Когда ребенок плохо ест
2 статьи, на мой взгляд полезные
Как неправильно кормить ребенка
Многие родители, так или иначе, озабочены проблемами питания своих малышей: одних детей всегда очень сложно накормить, другие наоборот едят слишком много. Мы поговорим о том, что ни в коем случае нельзя делать при кормлении ребенка, даже из самых добрых побуждений.
Марина Нароган
педиатр, канд. мед. наук, ГУ Научный центр здоровья детей РАМН
Очень важным фактором правильного питания становится соблюдение режима питания. Но как часто бывает, что ребенок, видя еду на столе или в руках у взрослых, тянется к вкусным кусочкам, да и сами взрослые с удовольствием потчуют малыша чем-нибудь вкусненьким в промежутках между приемами пищи. Такое беспорядочное кормление способствует неполноценному перевариванию пищи, плохому освобождению желудка, неправильной работе пищеварительных органов и ухудшению аппетита. Кроме того, отсутствие режима ведет к нарушению организованной работы не только желудочно-кишечного тракта, но и других систем, в том числе таких важных, как эндокринная и нервная. При регулярном несоблюдении режима у ребенка формируются патологические пищевые привычки и неуравновешенность нервной системы, которые будут проявляться в его капризном поведении. Бывает и так, что ребенок с удовольствием кушает всё, что ему предложат и всё, что он увидит, и часто в его рационе много хлеба, печенья и сладостей. Такой "режим", как правило, ведет к перекорму и избыточной массе тела, что становится фактором риска развития ожирения в будущем. Поэтому если ребенок действительно проголодался между кормлениями, то можно предложить ему фрукт или овощ, можно устроить легкое дополнительное кормление (например, йогурт с фруктом), а можно перенести основное кормление и покормить его раньше.
Качество и количествоКак только ребенок познакомился с продуктами прикорма, у многих родителей, не говоря уже о бабушках и дедушках, возникает желание побаловать своего малыша чем-нибудь вкусненьким. Действительно, так приятно смотреть, как ребенок с интересом пробует новый гостинец или с удовольствием причмокивает что-нибудь сладкое. Иногда взрослые увлекаются, и могут накормить малыша таким количеством продукта, которое превышает возрастную норму, и это, особенно нехорошо, если продукт еще незнаком ребенку. В последних случаях возможен срыв в работе органов пищеварения – у малыша может возникнуть запоры, поносы, боли в животе, аллергические реакции. Взрослые часто забывают, что существуют продукты, которые нужно с большой осторожностью давать детям раннего возраста, а ряд из них вообще не стоит вводить рано в рацион ребенка. Тем не менее, нередко можно видеть на улице или в гостях как маленького ребенка потчуют такой едой. Это могут быть чипсы, копчености, мясные и рыбные деликатесы, маринады, гарниры с острым соусом, салаты с майонезом и разными острыми приправами, экзотические фрукты, всевозможные "взрослые" сладости - торты, пирожные, шоколад, орешки, газированная вода, фанта, пепси-кола... Все эти продукты содержат вредные для здоровья малыша вещества, многие из них правильно называют «загрязнителями» питания, они перегружают пищеварительную систему, могут вызвать аллергию и токсично влияют на незрелые органы. Формирование печени, поджелудочной железы и других органов у малыша еще не закончено, их необходимо щадить, поэтому в раннем и дошкольном возрасте необходимо кормить ребенка продуктами, предназначенными для детского питания. Особое место среди вредных продуктов занимают сладости при их чрезмерном употреблении. Безусловно, определенное количество сахаров необходимо для развития ребенка, и оно вполне обеспечивается фруктами, компотами и умеренным количеством детских сладостей (детское печение, фруктовый мармелад, джем, пастила). Однако часто взрослые не могут удержаться от соблазна и с подкармливают малыша конфетами, печеньем, пирожными, сдобными булочками со сладкими напитками и т.п. Таким образом, они сами формируют у своего ребенка неправильные вкусовые привычки и пагубное пристрастие к сладкому. А избыток сахара ведет к совсем небезобидным последствиям, таким как повышенная нагрузка на поджелудочную железу, аллергия, ожирение, кариес, ослабление иммунной системы. Избыток рафинированных продуктов ограничивает поступление других полезных веществ, в результате ребенок не дополучает витаминов, минералов и пищевых волокон. Поэтому не нужно забывать, что существуют правила введения прикормов, возрастные нормы продуктов, а также перечни продуктов, которые можно и нельзя употреблять в питании детей раннего возраста.
