Для истории
ОНРЯ вот иногда пишу о проблемах и затруднениях Арсения, связанных с речью. Захотелось написать как оно всё было, в чём же именно у Арсения затык на сегодня, и в чём прогресс.
Больше пишу для себя, там много букв, предупреждаю. =)
Что же такое ОНР - это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексике, грамматике) при нормальном слухе и интеллекте.
Что было у Арсеня:
- до 3-х лет произносил около 10 слов, не строил с этими словами предложения. Изъяснялся жестами.
- в 3 года стала появляться речь, начальные слоги слов. Стал выстраивать предложения с этими половинками слов. Уже неплохо.)
- тогда же стали очевидны проблемы с освоением любого материала, как-будто А. не запоминал ничего. На вопросы, по изучаемой теме, отвечал редко, и никогда не отвечал на все, через небольшой отрезок времени не отвечал вовсе.
- не слушал рассказы и сказки, только очень маленькие. Чаще всего я просто пересказывала ему рассказы по картинкам.Тогда я ещё не знала и не понимала, что Арсений просто не понимает сложные речевые обороты.
- к 4-м годам, появилось много простых слов, и конечно, появились простые предложения. Но было много корявостей в фонотеке, лексике и грамматике. Не было сложных предложений. Речевое отставание от сверстников стало очевидным.
Что же мы с мужем делали:
- в 5 месяцев, я, видя проблемы с моторикой рук, обращалась к неврологу. Вывод -- особенности развития.
Делали два курса массажа Арсеню, в 6 и 10 месяцев.
- в 1.5 года консультация у педиатра и невролога. Всё ок.
- 2 года педиатр и невролог. Всё ок.
- 3 года. Я успокоилась, так как был невероятный для сына прогресс в речи. Но мы были у невролога в рамках диспансеризации. Всё ок.
Тут нужно сказать, что я очень боялась невролога с его препаратами. Так что я не обращала внимание специалиста на проблемы, а сам он ничего не увидел.
- с 3-х до 4-х арсенькиных лет до меня медленно доходило, что проблемы есть, что они комплексного характера, что я что-то упускаю, и мне нужна помощь специалистов. Последнее далось тяжело и со слезами на глазах. Почему? Не знаю даже, проблемы-то не очень серьезные у Арсеня. Но вот само слово -- проблема, оно очень сложное.
- в 4 года я повезла Арсения в частные детский клуб на комиссию специалистов. Психолог, дефектолог и логопеды.
Вывод -- нужны занятия с логопедом 2-а раза в неделю. Но никаких рекомендаций мне не дали и не рассказали, с чем мы имеем дело.
Начали занятия. В основном работали над постановкой звуков.
- 4.2 районный логопед, ОНР 3 ур., комиссия ПМПК. Там много всего рассказали и объяснили, дали направление в логопедический садик.
Вот с этого момента началась коррекционная, системная работа. Я стала много читать, вникать в особенности развития речи, и особенности работы с детьми с ОНР.
Теперь уже были обстоятельные консультации у нескольких неврологов. Все они сказали, что медикаментозного сопровождения не нужно.
И начались ежедневные занятия. Бублики, качели, чашечки и гармошки с языком каждый день. Тридцать три слова на постановку звука, пересказы по картинкам, и развитие мелкой моторики также ежедневно.
Но это не так уж и сложно, главное -- терпение. Всё так медленно, как будто результата никогда не будет. Иногда казалось, всё бестолку. Например, один звук ставили год, автоматизировали ещё год. Неправильные ударения, отсутствие предлогов в речи, неправильное образование прилагательных и пр. частей речи.
"Арсений, ты хоть что-то можешь сделать по-человечески?!" (Тренер)
Но главное -- медленная речь, проблемы с восприятием и программированием речи.
Например, дети собрались на площадке играть в игру, кто-то объясняет правила, конечно, это какая-нибудь "бегалка." Дети разбегаются в разные стороны Арсений в растерянности, пытается повторять за всеми, опаздывает, не видит смысла в игре. Дети начинают делать ему замечания, он в слезы. Подхожу, объясняю медленно, упрощая слова, понимает, играет, счастлив.
А если Арсений хотел сам предложить какую-нибудь игру, его никто не понимал. Поэтому он просто любил бегать, чем проще правила, тем лучше.
В играх полбеды, на занятиях, например, спортивных тоже самое. Как-будто не слышит тренера.
Всё в кучу, ничего не понятно.
5 лет. Начинаем подготовку к школе. И тут, аааааа, вообще беда. Все абстрактные понятия идут лесом.
"Арсений, в слове ааааааааист, какой первый звук, что ты слышишь в самом начале?" В ответ -- тишина или ещё хуже, пытается угадать.
Сначала звук и буква, а потом и слово, предложение, текст -- столько всего, всё путалось ужасно. До сих пор, иногда, перед заданиями, мы повторяем с Арсением эти понятия. Но это уже ничего, сложнее было сообразить, что Арсений не понимает значения этих слов, поэтому и не отвечает на вопросы. Сложно было объяснить ему, что такое звук и какие именно звуки нужно слушать в словах. А потом еще несколько месяцев сын учился определять положение звука (начало, конец, потом и середина).
Очень помог лого-сад и логопеды там.
Сегодня.
Арсений ходит в логопедический садик второй год. Два раза в неделю он дополнительно занимается с логопедом-дефектологом, занятия направленны на профилактику дислексии и дисграфии, на подготовку к школе.
Арсений умеет читать, читает медленно по слогам, иногда путает буквы, иногда забывает смягчать согласные там, где это требуется. Перед прочтением Арсению приходится сканировать слово и искать смягчающие гласные заранее. Всё это он шепчет. Например, ножницы, там есть "и" после н, значит нь. Так не всегда, но иногда видно нужно и так. Вот дополнительная работа у человека в мозгах.
Пишет тексты под диктовку. Путает парные буквы, некоторые забывает и тогда требуется время, чтобы вспомнить образ.
Арсений медлительный, но тут есть в какого, вообще-то. =) Надеюсь, он сможет приспособиться в школе и работать в нужном темпе. Логопед в садике говорит, что Арсений заканчивает делать задания один из последних.
Математика, логика, общее развитие вполне соответствует возрасту. Знает многое, вот вчера изучали законы Ньютона. Сегодня в метро вспомнил про инерцию.
Это такой кайф, я вам скажу, рассказывать что-то ребенку, а потом видеть, что он что-то понял и даже не что-то, а почти всё.
Сейчас мы с педагогами очень надеемся, что Арсения не будет беспокоить в школе дислексия. Очень-очень надеемся!