Новые игрушки
* пирамидки деревянные и пластмассовые, у которых кольца имеют отверстия большого диаметра;
* матрешки, разъемные деревянные сферы;
* коробочки-вкладыши; различные коробочки с крышками, открывающимися по-разному;
* машины деревянные и пластмассовые; тележки; заводные и резиновые игрушки; различные мячи;
* сюжетные игрушки;
* куклы бибабо и куклы, надевающиеся на пальцы;
* кубики деревянные, пластмассовые, мягкие из ткани.
Потешки и прибаутки
Для ребенка важно, чтобы взрослые комментировали все его действия и свои
собственные в процессе игр и во время режимных моментов, сопровождая
эти действия детскими стишками, потешками, песенками.
«ШЛА БАБА»
Проведите ладонями по тельцу ребенка. Приготовьте для игры платочки различной фактуры. Поглаживайте малыша мягкими платочками по ножкам и ручкам, щекочите его животик, пяточки, приговаривая:
Шла баба из-за моря,Несла кузовок здоровья,
Тому-сему помаленьку,
А Ванюшке
(или другое имя) весь кузовок!
«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ»
Переодевая малыша, играйте с ним: перебирайте его пальчики на ручках и ножках, поглаживайте и массируйте их:
Раз, два, три, четыре, пять,Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул,
А ты, братец, не шуми,
Пальчики не разбуди.
«ТУШКИ-ТУТУШКИ»
Поглаживайте малыша махровой или льняной варежкой. Ритмично прикасаясь к разным частям его тельца, рассказывайте стишок:
Тушки-тутушки,На столе преснушки,
На столе преснушки,
А в печи ватрушки.
Преснушки, ватрушки —
Нашему Ванюшке
(или другое имя)!
«БАРАШЕНЬКИ-КРУТОРОЖЕНЬКИ»
Подушечками пальцев постукивайте по спинке, ножкам, ручкам и животику малыша, приговаривая:
Барашеньки-Крутороженьки
По лесам ходили,
По дворам бродили,
В скрипочку играли,
Ваню (или другое имя) потешали!
Обхватив ручки малыша, поочередно подводите их к груди, повторяйте:
А совище из лесищаГлазищами хлоп-хлоп!
Обхватите ножки малыша в голеностопном суставе, прижмите их к животу, говоря при этом:
А козлище из хлевищаНожищами топ-топ!
«ВОТ ЛЯГУШКИ»
Подводите ножки малыша к животику поочередно или одновременно. Распевайте песенку, ритм которой вызовет у него двигательную активность и повысит настроение:
Вот лягушки по дорожкеСкачут, вытянувши ножки.
— Ква-ква, ква-ква.
Скачут, вытянувши ножки.
Вот из лужицы на кочку
Да за мушкою вприскочку.
— Ква-ква, ква-ква,
Ква-ква, ква-ква.
Да за мушкою вприскочку.
Больше есть им неохота,
Прыг опять в свое болото!
«ПОТЯГИВАЙ!»
Потяните малыша слегка за ручки, медленно разводите их в стороны и чуть вверх, подведите ручки к груди, поочередно выводя то левую, то правую руку наверх и приговаривая:
Тяни холстыНа покроечку,
Тяни холсты
На рубашечку!
Тяни-тяни,
Потягивай,
Да поперек
Покладывай!
«РАЗГОВОРЫ ЗАВЕЛИ»
Каждый раз, приступая к кормлению малыша, обязательно заранее сообщайте ему об этом. Неся малыша к столу, приговаривайте:
Люли, люли, люленьки,Прилетели гуленьки.
Гули сели на ели,
Разговоры завели.
Стали думать да гадать,
Чем нам Машу
(или другое имя) питать.
Один гуля говорит:
— Надо каши сварить.
Другой гуля говорит:
— Надо детку покормить!
«ЧЕМ РЕБЕНКА КОРМИТЬ!»
Сопровождайте процесс кормления самыми простыми стишками, например:
Люли, люли, люленьки,Летят сизы гуленьки.
Будут гули говорить,
Чем Ванюшу
(или другое имя) накормить.
Полетят они в лесок
И найдут там колосок.