Еще ложечкуКаждая мама очень старается, готовя пищу для своего ребенка, и, как бывает обидно, когда малыш отказывается доедать свою порцию или вовсе отказывается от еды. Из лучших побуждений, думая, что ребенку необходимо всё это скушать, мама начинает его уговаривать, потом заставлять, а потом и кормить насильно. Все это вызовет негативную реакцию у малыша, может возникнуть рвота, и, конечно же, настроение у обоих будет испорчено. В конечном итоге такая еда будет плохо усваиваться. Если ребенок отказывается от еды, нужно постараться разобраться в причинах его отказа, которые могут быть самые разнообразные. Ему может не понравиться предлагаемая еда, он может не любить какой-нибудь вид продукта или не хотеть этот продукт именно сейчас. В этих случаях не следует заставлять ребенка есть нелюбимую еду или то, что он в данный момент не хочет - нужно уважать его потребности. Часто мамы, дети которых плохо кушают предлагают по несколько блюд на выбор: не хочешь это, вот другое, нет? Тогда третье... И это приводит к тому, что ребенок становиться очень капризным и часто ему все равно невозможно угодить. Поэтому лучше предлагать малышу одно или максимум два блюда. Другие блюда можно будет предложить только во время следующего приема пищи. Если малыш чем-то очень заинтересован, то не стоит резко отрывать его от занятия, можно немного подождать; если же занятие затягивается, то постараться мягко переключить его внимание на необходимость "подкрепиться". Дети могут плохо кушать во время болезни, когда они обижены, расстроены, а иногда и просто бывают периоды, когда им есть не хочется. Часто организм ребенка сам регулирует необходимое поступление пищи, и насильные кормления будут нарушать состояние его организма. Кроме того, малыш очень хорошо запомнит эти ситуации, и на всю жизнь у него может остаться отрицательное отношение к еде, которую его заставляли есть в детстве. Сложнее ситуация - когда ребенок регулярно отказывается от еды. Но и в таких случаях кормления насильно не приведут к благоприятным результатам. Тогда необходимо качественно пересмотреть рацион ребенка, подобрать необходимые и любимые продукты, выработать определенный стереотип кормления - чтобы у ребенка было свое место, любимая ложечка, чашка, тарелка, можно чтобы он сам участвовал в приготовлении пищи. Во время кормления можно рассказать малышу о том, какие продукты он кушает, какое всё вкусное и полезное, как нужно кормить маму, папу, любимую игрушку и т.п. А вот развлекать ребенка "телевизором" или устраивать домашние шоу-маскарады во время еды не слишком хорошо, так он отвлекается на подобные забавы, и у него вырабатывается неправильное отношение к кормлению. К нарушению правил кормления относится несоблюдение гигиенических мероприятий. У малышей, которые не имеют собственных столовых принадлежностей, которых не приучают мыть руки перед едой и кушать аккуратно, не формируется понятие о гигиене. В последствии это чревато развитием инфекционных заболеваний. У взрослого в ротовой полости обитает огромное количество разнообразных микробов, часть из них является вредной для ребенка, поэтому не нужно кормить ребенка с той же ложки, с который Вы только что ели сами. У малыша свой состав микрофлоры, и не нужно вносить в него неблагоприятные микроорганизмы.
Культура питанияНеправильно разрешать баловаться за столом, есть неаккуратно, разрешать есть руками, когда ребенок уже вполне может пользоваться столовыми приборами, швыряться едой или выливать ее на стол. Нужно приучать ребенка к правилам поведения за столом: учить пользоваться ложкой, вилкой, ножом, салфеткой и т.п.У ребенка должно быть определенное место для еды – свой маленький столик или место за общим столом и специальный стул, на котором малыш может сидеть самостоятельно. Не стоит пытаться кормить малыша во время игры. Очень важно понять, что именно с самого раннего возраста, у ребенка формируется правильное пищевое поведение и привычки. Во избежание различных проблем со здоровьем и поведением ребенка желательно, чтобы родители с самого рождения кормили малыша правильно, причем в этом большую роль будет играть не только правильное обучение ребенка, но и правильный пример со стороны взрослых.
