Полка для "Контрабасов"
Про жизнь, не о детяхТема не совсем детская, даже не околодетская, но мы тут помимо мам еще и просто взрослые, поэтому я, так и не найдя на ББ театрального сообщества (зато про ДОМ-2 такое обсуждалово!!!), решила написать прям в дневник. Ходить нынче в театры мне крайне сложно, поэтому намерений превращать дневник в барахолку про бытовуху не планирую.
Итак, Контрабасы появились в моей жизни давно... В те печальные суровые будни отчаянных и раз за разом провальных попыток стать мамой я зарулила на спектакль к Максиму Аверину в Райкинский "Сатирикон". Расположение театра удобное, билеты не дорогие. За первым спектаклем последовал второй, третий... И, я втянулась!
На один и тот же спектакль могла ходить по 4-5 раз. Давние читатели уже знают, что я тормоз патологический, к тому же с плохим зрением. Начиная с мест в середине зала, ближе к беременности, я уже сидела в первых рядах. Нас было человек 8-10, банда. Спектакли смотрела все подряд, не разделяя на старый состав, новый молодой состав. Там все очень талантливые! И вот, к 50-летию Константина Аркадьевича был поставлен тот самый Контрабас Зюскинда, о котором пойдет речь. Тогда, маясь бездельем на работе, я еще и читала все, на что ходила, ну, чтобы уж понимать так понимать! Пьеса показалась мне печальной, тяжелой в моральном плане и в вопросах, поднимаемых в ней. Не смотря на всю гениальность Райкина, этот спектакль так и остался самым ужасным из всех, что мне удавалось видеть в жизни. Ужасным не качеством (оно на высоте), не нехваткой проработанности и проживанием актером в этой "шкуре" десятки раз (наоборот, до безумия отточены детали и изложение огромного текста), а ужасным видением режиссера и самого Райкина этого произведения. Угловаты и гипертрофированны темы, которые, мне кажется, не так выпячены в оригинале. Сам музыкант показан зрителю обиженным на весь мир сумасшедшим алкоголиком с еврейским акцентом. Абсолютно лысая,черная, скучная и огромная сцена, которую не под силу наполнить одному человеку, даже если он одарен как Бог. После спектакля остается жуткое, тоскливое и неприятное ощущение в душе! Несколько человек вставали и уходили с середины спектакля, кто-то спал, кто-то сидел в телефоне... Перечитав еще раз произведение тогда, я решила, что это просто не мое, вот такое видение. И постаралась забыть.
Летом 2015ого я случайно натыкаюсь на публикацию в группе Константина Юрьевича Хабенского про спектакль "Контрабас". Тот самый, по Зюскинду. Но режиссер - молодой Глеб Черепанов, и спектакль местами не моно-, как у "Сатирикона". Вообще, посмотреть на Константина Юрьевича живьем меня тянет уже более 8 лет, но ни на "Утиную охоту", ни на "Трехгрошовую оперу", ни на "Белую гвардию" я так и не дошла, к своему стыду и позору. Оценив ближайшие печальные перспективы своей жизни я поняла: "или сейчас, отдав последнее (время, деньги, возможности), или уже никогда, что еще больше вгонит меня в тоску и позор в этом вопросе". Схватив последние билеты на галерке на 25 декабря, мы пошли смотреть его с супругом. Думали, что идем смотреть, ибо перед моим местом и вовсе был СТОЛБ, а видно было... хотя может это я курица слепая! Так началось мое знакомство с МХТ им. Чехова снова, спустя много лет после "Моцарта и Сольери" с Безруковым С.В. и Табаковым О.П. соответственно. Как это было? Эээм... кто смотрел фильм АВАТАР в I-MAX 3D? Вот представьте его же, но на 3,5 дюймовом экране смартфона. Вот такое соотношение восприятия деталей, эмоций актера и вообще постановки в целом. Именно поэтому тогда я ничего писать не стала: писать было не о чем и нечего. Да, меня безумно порадовала "живая" и светлая сцена, трепетный и будоражащий хрипловатый голос Константина Юрьевича, текстовая и эмоциональная часть постановки на слух, но это ничтожно мало для оценки. И я загорелась непременно идти снова!