Станут кашку варить,
Станут Ваню
(или другое имя) кормить
Белой кашкой с молочком
И румяным пирожком!
«С ГУСЯ ВОДА»
Купая малыша, приговаривайте:
* * *
С гуся вода,С лебедя вода,
С моего дитя
Вся худоба.
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду!
* * *
С гоголя вода,С дитя худоба.
С гоголихи вода,
Детке сон да тягота,
Доброго здоровья!
«ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ!»
Намыливая ручки, ножки, животик и спинку малыша, напевайте:
Мы давно блинов не ели,Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
«ПОДЛИВАЛАСЯ ВОДА»
Намыливая голову малыша мылом или шампунем и смывая пену водой, напевайте:
Как под наши воротаПодливалася вода.
Ой, калина моя!
Ой, малина!
Подливалася вода,
Расстилалася трава.
Ой, калина моя!
Ой, малина!
Расстилалася трава,
Трава шелковая.
Ой, калина моя!
Ой, малина!
Стимулируем положительные эмоции
«БУБЕН»
Сядьте на пол, положите малыша поперек бедра. Покажите ему бубен. Постучите ладонью по бубну, подставьте бубен под ручку малыша, ожидая, что и он тоже похлопает по нему. Если малыш не попытается этого сделать, обхватите его локоть рукой и легонько хлопайте его ручкой по бубну, ритмично напевая:
Бубен, бубен, долгий нос,Почем в городе овес?
Две копейки с пятаком!
Ехал бубен с колпаком,
Овса бубен не купил,
Только лошадь утопил!
Подвиньте бубен к другой ручке малыша, похлопайте по бубну, приглашая ребенка повторить за вами эти действия.
«ХЛОПНИ ИМ В ЛАДОШИ»
Если малыш уже овладел умением садиться, посадите его к себе на колени. Если он еще не умеет садиться сам, то не стоит его заставлять, лучше положите его к себе на колени. Напевайте песенку на самый незатейливый мотив, хлопая в ладоши и побуждая малыша повторять движения за вами:
Тень-тень, потетень.Села кошка под плетень.
Налетели воробьи,
Хлопни им в ладошки.
Улетайте, воробьи!
Берегитесь кошки!
«МАЛЕНЬКИЕ НОЖКИ»
Возьмите малыша под мышки, поднимая и опуская его, напевайте:
Маленькие ножки,Маленькие ножки!
За водой ходили
Маленькие ножки.
И домой спешили
Маленькие ножки.
Дома танцевали,
Ой, как танцевали
Маленькие ножки!
«МИШКИ ВЕСЕЛЯТСЯ»
Возьмите двух плюшевых мишек, напевая веселую песенку, действуйте игрушками, покажите, как мишки пляшут, возятся и падают.Танцевать два мишки вышли —
Та-ра-ра, ра-ра!
Тонкий миша с толстым мишей —
Та-ра-ра, ра-ра!
Миша толстый стал кружиться —
Та-ра-ра, ра-ра!
Тонкий начал торопиться —
Та-ра-ра, ра-ра!
Мне за толстым не угнаться —
Та-ра-ра, ра-ра!
Тонкий начал спотыкаться —
Та-ра-ра, ра-ра!
Миша тонкий уморился —
Та-ра-ра, ра-ра!
И на толстого свалился —
Та-ра-ра, ра-ра!
«НОЖКАМИ ЗАТОПАЛИ»
Возьмите малыша под мышки, приподнимая и опуская его на ножки, напевайте:
Наши детки на полуНожкам затопали.
Посмотрите, хороши,
Наши детки-малыши!
Для того чтобы малыш научился сгибать ножки в коленочках, поднимайте и опускайте его на пружинящем диване или кровати.
«КАБЛУЧОК»
Придерживая малыша за локотки, учите его топать ножкой под ваше пение, а чтобы было веселее, наденьте ему на ножку погремушку в виде браслета или бубенчик на липучке.
Чок, чок, каблучок,Чок, чок, каблучок!
Чок, чок, каблучок,
Чок, чок, каблучок!
