Осторожно! Вредные продукты
здоровое питание
Михаил Ефремов — Осторожно! Вредные продукты
ПРОДУКТЫ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ
Никитин Сергей Васильевич
Эта книга, под названием «Осторожно! Вредные продукты», выдержала 11 переизданий, что является рекордом в книгоиздании современной России.
В России «Осторожно! Вредные продукты» издавалась под псевдонимом «Михаил Ефремов» и, по цензурным соображениям, только в усеченном виде. Именно текст этой книги и «растаскан» по многочисленным сайтам в Интернете: и полный текст, и кусками, и главами, как правило, даже без указания источника и имени автора.
Более-менее полный вариант и под настоящим именем автора – Сергей Никитин, книга была издана только в Чехии.
ОБ АВТОРЕ
Никитин Сергей Васильевич родился в Санкт-Петербурге. Окончил ЛГУ им. Жданова (психологический факультет), затем ГИДУВ (ныне МАПО) и почти 13 лет проработал в психо-неврологической больнице и диспансере патопсихологом (клиническим психологом).
После клиники Сергей Васильевич читал лекции на курсах «Understand yoursetf and others» («Пойми себя и других» — «UYO»), в основу которых была положена методика психокоррекции, разработанная Биллом и Кэт Кволс Ридлер.
В течении пяти лет работал (по совместительству) журналистом в ряде СМИ (в частности, в ИД «ШАНС») и обозревателем рынка медицинских услуг и продовольственных товаров. В результате издана книга «Осторожно! Вредные продукты».
За книгу «Осторожно! Вредные продукты» в 2003 году Сергей Васильевич был награжден «Дипломом» и принят почетным членом Российского «Общества защиты прав пациентов».
В 2000 году его избрали почетным членом «Королевской ассоциации альтернативной медицины Великобритании и стран Британского Содружества»
Сергей Васильевич — автор восьми книг по прикладной психологии, трех версий оздоравливающей и омолаживающей методики криодинамики, четырех книг художественного содержания и запрещенной в 2002 году книги о возникновении христианства «Не зачатый, но распятый».
Он является основоположником абсолютно нового лечебного направления — архетипной шумотерапии и автором-разработчиком уникального тренинга «Нейробиотика».
В настоящее время Сергей Васильевич дает личные психологические консультации, проводит индивидуальные курсы криодинамики и занимается литературным трудом.
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 3ВВЕДЕНИЕ. ПОД СЕНЬЮ ЗЕЛЕНОГО КРЕСТА.. 6ГЛАВА 1. ЖИРЫ, МАЙОНЕЗЫ, МАРГАРИНЫ – ЕДА С ПОДВОХОМ… 11МАСЛО НЕМАСЛЕННОЕ.. 11ПРИРОДА ИХ НЕ СОЗДАВАЛА.. 13НЕ ДО ЖИРУ, БЫТЬ БЫ ЖИВУ.. 16ТРАНСЖИРНО-КЛЕТОЧНЫЙ «БЛОКПОСТ». 19ЖИР ЖИРУ НЕ ТОВАРИЩ… 21ГЛАВА 2. ДИЕТА… С ХОЛЕСТЕРИНОМ ИЛИ БЕЗ?. 24ВИТАМИН ПОД НАЗВАНИЕМ «ХОЛЕСТЕРИН». 24О ДИЕТЕ МЕДИЦИНСКОЙ.. 34ГЛАВА 3. ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫЕ ПРОДУКТЫ… 45МУТАНТ В ТАРЕЛКЕ ПОД ВИДОМ ЕДЫ… 45ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО… ЕСЛИ ТРАВА НЕ РАЗБЕЖИТСЯ.. 50ПРОЧЕМУ РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ ГИ-ТЕХНОЛОГИИ.. 53В ЕДЕ, КАК В БЕДЕ (ИЛИ ЕДА ФРАНКЕНШТЕЙНА). 57ДОЕНИЕ БОБОВ.. 67ПРИЛОЖЕНИЕ.. 73ЛЕД ТРОНУЛСЯ?. 75ГЛАВА 4. САХАР И САХАРОЗАМЕНИТЕЛИ.. 76САХАРНЫЙ САХАР.. 76САХАРОЗАМЕНИТЕЛИ.. 81ЭТОТ ДИВНЫЙ ГИ-МИР АСПАРТАМА.. 88МНИМАЯ СЛАДОСТЬ ДЛЯ МНИТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ.. 92ГЛАВА 5. КОПЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ И СОВРЕМЕННОЕ.. 96КОПЧЕНЕНО-МОЧЕНЫЕ ПРОДУКТЫ… 96ЖИДКИЙ ДЫМ… 97ГЛАВА 6. МОРЕПРОДУКТЫ: ПОЛЬЗА И ОПАСНОСТЬ.. 99МОРЕПРОДУКТЫ… 99РЫБНАЯ РЫБА.. 101ГЛАВА 7. БУЛЬОН НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СУХИМ… 104БУЛЬОН В КУБЕ.. 104ВКУС «ВКУСА». 107СУП И СТИРОЛ – ДВА В ОДНОМ… 109СИНДРОМ КИТАЙСКОГО РЕСТОРАНА.. 110СУП ИЗ ТОПОРА.. 112ГЛАВА 8. О СПОСОБАХ КОНСЕРВИРОВАНИЯ.. 113«ТОТ САМЫЙ» ЙОГУРТ. 113ВЕЧНО ЖИВЫЕ ПРОДУКТЫ… 116ЯЙЦО НЕ ПРОСТОЕ, А ПУСТОЕ.. 118ГЛАВА 9. АЛКОГОЛЬ: ФАЛЬШИВЫЙ ХМЕЛЬ.. 120ПЬЕМ И НЕ КРАСНЕЕМ… 120ХМЕЛЬНОЙ ОБМАН СМИРНОВЫХ.. 123ЛЕГКИЙ ВХОД, НО ТРУДНЫЙ ВЫХОД.. 128ГЛАВА 10. «Секретная таблица» Е-кодов.. 130ИНФОРМАЦИЯ, НЕ ВОШЕДШАЯ ПО ЦЕНЗУРНЫМ СООБРАЖЕНИЯМ В БУМАЖНЫЙ ВАРИАНТ.. 146ВСЕ О ВИТАМИНАХ.. 146 СЕТЕВЫЕ СТРАСТИ.. 148А БАДах ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО.. 150ВИД СБОКУ.. 152ВИТАМИНЫ – ПУТЬ К РАКУ.. 158ВИТАМИНЫ УКОРАЧИВАЮТ ЖИЗНЬ.. 160ОТКАЗ ОТ «ДОБАВОК» ДОБАВИТ К ЖИЗНИ ЛЕТ 15. 162ТАРЕЛКИ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ.. 164 ВЕРОЛОМНЫЙ ОСКАЛ ПУПСИКА.. 167КОТЕЛОК, КОТОРЫЙ ВАРИТ. 169НО ПТИЧКУ ЖАЛКО.. 171ОПАСЕН, КАК СВИНЕЦ! 173 ПОЛЕЗНА ЛИ ТАЛАЯ ВОДА?. 174 СУШИ, САШИМИ ИЛИ ЖИЗНЬ?. 175 ПРОДУКТЫ ПЫТАНИЯ.. 177ВОСТОЧНЫЕ СЛАБОСТИ.. 179МУЖСКОЙ ФАЛЬСТАРТ И… СЕМЕЧКИ.. 181 ЕСТЬ ТАКОЙ ФРУКТ – ПОМИДОР.. 183 О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ.. 184 ЕДА, РОЖДЕННАЯ СМЕРТЬЮ…. 184О ЧЕМ МОЛЧИТ КОТ БОРИС.. 184СУХИЕ И ВРЕДНЫЕ.. 185ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ.. 185ХИМИЯ ЛЮБВИ.. 185МАГИ НА БУМАГЕ.. 186ПОСЛЕСЛОВИЕ.. 188ЛИТЕРАТУРА:. 189СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ К ГИ-ПРОДУКТАМ:. 190ДОСЬЕ НА КОРПОРАЦИИ.. 190«AGREVO». 190«NOVARTIS». 191«MONSANTO». 192«PIONEER HI-BREED» («DU PONT») 195СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (к ГИ-продуктам питания). 196Выражаю искреннюю благодарность Татьяне Давгетьяровой за ту бесценную помощь, которую она оказала автору в работе с англоязычными текстами.