Ситуация омрачалась 2 фактами: неадекватными ценами, ввиду немыслимого ажиотажа, и продажа билетов в партер только парами. Мне нужна была пара, потому что муж у меня не тормоз - 2 раза смотреть не любит. Спустя неделю поиска Бог послал мне Марину, незнакомую до этого девушку из группы обсуждения сериала МЕТОД, которая неожиданным и рождественским чудом купила мне пол невероятно дорогого билета (на спектакль в День Рождения Константина Юрьевича), чтобы мы сидели на 3 ряду, а не на 5. За что я ей безумно благодарна, т.к. 1-3 ряд в МХТ им.Чехова - как раз то самое комфортное зрительное расстояние для актера, когда его взгляд устраняется в зал. И сколько раз я испытывала это непередаваемое и подзабытое чувство, аналогичное засовыванию 2 пальцев в розетку 220, когда твой взгляд встречается с мощнейшей энергетикой в глазах актера в роли, если роль у него при этом глубокая и драматическая. Ощущение, сложно поддающееся описанию словами, пронизывающее до спинного мозга и дальше растекающееся мурашками по коже до самых мизинцев...
Что о самом спектакле, то мне было страшно идти. Страшно, что это будет снова угловато, снова "не мое, и не то, и не так", да еще режиссер молодой. Но в этом случае, все оказалось прямо противоположно Сатириконовскому, за что ни возьмись: текст вроде бы тот же, смысл тот же, но насколько глубоко продуманы и проработаны детали, буквально до психологических факторов для зрителя. Спектакль мне напомнил линию биения сердца на ЭКГ: общая ровная трагическая линия, которая пробивает на жалось и слезу по отношению к музыканту то и дело срывается в смех, сквозь эти слезы. Есть такие люди, умеющие с серьезным выражением лица и обсуждая серьезную тему доводить окружающих до побега в туалет. Вот примерно такой по характеру получился у Константина Юрьевича контрабасист. Очень деликатная и не пошлая клоунада, тонкая и профессиональная. Очень изысканно представлена интимная тема, не вызывая отвращения и желания сказать "фууу!". В перерывы, пока музыкант гениально вычленяет звуки из того или иного предмета на сцене, можно перевести дух от нервного напряжения, которое непроизвольно нарастает уже с середины спектакля. Почти 2 часа происходящее крепко приковывает и удерживает внимание зрителя, нет ни момента, когда хочется отвлечься. Сцена светлая, как и душа этого музыканта, такое же общее впечатление остается от спектакля, в отличии от черной и мрачной Сатириконовской. Его музыкант в свои 35 остался немножко ребенком в душе. Безусловно, он профессионал своего дела, но он по-прежнему скачет по матрасам, нервно крутит музыкальную коробочку, прижимая ее к себе и невнимателен к тому, что творится за его спиной. Тем самым детством, которое есть в душе самого Константина Юрьевича, он наградил своего героя. Умение работать мимикой описывать не буду, про это можно писать бесконечно, переходя от стихов к поэмам и обратно. Фантастика, одним словом! Невероятная пластичность и взгляд. Неожиданный финал, если не читать отзывы до просмотра, и я не буду его описывать и портить тем, кто возможно пойдет после прочтения. Финал, как плавный переход актера от роли к жизни. Эта грань такая тонкая и одновременно это огромный шаг и разница. И вот уже на поклоне не музыкант, а актер, другой человек. Бурные аплодисменты, цветы, поздравления, подарки, скромно подаренные поклонниками и мной в том числе, крики "Браво!", безоговорочно заслуженные!!!!
Ну, и как следовало ожидать, один ушедший с середины зритель, который явно ждал что-то иное (сдается мне даже исходник не читал). Бесят меня невоспитанные люди, да еще в преклонном возрасте. Так еще и сидел перед нами с Мариной.
Кстати, о подарках. Рисовать я не умею, и стихов не пишу. Зато как истинный Матроскин вышиваю крестиком. А уже если загорюсь, как говорится, до пожара, могу и шедевр сотворить, наполнив его теплом душевным. У меня было всего 2 дня, 2 ночи и идея, которая все ж успела воплотиться в жизнь. Вообще, таких особенных подарков у меня в жизни было всего 3:
Первый был подарен Максиму Аверину на 35летие, давно еще.
Второй, аналогичные ангелочки, был отправлен в 2010 году в далекую Канаду наиталантливейшему Брюно Пельтье.
И вот третий, чтобы не повторяться, был вручен Константину Юрьевичу вместе с письмом о самом главном и душевном, не доверяю я этим соцсетям. Старые-добрые письма рукой на бумаге, которые мы в 21 веке с развитием технологий почти разучились писать.
Вот такие чудеса! И вот такие Контрабасы... Очень советую посмотреть, но предварительно почитать, чтобы не уходить с середины спектакля.