Задумалась я тут...
как сделать так, чтобы мой старший сын не был серой массой и не шёл позади всех, а был личностью, индивидумом и лидером. Тем более задатки есть, воспитатели и психолог в нашем бывшем садике сказали "он лидер, только не сломайте его". И вот я задумалась, а правильно-ли моё поведение? Ведь мы с папой достаточно часто навязываем ему своё мнение. Вот что нашла на эту тему (коротко, но о главном):
КАК СДЕЛАТЬ ИЗ РЕБЁНКА ЛИДЕРА
Какие родители не хотят, чтобы их ребенок вырос лидером? А что для этого делают? «Вот станет мой Петенька начальником… Стоять! Руки за голову, лицом к стене! Куда пошел? Уроки делай. Уже сделал? Иди в комнате убери, приду — проверю». А теперь, внимание, вопрос: психикой какой крепости должен обладать малыш, чтобы действительно вырасти лидером, несмотря на диктат мамы с папой?
Известно, что «казарменные» отношения в семье воспитывают подчиненных и исполнителей. А ведь ребенок — тоже человек. И часто сам отлично знает, чего ему хочется. (Никогда бы не подумали, да?). Что же теперь делать? Только хвалить и все позволять?
Похвала – залог здоровья
Психологического. Но есть в ней и подводные камни. Во-первых, перехваленное чадо часто теряет адекватность. Отпилил собачке лапки и считает себя молодцом. А вздумаете поругать — не поймет. «Как же так, я ведь всегда был умным и хорошим?!» Во-вторых, установка «самый-самый» грозит душевными травмами в дальнейшем. Ведь всегда найдется лидер, который будет еще «самее»: лучше напишет контрольную, быстрее пробежит стометровку. И здравствуйте, неверие в себя и неумение переживать неудачи. Критиковать тоже нужно. Только грамотно.
Критикуя, критикуй
…А не унижай. Заявления вроде: «И это называется «уборка»? Пыль под кроватью, на столе бардак!» направлены именно на это, а не на исправление недостатков. А ребенок, между прочим, старался. Можно его и похвалить. Например, так: «Молодец! Игрушки в шкафу, постель застелена. Еще бы пыль под кроватью вытереть и на столе все аккуратно сложить – будет вообще замечательно». И он вытрет! И приберет. Потому что хочется похвалы и признания достижений. И еще: критиковать лучше тет-а-тет.
«Неуд.» за неудачу
Воспитывая ребенка с установкой «делай все идеально, иначе ты не достоин коллектива», можно вырастить невротика, который будет не способен справляться с неудачами. А ведь в случае провала лидер должен не только сам выстоять, но и идущих за ним людей поддержать. Поэтому дитяти стоит привить спокойно-философское отношение к жизненным обломам.
«Ну проиграла ваша команда команде параллельного класса в футбол. Это же не конец! Просто вам надо больше тренироваться. Трудности — это нормально. Главное, не опускать руки и не сдаваться». Как ни странно, дети понимают и воспринимают тирады подобного рода. Особенно если они подкреплены личным примером.
Игра в открытую
Часто лидеру по ошибке приписывают такое качество, как «умение контролировать свои эмоции». Но без проявления чувств нет искренности. Без искренности нет доверия. А без доверия, в свою очередь, никто за тобой не пойдет. Так что пускай малек погрустит, поплачет, если плохо. Обнимите его и пожалейте. Слезы — слабость только тогда, когда человек окончательно сдается. И опираться на кого-то в трудную минуту — тоже не показатель никчемности.
Инициативу на бочку
Лидер не ждет ничьих распоряжений. Он проявляет инициативу. И будет так поступать, если не обломают. Конечно, велико искушение поругать дочь, которая залила кухню жиром и засыпала мукой в попытке приготовить маме «торт-сюрприз». Но, с другой стороны, девочка хотела сделать вам приятное. Сама. Почему бы не поощрить ее за самостоятельность? Искренним «спасибо», например.
А что касается бардака… Так пусть сама и уберет. Она у вас лидер или где? Пусть возьмет на себя ответственность. Спокойно расскажите дочуре, где лежит швабра, как лучше удалить с паркета жирные пятна и поделитесь другими советами по хозяйству. Увидите, в следующий раз все получится намного удачнее и чище. Заодно её убирать научите!