Математика. Часть 1. 3-4 года (пособия и игры)
( Мария , эта часть для тебя):
Сразу скажу, что регулярно никогда не занимались. Иногда почти ежедневно, а иногда - раз в месяц.
Беденко - в 3 года,
примерно половина книги - различные вопросы "дальше-ближе, первый - последний", но в весьма изысканных формулировках, билингвам точно полезно. Единственное пособие, где все разнообразие таких понятий прорабатывается так подробно. В середине застряли (там что-то про раздели и разрежь пополам было...) Сейчас посмотрела, что в конце много заданий на счет до 5. К сожалению, раньше не заметила, а теперь уже поздно. Валя тоже делает, но понемногу (Лучи проходил минимум 3 листа за раз, а Валя максимум на один согласен). То, что черно-белое - хорошо, возможность раскрасить как стимул выполнить задание.
Шевелев - простенькое, чтобы заинтересовать. Занятия разнообразные, но классические. Мне иллюстрации нравятся больше, чем у Земцовой, но суть примерно та же. Пособие тонкое, в инете не нашла.
Еще Шевелев. Пообязательнее.
Ближе к четырем начали заниматься по Петерсон уже с конкретной целью научиться считать (до этого момента сколько конфет спрятано - знал, но счет как абстракция не интересовал, порядковый счет - тоже, а я никогда не считала, что порядковый счет - наше все и его мы не тренировали. Если спохватывалась, то считали ступеньки или машинки, но это бывало редко). Сначала я купила первую тетрадь. Когда она закончилась (в ней счет до 5), то результат меня не удовлетворил, он был какой-то нестабильный. Я решила повторить, поэтому распечатала то, что нашла в интернете. Петерсон из интернета оказалась старой и совсем другой версией, в первой тетради - все намного более четко и никаких поделок (большого толка в них не было, только время тратилось). Так и продолжили распечатывать. Вот это хорошо!
(задачи, в общем-то те же самые, о которых говорит Звонкин, только они хорош распределены и регулярно повторяются, так что если сначала ребенок делает что-то с подсказками, то потом у него есть шанс сделать сложнее самому. Явно придала уверенности такая определенность. Много лингвистических заданий - перечисли, назови одним словом, что для билингвов тоже хорошо. Получалось, что мы одновременно занимались и математикой, и русским. Легче уговорить ребенка помучиться один раз, чем два). Довольно быстро стали делать по 3 страницы за занятие (доходило до 5), что означало, что идет легко и интересно.
Для запоминания цифр - пособия Мамаевой с симпатичными картинками по мотивам сказок и всевозможные соединялки цифр. Оказалось, что все традиционные задания из нашего детства работают, трудность только в том, чтобы их найти.
Хороший источник заданий - серия пособий "Солнечные ступеньки". Сложность только в том, что они бессистемны и уровень сложности непредсказуемый (много слишком простого). Но попадаются хорошие задания. Если нужно что-то быстро взять с собой, чтобы время от времени позаниматься "на отдыхе", то очень подходит.
Математические олимпиады в стране сказок - первые развороты оказались вполне доступны в 4 года. Судя по отзывам, много опечаток. Но как идея и как сборник - интересная книга. Аналогов нет. Это именно задачи на соображалку, не выстроенные от простого к сложному, без подведения к решению. Сможешь -реши.
Понятное дело, альбомы к палочкам Кюизенера и блокам Дьенеша присутствовали, немного, реже и со скрипом - к кубикам Никитина (нужен первый альбом, он только выглядит совсем простым).
Квадраты Никитина, варианты Пентамино (в том числе на планшете). С танграмом до сих пор так и не поигрались.
Игра Halli Galli - правила можно видоизменять под уровень знаний ребенка, в основном играли для усвоения количества до 5 (когда выпадет столько-то фруктов, надо звонить), а не по правилам. Колокольчик привлекает.
Make 'n' break mini - тоже хорошо, собирать по образцу.
Think fun Переправа - без энтузиазма, но хорошая и по возрасту. Аналогично - Камелот Бондибон (многие пишут, что очень легко... не знаю. Наверное, зависит от способностей к пространственному мышлению и темперамента - если верить Звонкину, у интровертов с геометрией хуже...), Замок загадок. Обязательно после решения нескольких задач разрешаю свободно ппоиграть, это самое интересное:)
Ходилки с кубиком, двумя кубиками... Лабиринтовские для этого особенно хороши, потому что они длинные, можно и с тремя кубиками поиграть.
Был пазл с количеством и цифрами. Вытаскивался и собирался. Насколько полезно было - не знаю. Я очень скептически отнеслась и больше подобные дидактические игры не покупала.
Цветовой код необычный, но все же слишком педантичный и однообразный. Поиграли.
Курочки-наседки - это упрощенные пятнашки. Тоже остались неосвоенными, потому что пятнашки у нас никто не любит.
Теперь такого однообразного стараюсь избегать, так как у сына явно ассоциируются со скукой и сложностями.
Всякие пазлы, счеты и весы были куплены, нo без них можно было обойтись: слишком уж они ориентированы на учебу, на изучение элементарного. Идея была - дать осязать количество. Наверное, работает. Иногда берут сами, перекидывают косточки, Валя очень любит весы (а я не люблю убирать грузы), но именно учеба в традиционном понимании с ними возможна только как в школе. Скучно!
Для родителей (не столько практически полезно, сколько для вдохновения):
Звонкин (записи у него отрывочные! и ребенок гениально одаренный:) но идей много и правильное отношение к процессу)
Женя Кац - блог и книга "Пирог с математикой" (у меня старое издание, она писала, что в новом намного больше игр. Насколько это важно - не знаю, тут опять же общая идея важна, а она и в блоге видна, если внимательно читать комментарии).
Можно и книги Никитиных о том, как их учить по их пособиям. Но для меня звучало как фантастика. Не только из-за сложности уровней, собранности и готовности к сотрудничеству детей. Но и потому, что они предлагают рассказывать сказки-задания, а Лучи никогда не понимал зачем я ему лапшу на уши вешаю. Ему "дистиллированное" задание и в два года интереснее было, если он чувствует, что оно ему по зубам. Валю можно сказками заинтересовать, но с большей вероятностью он сбежит, пока я ему буду рассказывать... Ему или интересно, или нет. Как он сам решит здесь и сейчас.