«БАБА СЕЯЛА ГОРОХ»
Лягте на пол, под голову подложите валик, ноги согните. Посадите малыша на ноги лицом к себе так, чтобы его ноги были разведены, а стопы упирались в пол. Возьмите руки малыша в свои, покачайте его из стороны в сторону, а затем вперед и назад, приговаривая:
Баба сеяла горох —Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок —
Прыг-скок, прыг-скок!
Баб шла, шла, шла,
Пирожок нашла.
Села, поела,
Опять пошла.
Баба стала на носок,
А потом на пятку,
Стала русскую плясать,
А потом вприсядку!
«НА МОЛОДЕНЬКОЙ ЛОШАДКЕ»
Покачайте малыша на гимнастическом мяче так, чтобы он ножками отталкивался от пола, а при приближении головы к полу выбрасывал ручки вперед, страхуя себя:
На молоденькой лошадке —Трюх-трюх-трюх!
А на старой да на кляче —
Бух!
Повторяйте игру до тех пор, пока она будет доставлять малышу удовольствие.
«ЕХАЛ МАЛЬЧИК»
Играйте в эту игру на полу. Положите малыша на животик на большую подушку. Потяните за конец подушки. Передвигая малыша таким образом, напевайте или приговаривайте:
Ехал мальчик маленькийНа лошадке каренькой
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
Прямо в яму —
Бух!
«НА ЛОШАДКЕ, В КРАСНОЙ ШАПКЕ»
Сядьте удобно на диван или на стул, положив ногу на ногу. Посадите малыша на ногу, крепко придерживайте его за ручки. Ритмично напевайте песенку, раскачивая малыша:
Еду, еду к бабе, к дедуНа лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке.
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам.
Все прямо и прямо,
А потом вдруг… в яму —
Бух!
«НЕ КРУЖИСЬ НА ЛУГУ»
Возьмите малыша под подмышки, прижмите его спиной к себе. Плавно кружитесь с малышом, напевая песенку:
Ай гу-гу, ай гу-гу,Не кружись на лугу.
На лугу-то лужица,
Голова закружится,
Прямо в лужу упадешь,
Мокрый к ужину придешь!
«КУ-КУ, ГДЕ МИШКА?»
Возьмите игрушечного мишку и прозрачный платок. Играйте с малышом на полу, освободив для игры достаточно места. Напевая песенку, выполняйте следующие действия:
Мишка милый,Мишка славный,
Неуклюжий и забавный.
Весь из плюша мишка сшит,
Ватой пышною набит.
Спрячьте под платок игрушку на глазах у ребенка, спросите: «Где мишка? Найди!» Когда малыш доползет до игрушки, снимет платок, дайте ему возможность поиграть с ней. И вновь спрячьте ее под платок, но уже в другом месте комнаты.
«МАЛЕНЬКИЕ ЛАДУШКИ»
Сядьте на пол, посадите малыша перед собой. Если он еще не умеет сидеть, то поставьте около него надувное бревно или надувной круг. Напевая песенку, выполняйте хлопки в ладоши. Малыш будет вам подражать.
Ладушки-ладошкиБыли у Тимошки.
— Что ели? — Крошки.
Ели-поедали,
Пили-попивали,
На Маню поглядали.
Поднимите руки вверх. Если малыш затрудняется выполнить это движение после вашего показа, сделайте это вместе с ним, обхватив его ручки за запястья.
«ТУК-ТУК»
Возьмите две деревянные ложки. Положите малыша так, чтобы ему и вам было удобно играть, а если малыш уже умеет сидеть, посадите его напротив себя. Постучите ложками, привлекая внимание малыша. Отдайте ему одну ложку, побуждая его постукивать ею о пол, приговаривая:
Идет кузнец из кузницы,Несет кузнец два молота.
Тук-тук-тук,
Да ударим разом вдруг!
После того как малыш научится стучать ложкой о пол, внесите разнообразие в игру: пусть он стучит ложкой по бубну, по ведерку, по барабану, по вашей ложке, а потом попробует стучать ложкой о ложку.
«КУРОЧКА МОЯ»
Взяв пальчик малыша, тычьте им в ладошку другой его руки, напевая:
Курочка моя,Умница моя.
Вот пшено, водичка.
Дай ты мне яичко,
Умница моя!
В дальнейшем малыша приучают подражать действиям взрослого и выполнять движения под эту песенку самостоятельно.