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Люди не умирают, они убивают сами себя»
Сенека
Всем известна сентенция – «Здоровье как погода, пока хорошее – не замечаешь». Замечать же «здоровье» мы начинаем, когда иммунная система уже возопила о помощи, когда физиологические адаптивные реакции организма надламливаются. Нас мучают частые простуды, аллергические реакции, боль в животе или в мышцах.
Однако болезнь может «занять плацдарм» в организме только выведя из строя механизм иммунной системы. Потому важно заблаговременно заботиться о защитных силах, постоянно поддерживать их чувствительность и способность к стремительному реагированию. Многочисленные серьезные научные исследования постоянно доказывают нам, что иммунная «боеготовность» напрямую зависит от того, о чем мы думаем, что и как чувствуем, какие продукты употребляем в пищу.
На первый взгляд может показаться, что между питанием, нашими мыслями и, в конце концов, качеством нашей жизни – нет связи. Но это далеко не так. Наш организм сложнейшая физиологическая система, равной которой нет во Вселенной. В ней все взаимосвязано. Подобно тому, как пища влияет на наши органы и функции, она действует и на наше мышление. Мозг, питаемый насыщенной токсинами кровью, вряд ли сможет хорошо делать свою работу. Поэтому наше мышление и наше здоровье находится в прямой зависимости от того, что мы едим.
Когда начинаешь говорить о последствиях, наступивших в результате употребления некоторых продуктов питания (которых и продуктами-то назвать затруднительно), люди часто отмахиваются: «Да ведь живем же!». Но жить-то можно по-разному – или болея, чуть скрипя, и себе и близким в тягость, или радуясь здоровью и жизни. Вот именно для того чтобы радоваться надо обязательно знать, – что мы едим, и что нужно избегать в любом случае, чтобы не провоцировать возникновения и развития многих заболеваний.
В последние годы не раз сообщалось о людях, страдавших крайней иммунной недостаточностью, но которые «чудесным» образом добились восстановления иммунного баланса благодаря изменению своего отношения к пище. Потому и мы поговорим именно о питании, но не просто о мифическом «здоровом» питании, а о вполне реальных суррогатных продуктах.
Цивилизованный Homo Sapiens отличается от дикаря тем, что не падок на яркий Second Hand западных пищевых технологий. Не дает оболванить себя звонкими, но бессмысленными рекламными словесами. Лишает возможности заработать на своем здоровье недобросовестных производителей «съестного», как бы громозвучно они себя не величали – «Всемирно известная фирма!», «Признанный мировой лидер!», товары, которые «виднейшие представители науки», стоматологи (дерматологи, урологи и т. д.) усиленно рекомендуют и прочему рекламному вздору.
Человек разумный понимает, что его здоровье это его собственность, его бизнес, его гарантия долгой, счастливой жизни. Для дикаря «здоровье» имеет абстрактный смысл, его любимые выражения – «Лучше бы я и не знал!», либо «Если знать из чего делают, то тогда и есть ничего нельзя!» – отдают пещерностью. Мы оставим дикаря в покое, ведь для него — «Жизнь самая вредная штука!». Разумеется, можно полжизни губить здоровье, другую половину жизни его восстанавливать. Но можно свою единственную жизнь посвятить чему-то другому, возможно более привлекательному – «забить гвоздь легко, выдернуть – трудно».
Рекламная ложь о продуктах питания бывает двух видов:
1) явная, беззастенчивая и 2) ложь умалчивания, когда превозносятся некие сомнительные достоинства, а последствия употребление «съестного» умалчиваются. Потому, в условиях сплошного правового бурелома, для российского едока нет более занятнейшей и любопытнейшей задачи, нежели поесть, а после обеда – выжить.
Разумеется, нельзя сказать определенно, какая пища полезна именно вам; у разных людей потребности различны, как различны вкусы, о которых, как известно «не спорят». Поэтому мы не будем говорить о «правильном» или «диетическом» питании. Вообще история развития диетологии напоминает политический детектив: различные виды продуктов то подвергались гонениям, то возводились на пьедестал. В свое время досталось и яйцам, и сахару, и кофе, и сыру, и томатам. Но ныне диетология «остепенилась» и окончательно стала тем, чем, собственно, она всегда и была — мощным средством одурачивания в руках недобросовестных производителей продуктов питания. Которых и продуктами-то – даже условно, при всем желании, – назвать трудно.
Разумеется, шаманские камлания диетологов приносит свои плоды — в советское время коньюктурно ругались дефицитные продукты питания (например, кофе), ныне расхваливаются и рекомендуются только те, что приносят колоссальные прибыли изготовителям.
Читателям, потребляющих, главным образом, «улучшенные» и модифицированные продукты, необходимо будет всерьез задуматься и пересмотреть свой обычный пищевой рацион.
Следует учитывать, что «научная» теория питания появилась в Германии в конце XIX века. Немецкий физиолог Фойт, решив определить, сколько же пищи необходимо человеку, взял среднемесячный заработок немецкого рабочего и, исходя из рыночных цен, прикинул, сколько еды на эти деньги можно купить. Полученное количество снеди он, слегка подкорректировав для мужчин, женщин и детей, окрестил физиологической нормой. Так тихо и без затей появилась на свет «научная» теория сбалансированного, правильного питания.
