Недавно я услышала в классе, как одна мама говорит очень тихо своей дочери на ушко: «Ты у меня самая красивая и самая умная».
Если бы мне так сказала моя мама, я бы расплылась в улыбке и была
бы совершенно счастлива. Однако та, девочка из 4-го класса никак не
отреагировала на эту фразу.
Я даже испытала укол совести, ведь не говорю своим детям таких слов. И может быть зря?
Как правильно хвалить ребенка? И надо ли его хвалить? И как часто?
Что по этому поводу говорят психологические исследования?
Оказалось, что психологи давно интересуются этим вопросом и уже
много выводов сделали. Так много, что их не напишешь и в одной статье! У
меня получилось аж три! Сегодня я расскажу вам о том, почему не любая
похвала будет на пользу ребенку.
Думаю всем нам это будет интересно.
Многие учителя отмечают, что многие способные дети не любят сложных
заданий и неохотно берутся за дело, в результате которого они не
уверены. Почему так происходит? Ведь их способности, казалось бы, должны
давать дополнительные силы для работы.
Все дело в нашей, родительской похвале. Как отмечают ученые из
Колумбийского университета, родители в современной жизни постоянно
хвалят своих детей.
Они считают похвалу своеобразным ангелом-хранителем для ребенка,
что не позволит ему забыть о своих талантах, и ребенка не испугают
никакие задания в школе. Жизнь современных детей наполнена постоянные
заверениями в их «замечательности», у них есть все что нужно для успеха.
Однако по мнению ученых похвала похвале рознь.
Если мы хвалим ребенка за его ум и способности, то ребенок спасует
перед ситуациями, в которых эти способности и ум могут быть поставлены
под сомнения. Дело в том, что наличие ума человек не контролирует, и не
властен над его «количеством», это как лотерея — кому-то досталось
больше, а кому-то меньше.
Если в каком-то задании ребенок проявил недюжинный ум, не факт, что
и в следующем сложном задании ему удастся тоже самое. Поэтому неудачу
пережить в такой ситуации очень тяжело.
С точки зрения психологов наилучшим результатом обладает похвала за усилия, за старания и упорство в работе над заданием!
Именно эти качества ребенок может сам контролировать, соответственно понимает, что успех здесь зависит от него самого.
Кроме того, дети, которых хвалили за ум, недооценивают важность
постоянных усилий и упорства в достижении высоких результатов. Они
думали, что достаточно умные, поэтому всё должно даваться легко, то есть
стараться не надо! Однако мы — взрослые, знаем, что без труда не
выловишь и рыбку из пруда. Даже если и выловишь, то не больше одной, с
которой просто повезло. А над остальными надо потрудиться.
Итак, похвала усилий и стараний — вот на чем надо сосредоточиться родителям!
Американские психологи проводили эксперименты, доказывающие
верность этих утверждений, неоднократно и пришли к выводам, что данный
принцип похвалы распространяется и на дошкольников. А особенно он важен
для талантливых девочек-школьниц, которые больше остальных страдают от
неудачи.
Вот такие выводы.
А за что Вы сегодня похвалили Вашего ребенка? И какими словами?