«СПРЯТАЛСЯ!»
Учите малыша прятаться, закрывая глазки ладонями. Вначале он будет подражать вам, а потом начнет соотносить свои действия со словами потешки:
Сел комарик под кусточек,На еловый на пенечек,
Свесил ножки на песочек,
Сунул носик под листочек —
Спрятался!
«СЮРПРИЗ»
Заверните несколько игрушек в разную по фактуре бумагу: гофрированную, фольгу, подарочную. Сложите все в красивую коробку или корзинку, предложив малышу самому разворачивать каждую игрушку. Рассматривайте игрушки вместе с ним, называйте их, предлагайте малышу выполнить с ними определенные действия.
«ТОЛКАЮ МОЙ МЯЧ»
Подтолкните резиновый мяч так, чтобы он покатился, ударился о стенку и снова вернулся к вам. Проделайте эти игровые действия несколько раз, для того чтобы привлечь малыша к игре. Вначале помогите ему, а потом предоставьте ему возможность самому потолкать мяч, подражая вам. Когда малыш будет толкать мяч, приговаривайте:
Толкаю мой мяч,Толкаю опять,
Толкаю туда,
Толкаю сюда.
Мой мячик, катись,
Обратно вернись.
«СНИМИ!»
Наденьте на руку большие плоские кольца от пирамидки или разнообразные резинки для волос, протяните малышу свою руку и попросите его снять эти предметы с нее. В этой незатейливой игре ребенок учится снимать предметы и понимать слово «сними».
«ИСПЕЧЕМ ПИРОЖКИ»
Сядьте на пол, посадите малыша так, чтобы его спина опиралась на вашу грудь.
Хлопайте ладошками ребенка в ритм песенки:
Румяные, горячие.
Пеки блины румяные,
Румяные, горячие.
Научите его подражать вашим действиям. В дальнейшем добивайтесь, чтобы малыш сам хлопал в ладошки, услышав первую строчку стишка.
Обеспечивайте эмоциональную поддержку малышу: быстро реагируйте на все признаки дискомфорта, устраняя его причину, успокаивая и поддерживая малыша.«ПРИЛЕТЕЛИ ГУЛИ»
Посадите малыша к себе на колени. Обхватите его ручки своими руками и помашите ими, как крыльями, приговаривая:
Ай, люли, люли,Прилетели гули.
Прилетели, прилетели,
На головку сели!
(Положите ручки
на головку малыша.)
Ты, моя детка,
Помаши ладошкой.
Кыш, гули, кыш!
(Помашите ручкой ребенка,
как бы отгоняя птичек.)
Затем вновь прочитайте потешку, повторяя действия. Как только малыш научится подражать вам, учите его выполнять действия, слушая слова стишка.
Побуждайте ребенка подражать вашим звукам и словам, не требуя точного воспроизведения.«СНИМАЕМ И НАДЕВАЕМ КОЛЬЦА»
Сядьте на пол, малыша посадите спиной к себе. Переверните детский стульчик — две ножки от стула окажутся перед вами и малышом.
Наденьте на них кольца от пирамидки. Покажите малышу, как снимать кольца с ножек стула, а потом как надевать.
«СОРОКА-СОРОКА»
Водите по ладошке ребенка его пальчиком и читайте стишок:
Сорока-сорока,Где была? — Далеко!
Кашу варила,
На стол становила,
На крыльцо скакала,
Гостей поджидала.
В дальнейшем, когда малыш научится сам водить пальчиком по ладошке, усложните игру, добавив движения со сгибанием каждого пальчика, приговаривая:
Этому — кашки,Этому — бражки,
Этому — малины,
Этому — калины,
А этому — шишок,
Шишок — под носок!
Он мальчик мал,
Крупку не драл,
По воду не ходил,
Кашки ему не дадим!
Шуг-шуг! Полетели,
На головку сели,
Песенки запели!
При словах «шуг-шуг» поднимите ручки ребенка кверху и положите их на его головку.
Стимулируем речевое развитие
«КОТИК»
Приготовьте пуховку (или мягкую косметическую кисточку) и жесткую зубную щетку. Перебирайте своими руками пальчики малыша, приговаривая:
Уж ты, котенька-коток,Котик — серенький лобок!