Согласно «сбалансированной» теории, современному человеку нужно получать в сутки 3000-5000 килокалорий. Цифры, неоднократно опровергнутые самой жизнью. Но… На теории Фойта, как ни в чем не бывало, паразитирует не только основной популяризатор генетически измененных суррогатных продуктов питания – институт питания РАМН, но и скопище всяческих «диетологов». Вовсе не важно – имеют ли они высшее «диетологическое» образование или нет. «Потолочным методом» и поныне конструируются «кормовые теории» и «рекомендации».
Мы не будем занимать внимание читателя описаниями очередной «правильной» диеты, но дадим рекомендации, как вообще избежать вредного воздействия ксенобиотиков, продаваемых ныне под видом еды.
ВВЕДЕНИЕ. ПОД СЕНЬЮ ЗЕЛЕНОГО КРЕСТА
«Ешьте много, ешьте мало, проявляйте гуманизм,
И не суйте что попало в безответный организм»
Игорь Губерман
Один из первых в мире патентов был выдан на «Новый способ защиты доспехов от ржавчины посредством специального масла» (Англия, патент № 4 от 1617 года). Вы думаете, с того времени что-нибудь в составе этого спецмасла изменилось? Абсолютно ничего, кроме упаковки и, разумеется, названия – теперь это антикоррозийная защита, например, кузова автомобиля. Все тот же классический список компонентов преподноситься нам как абсолютно новый, как «последняя» разработка, ну и так далее.
Показательна в этом отношении реклама «оригинального» отбеливателя «Ас», представляющего собой раствор гипохлорита натрия, что и указанно на его этикетке. Парижский фармацевт А. Лабаррак изготовил сей раствор, усовершенствовав способ получения «жавелевой воды», в далеком 1822 году. Сама же «жавелева вода», аналогичная по составу «отбеливателю нового поколения Ас», производилась в промышленных масштабах для отбеливания тканей в парижском предместье Жавель с 1789 года (с начала французской революции!). Кстати сказать, во Франции и поныне средства для отбеливания иногда так и называются – «Жавель».
Все же эта реклама содержит правду – сей «новейший» отбеливатель, в самом деле, прекрасно отбеливает вот уже более двухсот лет. Увы, но это редкий пример несколько лукавой но, в общем-то, безобидной рекламы. Это как в школьном сочинении, дескать, комедию «Недоросль» Фонвизин написал еще в XVIII веке, но работа над этим произведением продолжается до сих пор.
К величайшему сожалению, нынешняя реклама, в основном, ориентирована на закамуфлированный всяческими околонаучными графиками и таблицами преднамеренный обман потребителей. В качестве иллюстрации рассмотрим массированную рекламную компанию под «кодовым» названием «Экологически чистый продукт» с размещенным зеленым крестиком на упаковке товара.
Следует сразу признать, что сконструированная российскими «зелеными» фраза – «Охрана окружающей среды» по сути, абсурдна. Охранять можно только то, что внутри, но никак не то, что снаружи. В сущности, борьба «за экологию» «зелеными» дилетантами в куртках и балахонах из синтетики, весьма лицемерна. Достаточно вспомнить, что в быту они пользуются всеми плодами «химизации», а многие из них на свои «акции протеста» добираются в автомобилях, само собой разумеется, с двигателями внутреннего сгорания. Впрочем, всегда есть «героические» баррикады, по одну сторону которых пусто.
Ныне порожден новый рекламный спецэффект в виде очередной бессмыслицы – «Экологически чистый продукт» и – для пущей убедительности – «благостного» зеленого крестика на упаковке товара. Все же давайте определимся с терминами: экология (греч. oikos — дом, жилище) – это наука о связях живых организмов между собой и с окружающей средой. Объектами экологии могут быть популяции, сообщества, биосфера, но никак не продукты питания.
Тем не менее, великой миссией раздачи самим себе индульгенций под названием – «Экологически чистый продукт» и награждениями самих себя зелеными крестами, увлекаются все больше и больше производителей пищевых продуктов[1]. Однако, все ссылки на признание «экологичности» продукта всевозможными «зелеными», а так же товароведческими организациями, крайне курьезны и не более чем рекламное пустозвонство.
За визирование «челобитных» от производителей, никакой юридической ответственности сообщества «экологов» и «проекты» товароведов – не несут. Здесь надо уточнить: товароведение всего лишь «изучает» классификацию, стандартизацию, закономерности формирования ассортимента и спроса товаров и условия его хранения. Дело, конечно, нужное, но ни к сырью, ни к производственной, технологической цепочке изготовления продуктов питания они не имеют никакого отношения. Кроме того, вместо «классификации», «формирования ассортимента» и прочих своих обязанностей, «сообщество» товароведов занимается не своим делом. Более того, делом, стоящим вне их компетенции. Остается только всед за Козьмой Пруткым констатировать – до жути простенько все – желаешь быть «экологически чистым»? Будь им!
Наше сознание засорено стереотипами и в этом мы, действительно, оригинальны. Мы изначально с большим доверием относятся к «авторитетным» интерпретациям толкователей и обозревателей потребительчкого рынка, придавая им большее значение, нежели, собственно, самой информации. Один из самых устойчивых стереотипов является доверие мнению «специалистов» и прочих ученых и академиков, безмерно обогативших науку своим присутствием в ней. И твердая вера в достоверность рекламы – дескать, коль на всю страну вещают, стало быть, это правда. Отнюдь нет! Это нашему сознанию свойственно наделять всамделишными качествами практически любое рекламное сообщение, тем более «подкрепленное» мнением всевозможных «экологистов».
Любой гражданин буквально за один день может зарегистрировать «проект» или «союз», назвать его, скажем – «Ассоциация потребителей Санкт-Петербурга и Северо-Запада». А после выпускать пресс-релизы и выдавать страждущим свои значки, например, «Одобрено Ассоциацией потребителей Санкт-Петербурга и Северо-Запада». Но какова будет цена и достоверность подобной «оценки»?
Если следовать заумной логике «награждателей», то в будущем следует ожидать продукты с двумя зелеными крестиками, с тремя и, возможно, даже «полных кавалеров» о четырех крестах. Да и впрямь, чего мелочиться – крестами кашу не испортишь, однако, и полезней благодаря им она не станет. Тем более что зеленые крестики в любом количестве на упаковке товара, не влекут за собой каких либо дополнительных обязательств перед потребителем.
Кроме того, «крестовая» возня предполагает, что есть продукты питания как бы съедобные, но как бы не очень; а есть «экологически чистые», которые как бы уже абсолютно съедобные. Ну, а уж за продукт питания, который можно и взаправду есть, цену можно вполне «оправдано» взвинтить.