Я кушать не хочу. Ошибки
Причины плохого аппетита у ребенка могут быть самыми разнообразными: от невозможности есть (тугая грудь, затрудненность глотания, непереносимость какого-либо продукта и т.д.) и болезни до неправильного образа жизни семьи. Совет врача таков: не заставлять есть насильно, а выяснить, что же случилось с малышом. Однако родители иногда видят болезнь там, где ее нет. Таким образом, самое элементарное объяснение плохого аппетита, который, попросту говоря, нужно «нагулять», подменяется заботливыми мамами и папами поиском несуществующих причин.
Евгений Комаровский
Педиатр, кандидат медицинских наук
Ребенок не может изменить образ жизни самостоятельно. Это требует определенных и немалых усилий от родителей. Но, создав все условия для того, чтобы ребенок энергию не тратил, родственники искреннее огорчаются отсутствию у дитя аппетита. И пытаются не замечать очевидного, действуя в трех направлениях: ищут у ребенка болезни, пытаются успокоить собственную совесть, накормив дитя "любой ценой", и апеллируют к нормам.
Поиск болезнейНемножко повторимся: резкое снижение аппетита или полный отказ ребенка от еды возникают лишь при очень тяжелых, длительно текущих и опасных болезнях. И снижение аппетита при этом лишь один из многочисленных симптомов. Ситуация, при которой нет никаких жалоб, врач не видит никакой патологии при осмотре ребенка, нет изменений в стандартных анализах крови и мочи, но где-то таится скрытая болезнь, выраженная настолько, что это приводит к потере аппетита, - совершенно нереальна. Тем не менее осознать тот факт, что отказ от еды обусловлен "ненормальностями" системы воспитания очень сложно - это равносильно тому, чтобы признать собственную родительскую несостоятельность или, что еще сложнее, пересмотреть сложившуюся в конкретной семье систему жизненных ценностей. Встать пораньше и вместе с ребенком заняться гимнастикой… Вместо просмотра очередной мелодрамы, прогуляться перед сном... Провести выходной не на диване, а на природе… Это очень непросто. Этим и заниматься не очень хочется. Это не с нами что-то не так, это с ним беда. К врачу! Возможен такой диалог: - Доктор, он не ест! Плюется. Вчера уговорили поесть, чуть не вырвало. - Так может он не голодный? - Он у нас никогда не голодный! Если не предложишь, сам не попросит никогда. Он наверняка болен. Очень болен! Ситуация состоит в том, что:
не всякий врач найдет в себе силы не поддаться на уговоры и не стать союзником родителей в процессе поиска болезней; указания на то, что надо жить по-человечески, а не дитя насиловать, скорее, приведут к поиску другого врача, чем к действительной коррекции образа жизни; при отсутствии реальных жалоб, вероятность обнаружения при осмотре ребенка тяжкой скрытой болезни - очень мала; всегда могут помочь анализы и обследования.Это вылечится сложно, а найти заболевание, при современном уровне развития медицины, - элементарно. Вот и появляются на свет диагнозы, с одной стороны ничего не значащие, с другой - позволяющие расставить точки над "i", обозначить присутствие якобы болезни и предоставить родителям возможность отвлечься от темы аппетита в пользу искоренения обнаруженной хвори. Проще всего сдать анализ кала - в нем обитает множество бактерий, количество какой-нибудь обязательно выйдет за отведенные ей нормы, и тогда станет ясно, что у дитя "страшный дисбактериоз" (нарушение баланса микроорганизмов, заселяющих кишечник). Можно мазок из горла взять: у 80% людей там живет стафилококк - чем не болезнь! Если произвести ультразвуковое исследование печени, а перед этим настоятельно обратить внимание врача на полное отсутствие аппетита, появятся, вполне реальные шансы обнаружить дискинезию желчевыводящих путей (нарушение функции желчевыводящих путей, отвечающей за поступление желчи в желудочно-кишечный тракт)… Перечень таких болезней велик и вполне способен удовлетворить потребности самых привередливых родителей. А можно и не искать. Можно обратить внимание на болезни реально существующие, коих у любимого современного дитя достаточно - аллергии, хронический тонзиллит , аденоиды , частые простуды и т.д. и т.п. Другой вопрос в том, что никакой прямой связи между этими болезнями и аппетитом нет, но косвенных связей - сколько угодно. Да и как им не быть: малоподвижный образ жизни, дефицит свежего воздуха снижают не только аппетит, но и общие запасы здоровья.