Ты приди к нам ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
И кусок пирога.
Затем поглаживайте каждый пальчик ребенка попеременно то мягкой кисточкой, то зубной щеткой. Так он сможет ощутить, как различны на ощупь кисточка, щетка и ваша рука. В свободную ручку дайте малышу кисточку или щетку, чтобы он учился длительно удерживать предмет в руке. Игры с пальчиками будут стимулировать лепетные звуки.
«ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК»
Посадите малыша к себе на колени. Поглаживайте и растирайте каждый его пальчик от кончиков к ладони, приговаривая:
Пальчик-мальчик,Где ты был?
С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил.
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел:
Ля-ля-ля-ля-ля!
Ля-ля-ля-ля-ля!
«ПАСТУШОК, ЗАИГРАЙ В РОЖОК»
Показывайте малышу по очереди следующие игрушки: барашка, козочку, уточку, коровку и лошадку, рассказывая или напевая следующую потешку:
Пастушок, пастушок,Заиграй в рожок:
Ду-ду-ду!
Ду-ду-ду!
Рано утром на заре
Гони стадо к реке.
Овечки в речке умываются,
Барашки в овражке бодаются:
Бе-бе-бе!
Бе-бе-бе!
Козочки у лозочки
Поскакивают:
Ме-ме-ме!
Ме-ме-ме!
Утоньки в луженьке
Покрякивают:
Кря-кря-кря!
Кря-кря-кря!
Коровки у дубровки
Помыкивают:
Му-му-му!
Му-му-му!
Конички у горочки
Побрыкивают:
И-го-го!
И-го-го!
Повторяйте за малышом произносимые им звуки, слоги, слова.
«ПОДПРЫГИВАЕМ»
Сядьте
на большой гимнастический мяч, малыша посадите себе на колени, крепко
обняв его. Если у вас нет такого мяча, подойдет пружинящий диван или
кровать.
Легко подпрыгивая вместе с малышом на мяче или на диване, в ритме
движений произносите различные слоги: да-да-да, та-та-та, ду-ду-ду,
ма-ма-ма, тпру-тпру-тпру, му-му-му, так-так-так, вот-вот-вот,
гоп-гоп-гоп, пу-пу-пу. После произнесения одних и тех же слогов
останавливайтесь, делая паузу для того, чтобы малыш вместе с вами
произносил эти слоги.
«ОЛАДУШКИ»
Лягте на спину на пол, предварительно подложив под голову валик, согните ноги в коленях. Малыша посадите сверху так, чтобы его спина опиралась на ваши колени, ноги были разведены, а стопы упирались в пол. Возьмите ручки малыша в свои руки, двигайте ими то к себе, то от себя, читая потешку:
Ай, та-та, та-та, та-та,Пожалуйте решетá —
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
Ай, да-да, да-да, да-да,
Пирожки затеять!
А для нашей лапушки
Затеем оладушки.
Покачивайте ребенка, произнося различные слоги лепета.
«ПРИШЛА СОБАЧКА»
Возьмите игрушечную собачку и легкую непрозрачную накидку. Накройте игрушку накидкой и предложите малышу посмотреть, что там. Снимите накидку вместе. При этом не спешите: ваши движения должны быть неторопливыми, плавными, настороженными. Это помогает сделать игру более таинственной и снять у малыша чувство страха перед неизвестным. Найдя игрушку, изобразите удивление и радость. Постарайтесь передать свои эмоции малышу. Возьмите собачку, осторожно дотроньтесь ею до малыша, то приближая, то удаляя ее, выразительно рассказывая стишок:
Ты, собаченька, не лай,Белолапа, не скули,
Мою детку не буди.
Темна ноченька — не спится,
Моя деточка боится...
Ты, собаченька, не лай,
Мою детку не пугай!
Поиграйте в своеобразную перекличку с малышом. Лайте, как собачка, спрашивая у малыша: «Где собачка? Как она лает?» Делайте паузу, выразительно глядя на малыша, опять лайте. Сделайте игру эмоционально насыщенной. Прячьте собачку за спину, говоря: «Нет собачки, где она?» Стимулируйте малыша к звукоподражанию.