В США уже десять лет «гуляет» по овальным, квадратным и прочим кабинетам проект документа, дословное название которого – «Производство натуральной еды». Но он не принят, так как окончательно не определено, как отделить «чистых» от «нечистых».
В России единственная организация, имеющая право выдавать производителям «экологические» сертификаты – Госстандарт. Но эта добровольная сертификация и она ничем не отличается от «обычной» экспертизы, так как российским законодательством не установлено, что можно считать «экологически чистым». Посему – «экологический» сертификат по «весу» равен «обычному». Уточним, речь идет о государственной, а не о частных организациях, выдающих за определенную плату направо и налево, свои «заключения» об «экологичности». Следует обязательно помнить – юридическую силу имеет только сертификат соответствия ГОСТу выданный Госстандартом РФ, в Петербурге это Тест-С.-Петербург (ул. Курляндская, д. 1).
Апофеоз «крестового похода» – суррогатные продукты, маскирующиеся под настоящие, это разномастные маргарины, с непременным зеленым крестиком на фантике; «экологически чистая» колбаса и сыр из трансгенной сои; йогурты-долгожители с аспартамом и прочие «крестоносцы» из «чистого» легиона. Дошло до того, что даже на упаковке сушеных бананов, выращенных во Вьетнаме, стоит гордая надпись: «Экологически чистый натуральный продукт, готовый к употреблению». Если увидите сей продукт, знайте – никакого сертификата у него быть не может. Территория Вьетнама отравлена дефолиантом «Оранжевый Агент», вовсю применявшийся американцами во время войны 1964-73 гг. для демаскировки вьетконговцев. Оттого вьетнамцы ныне вынуждены применять недопустимое количество химических удобрений для получения более-менее приемлемого урожая тех же бананов.
Чистота и натуральность сырья самого продукта относительна, кроме того, большие сомнения вызывает упаковка товара. Например, для изготовления оболочек для «экологически чистых» колбас и сыров применяют поливинилиденхлорид или ПВДХ (синтетический полимер, производное ПВХ). Ныне наиболее известные торговые марки полимеров ПВДХ – «повиден» (Россия), «саран» (США), «курэхалон» (Япония).
В России пионером производства упаковок для колбас и сыров на основе ПВДХ является волгоградский завод «Каустик». Упаковки из ПВДХ очень дешевы и «технологичны», что и содействовало их широкому распространению.
В 70-х годах Минздрав СССР разрешил использовать полимер марки ВХДВ-65 на основе ПВДХ в производстве колбасно-сырных покрытий, несмотря на опасность перехода токсичных примесей из оболочки в сам продукт. Вероятность подобного перехода, в те далекие годы, немного изучали на лабораторных животных и установили, что токсичность водных вытяжек незначительна. Однако не были проведены эксперименты с жирами, входящими в состав продуктов, а способность жиров вытягивать из полимеров ядовитые пластификаторы и стабилизаторы, давно и хорошо известна.
Беспокойство вызывает собственно не сам ПВДХ, а вещество, из которого его производят – мономер (этилен, стирол, бутадиен, фенол и т. д.), некоторое количество которого неизбежно остается в упаковочных пленках. Более чем тридцать лет назад было выявлено, что у лабораторных мышей под действием материалов из ПВДХ развиваются гемангиосаркомы (рак) печени и почек, но подобные «пустяки» производителей «наполнителей» этих упаковок не интересуют.
Из ПВДХ изготовляют не только оболочки для колбас и сыров, его добавляют в упаковочную бумагу для мороженого, наносят на внутренние поверхности картонных емкостей для молока, сметаны и йогурта и т. п., безусловно, на многих этих продуктах стоит гордое – «Экологически чистый».
Но существует и другой класс «экологический чистых» продуктов. Коварных, закамуфлированных и в нейтральных упаковках. Например, в стеклянной баночке «Экологически чистой» «Атлантической сельди в собственном соку» «сидит» Е-239 (Hexamethylene Tetramine или гексаметилентетрамин). Гексаметилентетрамин в основном используют как отвердитель фенолоформальдегидных смол. Кроме того, он известен медикам как «Уротропин» (применяется в частности при пищевых отравлениях), а туристам-альпинистам, как походное горючее – «твердый спирт».
Сам по себе гексаметилентетрамин консервантом быть не может. Но все же в этом качестве употребляется. Сей феномен объясняется просто – в кислой среде гексаметилентетрамин распадается с образованием формальдегида, а это вещество, в силу своей колоссальной ядовитости, обладает консервирующими свойствами. Формальдегид (Е-240) – канцероген, и в качестве консерванта повсеместно запрещен.
Это один из массы примеров, когда производители используют гексаметилентетрамин (Е-239) для банальной маскировки формальдегида в продуктах. Увидев в списке ингредиентов лукавое – Е-239, лучше сразу отказаться от покупки этого «Экологического чистого» продукта, разумеется, если вам дорого ваше здоровье.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА: Статья 7 Закона РФ «О рекламе» запрещает рекламу, в которой «…присутствуют несоответствующие действительности сведения в отношении использования терминов в превосходной степени, если их невозможно подтвердить документально».
Статья 182 УК РФ «Заведомо ложная реклама», устанавливает довольно жесткое наказание (до трех лет лишения свободы), за «использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов)».
Дондуков В. Н. член Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов.
РЕЗЮМЕ:
Нормальному товару вовсе не надо рекламировать себя «экологически чистым» образом, как не нуждается он и в оценках «экологов» или «товароведов» – «Вологодское масло» или, скажем, сахар-рафинад у нас пока еще не пожалованы «экологически чистого» звания, но вполне отличного качества.
К мифической аргументации прибегают, как правило, недобросовестные производители пищевых продуктов. Громогласное самовозвеличивание – «Всемирно известная фирма!», лукавые утверждения – «Изготовлен по традиционным технологиям» не стоят выеденого яйца. Помните, ведь, речь идет о вашем здоровье. О заведомо лживом – «Имеется сертификат мирового уровня» даже и говорить не стоит – в природе нет и быть не может организации, выдающей подобные универсальные сертификаты, обязательные и единые для всех стран. Посему в сложившихся условиях следует принимать и бессмысленное словосочетание «Экологически чистое» только, лишь, как факт, настораживающий и не заслуживающий доверия. Вполне разумно проявить в этом случае осторожность и просто отказаться от покупки подобного товара.
В современном мире торговая марка – основной капитал фирмы, а добросовестные производители слишком дорожат своей репутацией, чтобы прибегать к дешевым и заведомо не только неэтичным, но, порой, и противозаконным рекламным трюкам.