Кормление "любой ценой"Кормление "любой ценой" - самый распространенный способ решения проблем с пониженным аппетитом, родительская фантазия способна в этом направлении творить чудеса. Стратегическая задача - сломить сопротивление не желающего кушать ребенка, а тактические приемы - весьма и весьма разнообразны. Превратить процесс еды в процесс игры: ложка - автомобиль, а рот - гараж, у-у-у - поехали…. Отвлечь: чтение книги, параллельный просмотр любимого мультфильма, пение бабушки, танцы дедушки. Пообещать награду за пустую тарелку: прогулка, покупка игрушки, воскресный поход в цирк. Пригрозить: вот не буду тебя любить, вот придет папа с работы, ты у него получишь и т.д. во множестве вариантов. Печальность такой ситуации состоит, прежде всего, в том, что аппетит - это ведь не только желание есть, это отражение самой возможности, готовности организма к перевариванию пищи. Накопились желудочный и кишечный соки, управились с работой печень и поджелудочная железа, освободился от большей части съеденного тонкий кишечник - вот и аппетит появился. А его-то как раз и нет! Следствие очевидно - значительная часть без аппетита съеденного, толком не переваривается и не усваивается. И формируется своеобразный замкнутый круг - система пищеварения перегружена лишней едой, а дитя продолжают активно кормить, жалуясь при этом на отсутствие аппетита.
НормыТеоретической основой и поиска болезней, и стремления во что бы то ни стало дитя накормить очень часто является ложная трактовка понятия "нормы". Ребенок бодр и весел, но вот в книге написано, что в годик он должен весить 12 кг, а наш еле до 10-ти дотянул. "Я сама читала, что в таком возрасте дитя должно питаться 5 раз в сутки, а у нас 4 с трудом получается…". "На баночке со смесью ведь ясно указано: объем порции 180 мл. Никогда больше 150 не съедал". И все перечисленное - реальные поводы для переживаний и суеты. Следует знать, что нормы ориентированы все-таки на некоего среднестатистического ребенка. Абстрактную цифру нельзя воспринимать и анализировать изолировано, без учета индивидуальных особенностей именно вашего дитя. Признаки здоровья очевидны - физическое и психическое развитие, двигательная активность, настроение, аппетит. Да, да, аппетит, но не книжными нормами обусловленный, а реальными потребностями, состоянием здоровья и образом жизни конкретного ребенка. Еще один аспект - народные представления о нормальности или ненормальности ребенка. С одной стороны, соседи, знакомые, бабушки на лавочки и прохожие на улице имеют собственные мнения о том, как должно выглядеть сытое и здоровое дитя. Это было бы не так печально, если бы не другая сторона вопроса - вышеупомянутые соседи-прохожие сплошь и рядом не держат это мнение при себе, а охотно делятся им с родителями ребенка. Фразы: "какой он у вас худенький" или "вы что, его не кормите?!" - способны не только породить сомнения у самых здравомыслящих родителей, но и побудить их к незамедлительным действиям по откармливанию "несчастного" младенца.
