребёнком весь день, не может знать, о чём он думает, что с
ним происходит...
Конечно, времени количественно становится намного меньше. Тем важнее делать вс
ё
, чтобы это
время, проведенное вместе, становилось как можно более качественным. Тогда и в условиях
ограниченного общения можно многое знать о своём ребёнке. Но
да, это становится в разы
сложнее, чем было, когда ребёнок был дома весь. Тем более, что чем меньше ребёнок, тем
меньше он может объяснить, рассказать, назвать свои чувства. Поэтому родителям о
благополучии или стрессе часто приходится судить по косвенным
признакам. 12. Бывают ли дети не садиковские, которые не могут ходить в детский сад вообще?
Да, такие дети встречаются
. Не часто, но встречаются. И скорее, наверно, нужно говорить не
столько о не садиковых детях, сколько о не садиковых родителях. Ведь начало садиковой жизни
не только стресс для ребёнка, это очень сильный стресс для взрослых. Не такой сильный, как
рождение
, но близкий
,
к примеру, замужеству ребёнка. Не все взрослые готовы к нему, не всем
легко отпустить своего малыша в мир, где к нему далеко не всегда будут относиться дружелюбно.
Поэтому на
семинаре
у нас будет существенная часть уделена эмоциям взрослых. Чтобы убрать
вот этот момент
—
когда ребёнок бы привык и адаптировался, если бы взрослые ему дали такую
возможность.
13. Ребёнок идёт в сад, мама, возможно на работу, времени для общен
ия остаётся очень мало.
Как выкроить время на занятия? Нужны ли они, или достаточно вечером пообниматься,
вместе почитать книгу?
Зависит от массы факторов
—
от ребёнка, от родителей, от того, насколько получается эффективно
общаться и эффективно заниматься
. От того, насколько ребёнок устает, от его настроения. Иногда
бывает лучше просто почитать книжку или вместе спокойно порисовать. А иногда можно и
позаниматься. Ну и потом есть ещ
ё
выходные дни.16. Елена, как бы ты ответила на вопросы, которые предваряют интервью? Что же
такое детский сад? Новый стресс или новые возможности?
Детский сад для малыша это и стресс, и новые возмож
ности. Это такое место, где ребёнок учится
жить в совершенно новой для себя ситуации, учится взаимодействовать с окружающим миром
без маминых подсказок, опираясь только на свои собственные знания о мире и о людях. И от
родителей и их поведения во многом за
висит то, чем станет для ребёнка детский сад
—
непрекращающимся стрессом или новой ступенькой в развитии.
.