Помните: симбиоз «экологов» и производителей съестного, как и положено всякому симбиозу взаимовыгодный. Сообщества «экологов», «товароведов» и «проекты» всяческих «экспертов» выражают, лишь, свое частное мнение, законной силой не обладающее. Говоря образно, все их «решения» и «постановления» имеют силу только в пределах их офисов. Да и то – силу не закона, но желательности. «Товаровед – товароеду не товарищ». У них, если так можно сказать, функции разные.
Вовсе неспроста многие «сообщества» имеют перед названием либо две буквы «О» – «общественная организация», либо три буквы «О» – «ООО», что означает «общество с ограниченной ответственностью». «Сообщники» не любят указывать О-буквенный факт, но, тем не менее, нам следует его обязательно учитывать, дабы не попасть впросак. К тому же, всевозможные союзы должны указываться в обязательных кавычках, например – «Союз товароведов Северо-Запада», потому что это наименование общественной или коммерческой организации, а не имя собственное, как скажем, Госстандарт РФ.
ГЛАВА 1. ЖИРЫ, МАЙОНЕЗЫ, МАРГАРИНЫ – ЕДА С ПОДВОХОМ
«В здоровом теле – здоровый дух!»
Римский поэт и сатирик Ювенал
(около 60-140 гг. н.э.)
МАСЛО НЕМАСЛЕННОЕ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ:
Россия с 1822 по 1914 года поставляла в Европу сливочное масло. С тех пор на мировом рынке, например, топленое сливочное масло называют «Русское масло». Ныне же в России, по оценкам экспертов Минэкономики, фальшивки на тему сливочного масла достигают до 90% (!) «сливочных» и «топленых» масел. Жуткая цифра. Но нет оснований не доверять экспертам, особенно, если учитывать наплыв суррогатного импорта, что объясняется его дешевизной «там» и возможностью свободно, безнаказанно сбывать его «здесь», получая сверхприбыли.
Разумеется, не ГОСТом единым жив человек, тем более, принимая во внимание, что Российский стандарт на масло коровье (сливочное) не соответствует европейским нормам. Из восьми видов масел, представленных в ГОСТе, только три в странах ЕС признают собственно сливочным маслом: это «Вологодское», «Несоленое сливочное» и «Топленое». Остальные виды отечественных масел причислены просто к миксам (от английского mix — смесь).
Во всем мире сливочным маслом называется продукт, изготовленный из натуральных молочных сливок, и жирностью не менее 82,5%. Все остальное – уже не сливочное масло. А, учитывая «наполнители» и «улучшители», применяемые для замены натуральной основы, подобный продукт нужно называть своим именем – эрзац-масло – маргаринами, намазками-спредами и так далее, столь же «облегченное» и «диетическое».
Нам остается грустно констатировать и полностью согласиться с экспертом «Известий» Александром Мельниковым, что ныне Россия – «Страна неправильных бутербродов».
СПРАВКА: ПРИЗНАЮТ, НО НЕ ВСЕХ
Сейчас НИИ молочной промышленности разрабатывает к ГОСТ 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя» дополнение «Продукция молочная. Термины и определения».
С выходом нового стандарта сливочным маслом будет именоваться только продукт, полученный из молочных сливок и жирностью не менее 82,5%. Все прочее: «Масло мягкое», «Масло городское», «Масло десертное» и т. д., и т. п. будет называться своим настоящем именем – маргарин.
Кстати, тогда производители утратят возможность взвинчивать цены на свои копеечные «диетические» суррогаты.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА:
Эмульгаторы, консерванты, регуляторы кислотности, ароматизаторы и красители выдают в продукте самый настоящий маргарин.
Александр Мельников, кандидат медицинских наук, эксперт «Известий».
ПРИРОДА ИХ НЕ СОЗДАВАЛА
Успехи органической химии в середине XIX века поражали обывательское воображение. В 1856 году Либих изобрел «мясной экстракт Либиха», ныне известный, как бульонные кубики. Многим почудилось, что наступает если и не всемирная, то всеевропейская эра пищевого изобилия. Однако изобилия, полученного не на полях и фермах, а в химических лабораториях и комбинатах.
Огромное количество дешевых жиров – растительных, бросовых китовый и прочих ластоногих – казались наиболее перспективными для «созидания» новых, невиданных доселе продуктов питания. И в 1869 году, пропустив водород через нагретое до высокой температуры растительное масло, химики получили твердый жир. Столь твердый, что годный лишь для изготовления свечей и в мыловаренном производстве.
Процесс насыщения цепочек молекул атомами водорода назвали – гидрогенизацией (гидрированием), а полученное вещество нарекли стеарином (от греч. stear – твердый жир, сало), и, засучив рукава, продолжили эксперименты с жирами. Однако только в 1902 году американец Норман сумел создать условия, при которых гидрогенизация происходила не до конца, и в итоге получалась пастообразная жировая масса. На первый взгляд, ничего, кроме консистенции и замены отвратного запаха другим, не менее отвратным, в жирах не изменилось. Все же, не так все просто: при гидрогенизации происходит ломка и перекручивание молекул жирных кислот, в результате которых создаются молекулы-уроды – трансизомеры жирных кислот, говоря проще – трансжиры (синонимы – trans fats, trans fatty acids).
Полученный синтетический жир «накачали» красителями, консервантами, антиоксидантами, эмульгаторами и громогласно объявили, что изготовлен новый вид пищевого продукта, так сказать, аналог сливочного масла – маргарин (от франц. margarine).
В начале ХХ века производство маргарина едва теплилось – себестоимость суррогата (от лат. surrogatus – взамен) оказалась высокой, а убедить потребителей не только в безвредности, но и в его съедобности, не представлялось возможным. Еще не был найден главный аргумент «диетичности» – холестерин, на который впоследствии свалят все грехи и болячки. Вернее, не сам холестерин, известный еще с XVIII века, а жупел холестериновой теории атеросклероза от Аничкова.
Судьбу маргарина резко изменила Первая мировая война, когда из-за острой нехватки продуктов питания начался массовый выпуск эрзац-масла в химически развитой Германии. Маргарин внедрился в ряды натуральных продуктов питания, став привычно-обычным, чуть ли не традиционным. После войны производители не остановили производство: благодаря новейшим технологиям себестоимость маргарина составляла пфенниги. По существу был открыт новый способ получения сверхприбылей практически из воздуха. И в 1930 году к маргариновой цивилизации приобщился СССР: в Москве, с помощью дружественной тогда Германии, был построен «Московский маргариновый завод». Ныне (на март 1998 года[2]) ОАО «Московский маргариновый завод» благополучно продан англо-голландской компании «Unilever» (производитель знаменитой «Rama», запрещенной к продаже в странах ЕС).