Избирательный аппетитСуть проблемы избирательного аппетита состоит в том, что ребенок предпочитает определенные продукты - их он ест с аппетитом, от других - отказывается. На первом году жизни избирательный аппетит очень часто отражает реальную потребность организма в определенных продуктах. Многие дети в возрасте 6-10 месяцев категорически отказываются от овощных блюд, предпочитая им молочные, - такая ситуация вполне естественна, может быть обусловлена повышенной потребностью организма в кальции, который нужен для роста костей и зубов и которого больше всего именно в молочных продуктах. Повторимся: это естественно, нормально и не должно служить поводом для суеты и попыток непременно накормить дитя овощным супом на основании того факта, что соседский ребенок этот суп ест. Принципиальная особенность человеческой цивилизации, в отличие от животных, состоит еще и в том, что поглощение пищи из процесса биологически необходимого трансформировалось в один из самых популярных способов получения удовольствия. Ребенок может не захотеть обедать, поскольку отсутствует естественная потребность в пище, но охотно согласится съесть что-нибудь сладенькое-вкусненькое. Даже когда аппетита нет вообще, от шоколадки мало кто отказывается… Когда же аппетит все-таки присутствует, а у дитя при этом имеется возможность выбора между супом, колбасой и манной кашей, то ребенок отдает предпочтение совершенно конкретным продуктам. Родители часто поощряют такое положение вещей (пусть ест, что хочет, лишь бы ел), а потом горько сетуют - дескать, наш, кроме жареной картошки и колбасы, ничего в рот не берет… Следует заметить, что в подавляющем большинстве случаев проблема избирательного аппетита надумана, не имеет в своей основе медицинских проблем и однозначно обусловлена педагогическими факторами. Если вы, именно вы, решили, что ребенок на обед будет есть суп, а он не хочет, то самое мудрое решение - не ругать, не причитать, а мирно отпустить нагуливать аппетит. Ибо единственное "лекарство", в 100% случаев решающее проблему избирательного аппетита, - это чувство голода. Важно только, чтобы через 2-3 часа ребенку был предложен тот же самый суп. Не хочет? Значит, еще не нагулялся. Сложность этого лечения - состояние здоровья того, кто кормит. Сплошь и рядом, после двух подряд отказов от супа, кормящие мамы-бабушки нуждаются в неотложной психотерапевтической помощи и готовы согласиться на требуемую жареную картошку. Еще одна проблема - когда избирательность аппетита состоит не в выборе самой еды, а в выборе способа поглощения пищи. Не хочет ложкой есть кашу или пить кефир из чашки - только из бутылки с соской. Охотно открывает рот, когда бабушка кормит супчиком, но самостоятельно взять в руки ложку отказывается наотрез. И в этом случае чувство голода способно помочь. Частный случай избирательного аппетита - еда в промежутках между едой. Если в доме легко отыскать сладкое (конфетки, печенье, шоколадки и т.п.), то в интервале между обедом и ужином дитя вполне может обеспечить себе достаточный запас калорий для того, чтобы исчезла потребность не только в ужине, но и в завтраке. С одной стороны, польза такого питания весьма сомнительна. С другой - в этом нет ничего опасного, но при условии, что родители не склонны драматизировать ситуацию и совершать уже упомянутые нами классические ошибки (заставлять есть, искать болезни и т.д.). Если отсутствие аппетита реальная проблема, следует сделать все, чтобы в промежутках между кормлениями еда ребенком не обнаруживалась.
ИтогиОтказ ребенка от еды, ни при каких обстоятельствах нельзя воспринимать, как трагедию. Не волнуйтесь - человеческий организм биологически приспособлен к тому, чтобы не принимать пищу в течение нескольких дней. Это взрослые превратили еду в привычку, в удовольствие. Завтрак, обед, ужин. Завтрак, обед ужин… И так годами. Без учета реальной потребности организма, просто потому, что время пришло, потому, что с детства внушили: надо! Детский организм, еще не испорченный нормами цивилизации, живет по другим законам. Законам естественным, мудрым и целесообразным. Главный закон - количество еды эквивалентно количеству затраченной энергии. Природа имеет универсальный механизм реализации этого закона - аппетит. Обмануть природу можно, превратив еду либо в привычку, либо в способ получения удовольствия. Но это путь однозначно ошибочный, неестественный, способный, как это ни печально, провоцировать возникновение болезней. Нельзя руководствоваться инстинктами. Нельзя кормить ребенка только потому, что его родственники испытывают потребность кормить. Не надо искать болезни. Не надо возводить тему еды в культ. Ребенок лучше, чем его родственники, знает, когда и сколько ему надо есть. Не суетитесь. Оставьте в покое кастрюли, медицинские справочники и книги по детской кулинарии. Оторвитесь от телевизора. Идите гулять. Прыгайте, бегайте, дышите свежим воздухом - это и вам пойдет на пользу. Только, пожалуйста, не вспоминайте про еду. Ребенок сам вспомнит, можете не сомневаться. И все станет на свое место. И ваше инстинктивное желание насытить детеныша не будет противоречить естественным его потребностям. И это будет хорошо.