Шесть простых развивающих занятий с новорожденным
Первые годы жизниСегодня то и дело можно услышать расхожую фразу: «Если вы задумались о воспитании ребенка через две недели после родов, то вы опоздали ровно на две недели». Не беремся судить о ее справедливости, но то, что первые игры с младенцем можно проводить в возрасте двух-трех недель от роду, действительно, правда. Именно в этом возрасте ребенок обычно начинает смотреть маме в глаза, а чуть позже и радует ее первой улыбкой – так он показывает ей, что готов общаться, а значит, и воспринимать первые простые, но такие важные для его развития занятия.
Потешки
То, что новорожденный малыш не в состоянии понимать обращенную к нему речь, еще не повод с ним не разговаривать! Почаще берите кроху на руки и носите по квартире, рассказывая обо всем, что видите. Читайте малышу потешки и простые стишки, сопровождая это прикосновениями и легкими поглаживаниями, пойте песенки. Потешками также можно сопровождать пеленание или массаж – малышам они очень нравятся, а кроме того, способствуют развитию их звукового восприятия и помогают наладить эмоциональный контакт с матерью.
Черно-белые картинки
В первые месяцы жизни зрение малыша развивается особенно интенсивно. Он учится фиксировать взгляд на предмете, рассматривать его и следить за его перемещением. Стимулировать развитие зрения новорожденного помогают контрастные черно-белые картинки с простыми геометрическими фигурами: именно такие изображения новорожденные воспринимают лучше всего. Эти картинки можно скачать в Интернете по запросу «черно-белые картинки для новорожденных», распечатать и показывать малышу несколько раз в день во время его бодрствования или, например, прикрепить рядом с пеленальным столиком. Важно только, чтобы между карточкой и лицом малыша было не менее 30 см — именно с такого расстояния новорожденные воспринимают предметы отчетливо.
Если вы будете регулярно повторять занятия с картинками, то скоро заметите, что ребенок реагирует на эти изображения по-особенному — активнее двигает ручками и ножками и даже издает звуки. Когда малыш станет старше, из черно-белых картинок можно склеить кубики — дети часто предпочитают их цветным.
«Ку-ку»
Эта простая игра чрезвычайно важна для развития малыша. У новорожденного нет ощущения времени, также в его системе мышления отсутствуют понятия причины и следствия, поэтому, когда мама выходит из его поля зрения, ему может казаться, что это навсегда. Игра в «ку-ку», когда мама прячется за пеленку, а через секунду опускает ее и улыбается малышу, учит его тому, что мама обязательно вернется, даже если прямо сейчас он ее и не видит.
Наблюдение за предметом
Покажите малышу яркий шарф, чтобы он зафиксировал на нем свой взгляд, а потом начните медленно уводить шарф то в одну, то в другую сторону: ребенок постарается проследить за ним взглядом. То же самое можно проделать с колокольчиком, но теперь малыш будет следить не только за самим предметом, но и за звуком, который он издает, а значит, кроме зрения будет задействован еще и слух. Можно также попробовать привязать колокольчик к ручке или ножке крохи — это поможет ему в первых попытках скоординировать свои движения.
Знакомство с различными текстурами
В течение первых двух-трех месяцев у малыша сохраняется врожденный хватательный рефлекс: если вложить в его ладонь свой палец, он инстинктивно попытается схватить его. Приготовьте лоскутки разной ткани — шерсти, шелка, хлопка, бархата — и по очереди вкладывайте в ладошку малыша. Это обеспечит ему новые тактильные ощущения и поспособствует развитию мелкой моторики. Таким же образом можно познакомить малыша с твердым и мягким, теплым и холодным.
Танцы
Включите адаптированную классику для малышей или любую мелодичную музыку, которая вам нравится, и плавно потанцуйте с малышом на руках. Ему наверняка понравятся покачивания и легкие потряхивания, знакомые ему с тех пор, когда он находился у мамы в животике.
Даже такие нехитрые занятия, которые, кстати, многие мамы проделывают с детьми неосознанно, понимая важность этих игр на интуитивном уровне, помогают малышу на самых первых этапах освоения им окружающего мира. Постепенно можно добавлять игры посложнее. Но при этом следует помнить, что любые занятия нужно проводить, когда ребенок сыт и в хорошем настроении, а заканчивать сразу, как только малыш проявит первые признаки усталости. Играя с малышом, внимательно наблюдайте за его реакцией и чаще повторяйте те занятия, которые ему особенно нравятся. Ведь самое главное, чтобы занятия с мамой приносили малышу удовольствие — тогда они совершенно точно пойдут ему на пользу!