В СССР о трансжирах просто молчали. При тотальном дефиците продуктов «диетический» маргарин, произведенный чуть ли не из подручных ингридиентов, был незаменим. Мнение штатных «специалистов по питанию» в стране советов (как и сейчас!) сводилось и сводится к тому, что, дескать, опасность трансжиров выдумана «буржуинскими», продажными журналистами.
До эпохального открытия маргарина природные жиры (липиды) подразделялись всего на два вида: животные и растительные. Консистенция жиров и их вкус обусловливались различным соотношением насыщенных и ненасыщенных жирных кислот. Чем больше насыщенных жирных кислот, тем выше температура плавления жира (твердость). Насыщенные жиры содержатся преимущественно в животных жирах: сале, сливочном масле, рыбе – т.е. в тех продуктах, где обязательно присутствует крайне необходимый организму холестерин.
СПРАВКА
Вопреки расхожему мнению, жирная пища полезна. Особенно в российском холодном климате или при интенсивном физическом труде. Нашим мышцам требуется другая энергия, нежели мозгу. Если ваша работа связана с большими физическими нагрузками или пребыванием на улице, то простое сало с куском обычного хлеба окажется гораздо уместнее экзотического овощного салатика. Именно жиры, выделяя энергию, поддерживают в нашем теле постоянную нормальную температуру.
Растительные жиры в обычных условиях – жидкие. Но есть и твердые: кокосовое и пальмоядровое. Пальмоядерное или пальмовое масло после гидрирования (гидрогенизации) принято называть гидрожиром. При таянии во рту этот гидрожир придает продуктам неприятное ощущение салистости.
Растительные масла в основном содержат ненасыщенные жирные кислоты – линолевую (Омега-6), линоленовую (Омега-3), арахидоновую (характерная в основном для животных жиров). Это незаменимые пищевые вещества в процессах обмена веществ, особенно холестерина. К примеру, они ускоряют его выведение из организма, повышают эффективность липотропного действия холина, являются материалом, из которого в организме образуются простагландины. Поэтому эту группу веществ иногда называют витамином F (от англ. «fat» — жир). Однако витаминная природа непредельных жирных кислот многими исследователями оспаривается и поэтому их теперь правильнее называть незаменимыми или эссенциальными жирными кислотами.
Промежуточное место между насыщенными и полиненасыщенными жирами занимают мононенасыщенные жиры: оливковое, арахисовое и масло канолы.
Куда же поместить синтетический жир? Неведомо. Но маргариновые монстры с упорством лучшего применения продолжают его выделять в «особую», «диетическую» жировую нишу.
НЕ ДО ЖИРУ, БЫТЬ БЫ ЖИВУ
Пройдя процесс гидрогенизации, накопив трансжиры и став твердым, маргарин лишается права называться растительным или натуральным жиром. Но помимо синтетического жира (маргарина) трансжиры содержатся в разрыхлителях теста, баночно-бутылочных соусах и абсолютно всех майонезах. Собственно, во всех рафинированных и гидрированных продуктах обязательно находятся от 25% до 50% трансжиров от всего количества жирных кислот, тогда как в натуральных продуктах их не более двух процентов.
Учитывая нынешнюю популярность майонеза, очевидно, следует уточнить: майонезом продукт может называться лишь в том случае, если его жирность выше 15 %, все что ниже – соусы, имеющие к «соусу провансаль» весьма относительную причастность. Кроме того, майонез не должен, согласно ГОСТу, содержать консерванты и антиоксиданты. А вот называть любой майонез не то что полезным, но и безвредным продуктом, можно только в состоянии глубокого транса.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА:
Если на этикетке упаковки майонеза в поле «Изготовитель» стоит «ЗАО», «ООО» или вообще «ИП», стоит насторожиться. Такие предприятия очень часто руководствуются в своей работе не ГОСТом, а куда более «гибкими» и «расплывчатыми» ТУ (техническими условиями), которые, собственно, сами для себя и разрабатывают и утверждают.
Ни в коем случае нельзя покупать майонез в полиэтиленовых тубах, наподобие мягкого творога, это стопроцентное нарушение технологии. Майонез не хранят в полиэтилене, так как уксус и растительное масло входящие в состав майонеза вступают с полиэтиленом в реакцию и разъедают его.
И еще один секрет: полезные сведения о составе майонеза можно почерпнуть из информации о сроке его хранения. Потому что время, за которое продукт остается свежим, зависит, кроме условий хранения, еще и от наличия консервантов и антиоксидантов. В российском майонезе, по действующим у нас нормативам, эти добавки использоваться не должны.
Оптимальная температура хранения любого майонеза – от -2 до +6 градусов. В этом режиме низкокачественный российский майонез хранится две недели; высококачественный российский — два месяца; высококачественный импортный без консервантов — пять месяцев; майонез с консервантом — полгода и более.
Тамара Коткова, заместитель генерального директора Ассоциации мыловаренных и масложировых производителей «Союзмаргаринпром».
О «сидящих» сверх всякой меры в любом маргарине спреде (от англ. spread – «намазка») и кулинарном жире трансжирах, предпочитают умалчивать. Обет молчания вовсе не случайнен: снизить в суррогате содержание холестерина – просто, избавиться же от трансжиров без резкого повышения себестоимости продукта – невозможно. То, что трансжиры чрезвычайно токсичны, обладают свойством накапливаться в организме и порождают тяжкие последствия: стресс, атеросклероз, болезни сердца, рак, гормональные сбои (к примеру — ожирение) и т. д., стало известно в далеком 1958 году, когда в США опубликовали результаты научных исследований. Однако тогда маргариновым монстрам удалось «перекинуть» проблему трансжиров на холестерин, объявив главным врагом здоровья именно его. А как панацею, чуть ли не от всех болячек, предложили «новый диетический продукт»… маргарин.
В западных странах голословные утверждения о диетичности синтетики мало кого убедили, а обстоятельные американцы даже подсчитали, что если они заменят всего лишь два процента калорий, поставляемых гидрированными жирами, на полезные полиненасыщенные жиры, риск заболеваний сердца сократится на 53%! Если же снизить потребление маргаринов только лишь на 3%, то смертность от сердечно-сосудистых заболеваний только в США снизится на 5 тысяч случаев в год, а число инфарктов – на 17 тысяч! Это не были скороспелые выводы, результаты многократно проверялись, и потому только лишь через 41 год – с 1999 года в США на упаковках в таблице Nutrition facts стали указывать и общее количество трансжиров в продукте, и сколько их в каждой отдельной порции продукта. Жиры-уроды включены именно в число вредных насыщенных жиров, что и отмечено особо.
