Математические игры с Галкой-считалкой
В январе мне посчастливилось принять участие в бесплатном тренинге игровой математики от ресурса «Галка-игралка». Моей Полинке 6 месяцев: казалось бы, какая математика? Невероятно, но как раз для малышей математика - во всем!
Математика в 6 месяцев?
Математика для маленьких - это предметные игры, бытовые ситуации, в которых используются реальные, знакомые предметы: кубики, колечки пирамидки и даже кастрюли и другая кухонная утварь. В этом и очарование «галкиного» метода - не нужно покупать каких-то навороченных игрушек, пособий, и уж тем более - карточек. Все, что нужно маме - это желание поиграть со своим малышом и немного фантазии.
И, кстати, что еще оказалось счастливым «открытием» лично для меня (ведь Полинка еще совсем маленькая) - вполне достаточно того, что играет МАМА, а ребенок наблюдает. Но при этом мама именно ИГРАЕТ, легко и с удовольствием, а не поучает и проверяет.
Организационные моменты
Бесплатный курс проходил в закрытой группе «В контакте» и включал в себя три «активных» дня, за которые, прослушав предварительно лекции, нужно было выполнить задания. Задания оказались простыми и очень приятными - ведь мне нужно было просто поиграть со своей малышкой, пусть и на «околоматематическую» тематику.
Лекции «читала» Ольга Николаевна Теплякова, автор методики, можно найти о ней много информации в интернете. У меня, кстати, есть ее книга - я купила ее еще во время беременности. Лекции рассчитаны больше на мам деток постарше, а для меня - в основном, информация оказалась «на будущее». И просто замечательно, что я узнала многие вещи заранее: например, что нужно избегать раннего заучивания цифр и их написания, ведь они для малыша до двух лет - ничего не значащие слова и знаки.
Наши игры
День первый.
Игра «Математика в кастрюльке».
Возраст малыша - до 8 месяцев.
Суть в том, чтобы взять две «настоящие» кастрюльки. И показать ребенку, как накрывать их крышечками: при этом большая крышка к большой кастрюльке подходит, а маленькая, соответственно, в нее проваливается - к величайшей радости малышки! Простая - и очень полезная игра, сочетающая в себе математику (Теплякова), сенсорику и развитие социально-бытовых навыков (Монтессори).
Как играли мы.
Я хотела максимально обезопасить процесс игры, т.к. у меня кастрюли довольно громоздкие и со стеклянными крышками. Поэтому взяла два пластиковых контейнера. Конечно, вариант не очень удачный с точки зрения отсутствия ручки на крышке и прозрачности самого контейнера. Но и с ними мы смогли поиграть. Чуть по-своему, конечно. Сначала - обязательный этап "ввода в игру" почти любого предмета - проверка "на зубок". Потом мама играла - Полина наблюдала. И завершилось все тоже погрызушками. Фотографировались мы отдельно, после самой игры, поэтому Полинке уже немного поднадоели «мамины забавы».
Здесь же отмечу, что одним из самых приятных моментов такого тренинга является «обратная связь» организаторов. Кому-то отвечает сама Ольга Николаевна, кому-то - другие специалисты «Галки-игралки». Я такой комментарий с советами получила от Анны Маковей - логопеда проекта и «мамы-эксперта»:
Приятно!
День второй.
Игра - на выбор. На наш возраст - «Математический мешочек».
Суть игры в том, что геометрические фигуры одного типа (2 большие, 2 маленькие) нужно доставать из мешочка при ребенке - по очереди, поясняя примерно так: «Смотри, какой большой круг! А этот - маленький!». Или обводить фигуру пальчиком: «Круг!». И рассыпать-собирать, доставать-прятать их, пока ребенку такая игра интересна.
Конечно, я объясняю в очень сжатой форме.
Как играли мы.
Поскольку у нас сейчас "культ тряпочки", геометрические фигуры мы доставали из коробочки, накрытой такой "тряпочкой". Круги у нас - от обычной пирамидки, треугольники - от "мягкой". Треугольники, конечно, могли бы быть и "потреугольней". Но зато - безопасно. И пальчиком я очерчивала его грани как положено.
Началось все, как всегда, с инспекции вводимых в игру предметов. Потом перешли к "извлечению" и называнию. В процессе, разумеется, каждый предмет побывал во рту.
По этой причине я пока и не рискую пользоваться картонным реквизитом, что рекомендуется с детками постарше. Как и треугольниками "с углами".
День третий.
Игра - на выбор. На наш возраст - из книжки «30 игр с пирамидкой».
Суть игры: помешать колечки ложкой в миске - варим суп. Потом ложкой переносим по одному колечку из миски в бидон, в котором они и исчезают окончательно.
Как играли мы.
Перекладывали колечки из миски в высокую корзину. Я комментировала примерно так: «Одно колечко, еще одно, еще одно. Все! Ничего не осталось в мисочке! Все колечки теперь в корзинке»
Конечно, Полина удостоверилась, что они не исчезли бесследно - все в корзине.
Корзину опрокинули, колечки погрызли - игра удалась!
Кстати, сколько способов игр с пирамидкой знаете Вы? Я нашла книгу «30 игр с пирамидкой» тоже еще во время беременности, в очередной раз услышав от знакомой мамочки, как ей надоело помогать ребенку складывать пирамидку - наискучнейшее времяпрепровождение! Прогуглив эту тему, я нашла на каком-то ресурсе 5 способов, на каком-то - 7. А потом обнаружила эту книгу! Вы тоже можете скачать ее совершенно бесплатно на сайте «Галки-игралки», а еще, пройдя регистрацию, поиграть в 20 бесплатных игр (www.galka-igralka.ru/register
А наш папа придумал свой, 31-й, способ игры с пирамидкой: он играет с Полинкой «в НЛО». Колечко с характерным звуком взлетающего «объекта» поднимается ввысь - на вытянутую папину руку, кружит над малышкой и совершает «крутое пике» ей на ручку или на животик. Полинка просто в восторге - заливается смехом!
Для меня этот тренинг оказался очень полезным: он не только предлагает варианты интересных игр с ребенком, но и открывает «чакры» маме. Особенно мне нравится возможность выстраивать игру на основе обычных бытовых предметов, которые есть абсолютно в каждом доме. Такой подход, помимо прочего, предостерегает маму от ненужных покупок. И, конечно, я для себя в очередной раз отметила надуманность коммерческой "моды" на того же Домана. Так что будем просто, но с удовольствием, ИГРАТЬ!