Помимо США маркировка с указанием количества трансжиров в продукте обязательна в четырнадцати странах ЕС. Нам же остается только надеяться, что и мы когда-нибудь узнаем, что в действительности мы едим под видом «облегченного» или «диетического масла». Но можно предложить простой бытовой способ отличия суррогата от натурального продукта: если посветить люминесцентной лампой на маргарин, то увидим голубоватый оттенок; при подсветке на сливочное масло – желтый. Этот способ помогает в 9 случаях из 10.
Итак, по данным UCS-INFO 447 от 15.07.99[3], многолетние научные исследования установили, что трансжиры повинны:
- 1. в ухудшение качества молока у кормящих матерей; кроме того, трансжиры с молоком передаются младенцу;
- 2. в рождение детей с патологически малым весом;
- 3. в увеличение риска развития диабета;
- 4. в нарушение обмена простагландинов – биологически активных веществ, регулирующих в организме множество жизненно важных процессов;
- 5. в нарушение работы фермента цитохром-оксидазы, играющего ключевую роль в обезвреживании химических веществ, канцерогенов и некоторых лекарств (ксенобиотиков);
- 6. в ослабление иммунитета;
- 7. в снижение уровня мужского гормона тестостерона и ухудшение качества спермы.
Достоверно установлено, что трансжиры резко снижают стрессоустойчивость, а «модная» бесхолестериновая диета в десятки раз повышает вероятность развития депрессии и даже суицидов. Думается, Вы согласитесь с тем, что вывод однозначен – употребление гидрированных или частично гидрированных масел в пищу просто преступно по отношению к самому себе. Кстати сказать, о «диетичности» маргаринов прекрасно осведомлены «братья наши меньшие» — маргарин может лежать вне холодильника чуть ли не годами и при этом никак не заинтересует мух, грызунов и даже (!) тараканов.
В июньском номере 1999 года очень серьезный и уважаемый «New England Journal of Medicine» в очередной раз подвел скорбные итоги влияния маргаринов на сердечно-сосудистую систему: «Научные исследования постоянно преподносят нам свидетельства того, что потребление трансжирных кислот увеличивает риск ишемической болезни сердца». Кстати, двумя годами ранее (в 1997 году) именно «New England Journal of Medicine» впервые обнародовал результаты 14-летнего наблюдения за 80 тысячами (!) медсестер. Было выявлено, что среди фанаток продуктов с трансжирами смертность от ишемической болезни сердца и инфарктов миокарда значительно выше, нежели у медсестер, избегавших продукты с жирами-уродами.
ТРАНСЖИРНО-КЛЕТОЧНЫЙ «БЛОКПОСТ»
Уточним, в чем же все-таки вредность трансжиров. Мы упустим описание сложнейшего процесса метаболизма (усваивания) липидов, потому что для трансжиров картина будет выглядеть предельно просто: трансжиры попросту блокируют пищеварительные ферменты и никакого метаболизма практически не происходит.
Попав всеми правдами и неправдами в клетку, гидрогенизированный жир прекращает процесс переноса питательных веществ сквозь мембрану внутрь клетки, в результате – клетка не получает полноценного питания и накапливает токсины. Не вызывает сомнения, что энергетическая недостаточность клетки – универсальный исход практически всех форм психосоматических патологий. Согласно современным представлениям, к метаболическому синдрому можно отнести артериальную гипертензию, дислипидемию, атеросклероз и ишемическую болезнь сердца, а так же инсулиннезависимый сахарный диабет (DeFronzo R.A., Ferrannini E, 1991; Mikhail N., 1999; Kortelainen M. L., Sarkioja T. 1999).
Другими словами, патологические изменения в регуляции метаболизма или в самом метаболизме, закономерно ведут к развитию заболеваний. Известно так же, что если эти заболевания уже имеются, то полный отказ от суррогатов позволяет уменьшить их проявления, улучшить контроль, или даже добиться ремиссии (период, в течение которого заболевание не проявляет себя). Однако для этого нужно не менее двух лет полного отказа от трансжирной пищи – маргарина, рафинированного растительного масла, всех видов майонезов, кетчупа, картофеля-фри, чипсов и так далее.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА:
У трасжиров есть и другие грехи. Вот один из них: у представительниц прекрасного пола, не брезгующих такими жирами, рак груди встречается чаще на 40 процентов.
Кандидат медицинских наук Александр Телегин, «Cosmopolitan», журнал издательства «Independent media».
В процессе эволюции человек не встречался с органическими соединениями, именуемых ныне переэпирифицированными, гидрированными и гидрогенизированными жирами. Именно поэтому: как и чем их усваивать, а после – освобождаться от продуктов распада, организм просто не знает. Вероятно, многим знакома угнетающая тяжесть желудка и странная вялость после обильной трансжирной еды (кетчупы, спреды и т. п.). Многим знакома и выворачивающая наизнанку рвота, когда праздничное застолье «украшает» пресловутый салат «оливье»: к алкогольной интоксикации (опьянению) приплюсовывается майонезная (от 25% до 50% трансжиров!) – рвота в данной ситуации всего лишь вынужденная, защитная физиологическая реакция организма.
Нынешний дележ суррогатов на «бутербродные», «столовые», «специальные для аллергиков», «для жарки» и т. п. – всего лишь рекламные спецэффекты. Меняется только процентное содержание изуродованного жира, но суррогат остается суррогатом. Одним словом, в составе «мягких», «облегченных сливочных» и прочих маргаринов, присутствующих на вашем столе, содержатся до 50% закамуфлированных под «диетичность» ксенобиотиков (от греч. xenos — чужой и bios – жизнь; чужеродные для организма соединения).
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА:
Как это ни удивительно, ученые в полной мере осознали значение постоянного присутствия чужеродных веществ в пище совсем недавно – в 50-е годы. Тогда же было дано и определение понятию «чужеродное вещество», «чужеродное соединение» (ксенобиотики) – это вещество, которое данный организм не может использовать ни для производства энергии, ни для построения каких-либо своих частей.
В.М. Бреслер, доктор медицинских наук, Институт эволюционной физиологии и биохимии имени И.М. Сеченова АН СССР, «Наука и Жизнь» № 7, 1989 г.
ЖИР ЖИРУ НЕ ТОВАРИЩ
«И саго, употребленное не в меру, может причинить вред»
Козьма Прутков
Традиционно считается, что ненасыщенные жидкие жиры (растительные масла) чрезвычайно полезны, как бы в противовес твердым, «холестериновым» собратьям «по жиру». Дескать, растительные жиры препятствуют развитию атеросклероза, болезней сердца и так далее. Но нерушимым остается факт – во всех серьезных научных работах после обрядового перечня пользительности сих масел, обязательно указывается, что они никого и никогда не избавили от атеросклероза, и нет ни научных, ни статистических данных подтверждающих профилактику ими самой «болезни века». Однако достоверно установлено, что при регулярном употреблении растительные масла вызывают расстройство желудочно-кишечного тракта, способствуют образованию конкрементов (камней) в желчевыводящих путях, помимо того, рафинированные масла содержат до 25% токсичных трансжиров. Именно рафинированные. К нерафинированным уже иные, по существу, пустячные претензии. Кстати сказать, это именно те 25% трансжиров, которые некоторые российские диетологи и прочие «специалисты по питанию» по обычной своей безграмотности постоянно путают с… холестерином, который, как известно, бывает только в жирах животного происхождения.
ПО СТЕПЕНИ ОЧИСТКИ (РАФИНАЦИИ) ВСЕ РАСТИТЕЛЬНЫЕ МАСЛА ДЕЛЯТСЯ НА 4 ГРУППЫ:
- Неочищенные масла. Масло процеживается для удаления твердых примесей. Имеют темный цвет, сильные аромат и вкус, свойственные данному виду масла. Обычно дают большой осадок, содержащий фосфалипиды (фосфатиды) – ценные биологически активные соединения. Осадок нужно взбалтывать и употреблять в пищу вместе с маслом (пока оно свежее).
- Гидратированные масла получают обрабаткой горячей водой или паром для удаления фосфатидов. При этом масло освобождается и от остатков белков и слизистых веществ. Гидратированное масло светлее неочищенного и почти не дает осадка.
- Рафинированные недезодорированные масла. Получают, кроме того (см. метод получения гидратированных масел), за счет обработки щелочью для удаления свободных кислот (очень ценных компонентов).
- Рафинированные дезодорированные масла. Масла подвергаются воздействию острого пара под вакуумом для извлечения пахучих веществ. В результате масло становится почти прозрачным, лишенным всякого запаха и каких-либо полезных свойств.
Некоторые специалисты считают, что рафинированные масла способствуют росту раковых клеток. Однако автору не удалось найти достоверных источников подтверждающих или опровергающих это предположение. Посему предлагаем принять это к сведению, но только как предположение и не более того.
ВАЖНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
Хлопковое масло без очистки употреблять в пищу категорически нельзя, поскольку оно содержит сильнейший яд – госсипол. Этот яд удаляется только при термообработке или рафинации. Вероятно, отсюда и происходит древняя традиция: при приготовлении плова хлопковое масло предварительно сильно прокаливают.
Прокаливать можно и нужно только хлопковое. Если вы для приготовления плова используете подсолнечное масло, то прокаливать его категорически нельзя, т. к. в нем в результате перегрева образуются канцерогены.
Помните: прокалка хлопкового масла существует не для придания неких вкусовых качеств (как это, как ни странно, говориться в поваренных книжках), а только для обезвреживания масла – разрушения ядовитого госсипола.
СОВЕТ:
Чтобы мутное подсолнечное масло стало прозрачным, добавьте на литр масла чайную ложку соли. Через три дня перелейте его в другую бутылку.
Жирные кислоты – органические кислоты; в организме присутствуют в свободном состоянии и в состоянии нейтральных жиров (моно-, ди- и триглицеридов), фосфолипидов и других липидов, являющихся основным структурным компонентом клеточных мембран. Кстати сказать, триглицерид азотной кислоты известный многим как нитроглицерин.
Окисление жирных кислот важнейший процесс в организме, обеспечивающий около половины всей энергии, поставляемой в результате окислительных процессов, протекающих в печени, почках, миокарде и в мышцах (в состоянии покоя).
Однако практически любая кулинарная обработка кардинально изменяет состав жиров, например, во фритюрном жире при приготовлении пирожков, картофеля-фри, френч фрайза, чипсах и прочего, пахнущего прогорким жиром. При t 200-250° С происходит нарастающее образование канцерогенных веществ, разрушаются важная линоленовая кислота, фосфолипиды, и говорить о биологической ценности продукта уже нет смысла. Жир неизбежно впитывается сам и передает канцерогены в основной продукт – котлету, картофель и т. д.
Расплавленный жир в емкости, где жарятся, например, пончики или пирожки, может находиться не более шести жарочных циклов. После – он (а это уже олифа) должен обязательно сливаться и утилизироваться для технических нужд, емкость – тщательно промываться и заполняться свежим жиром на последующие шесть циклов. Вы можете самостоятельно проверить, как выполняется это требование и задать «цикличный» вопрос в ближайшей шаверме. Думается, что ответ известен заранее – никак не выполняется. Более того, подавляющее число шавермщиков даже слыхом не слыхивали об этом обязательном санитарном требовании.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА: Трансжиры, на которых жарятся пышки или картофель в фаст-фудах и шавермах, – это промышленные жиры, не имеющие ничего общего с растительным маслом на вашей кухне. Они дешевы, поэтому их и используют в общепите. Но помните – с каждым кусочком в ваш организм попадает тотальный яд – диоксин, губительный для иммунитета.
Диетолог Марина Лисицына, спортивный центр «Ардис».
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА:
Не употребляйте в пищу прогретое растительное масло, включая маргарины, так как они богаты трансжирами, содержащими свободные радикалы, приводящими к синдрому хронической усталости и заболеваниям толстого кишечника.
Главный врач санатория «Самарский», член-корреспондент РАМТН, кандидат медицинских наук Людмила Дровянникова.
НАША РЕКОМЕНДАЦИЯ:
Кукурузные отруби связывают мутагены, препятствуя им воздействовать на организм. Следует особо отметить: не генетически модифицированная кукуруза, а – природная. Отсюда следует, что использовать можно только отечественную кукурузу и ни в коем случае не импортную, например, американскую.
Кукурузные отруби снижают на 92% мутагенное действие канцерогенов динитропирена и гетероциклических аминов, образующихся при обжаривании, например, рыбы или мяса.
Канцерогенные вещества прочно связываются с отрубями, которые практически не усваиваются организмом человека и выводятся из него.
Но вернемся к эрзац-маслу. Что только не делали с маргарином: рафинировали и дезодорировали – устраняли несносный запах и своеобразный привкус. Однако, несмотря на все усилия, желаемого «сливочного» вкуса добиться так и не смогли. Более того, в натуральных составляющих маргарина, проходящих через технологическую цепочку, разрушаются биологически активные вещества. В результате на выходе мы имеем «мертвый продукт», который нам и преподносят как «диетический», свободный от холестерина, но «тайно» напичканный трансжирами-отравителями.
Объявив маргарин диетическим, «позабыли» сказать, что «вредный» холестерин служит сырьем для производства практически всех гормонов (например, половых стероидов) и витамина D, а ведь стероидные гормоны относятся к естественным антиоксидантам, предупреждающим преждевременную старость. Кроме того, организм должен получать холестерин извне, а усваивать способен не более 2% от общего содержания его в пище. Так что же это такое – холестерин? Сколь вреден он, да и вреден ли?