"Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка - это его личный опыт познания в первые три года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Ни один ребенок не рождается гением, и ни один - дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно.
Меня часто спрашивают, помогает ли раннее развитие воспитывать гениев. Я отвечаю: "Нет". Единственная цель раннего развития - дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым. Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, забитых и агрессивных ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышленым и с твердым характером.
С моей точки зрения, основная цель раннего развития - это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в "хороший" детский сад и начальную школу. Главное - развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире. Робость малыша в присутствии незнакомых людей - доказательство развития способности распознавать образы.
Между тем из изложенного выше ясно, что все должно быть наоборот. Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим и ласковым, а когда он начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его волю, его "Я". Выражаясь точнее, родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление.
Почаще берите ребенка на руки. Малыш обижен, но мама берет его на руки, и он перестает плакать и улыбается: кому не знакома такая ситуация, каждый родитель испытывал подобное сотни раз. Но традиционная мудрость предостерегает мам, которые берут детей на руки всякий раз, когда надо их успокоить, так как у ребенка может выработаться привычка добиваться плачем исполнения своих желаний. Он не успокоится, как бы вы его ни утешали, пока его не возьмете на руки, - пугают родителей. Так ли это? Если относиться к этому, как к предупреждению против слепого обожания своего ребенка, я могу с этим согласиться. Но я категорически против того, чтобы понимать это буквально. Я уверен, что ребенка следует брать на руки как можно чаще. Для младенца, который не знает другого пути самовыражения, плач - единственное средство привлечь к себе внимание. Когда он плачет, это значит, что он о чем-то просит, и оставить его просьбу без ответа - значит лишить его с самого начала общения. Здравый смысл доказывает, что общение ребенка с матерью, и особенно, тактильное общение, очень важно для его умственного развития. Я поощряю привычку как можно чаще брать детей на руки. Потому что мне хочется, чтобы у каждого ребенка было достаточно этого общения, соприкосновения с родителями, и я вижу в этом важнейший фактор формирования отзывчивого человека.
Не бойтесь брать ребенка с собой в постель. Как привычка "держать ребенка на руках", так и привычка "спать вместе с ребенком" осуждалась в Японии как нежелательная, доставшаяся в наследство от предыдущих поколений. Конечно, трудно, если ребенок засыпает только, когда один из родителей ляжет с ним рядом, но я никогда не слышал, чтобы родители совершенно терялись в такой ситуации. Наоборот, можно найти новый смысл в привычке спать рядом с ребенком, если подумать о его психическом и умственном развитии. Например, мама, у которой забот по горло весь день и не хватает времени на общение с ребенком, может по крайней мере полежать с ним рядом, пока он не уснет. В течение этого короткого времени малыш совершенно спокоен и очень восприимчив. Поэтому, если вы не просто будете лежать рядом с ним или еще чего доброго заснете раньше него, а споете ему песенку, это окажет положительное развивающее влияние на ребенка. Можно также предложить не маме, а папе, которого не было целый день, использовать эту возможность пообщаться со своим ребенком.
Никогда не игнорируйте плач ребенка. Игнорировать ребенка хуже, чем баловать его. Детский страх иногда кроется в таких вещах, о которых взрослые и не догадываются. Новорожденный чувствует, когда родители в ссоре. Нервозность родителей заразна. Отец должен чаще общаться со своим ребенком....."
и т.д.
p.s. хорошая книга, одна из немногих именно о детском воспитании и развитии малыша. написана очень легко и понятно.
p.s.s. От издателя "Автор этой удивительно доброй книги считает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он размышляет об огромном влиянии на новорожденных окружающей среды и предлагает простые и понятные приемы обучения, способствующие раннему развитию ребенка. По его мнению, то, что взрослые осваивают с большим трудом, дети выучивают играючи. И главное в этом процессе - вовремя ввести новый опыт. Но только тот, кто рядом с ребенком изо дня в день, может распознать это "вовремя".
Книга адресована всем мамам и папам, которые хотят открыть перед своими маленькими детьми новые прекрасные возможности.
Вот интересно, ПОЧЕМУ поколение наших мам делало и советует нам все с точностью наоборот?! Откуда это взялось? Мне и сейчас даже мои ровесницы говорят не брать ребенка на руки, пусть плачет и т.д. Где у людей логика? Я не читала таких книг, все само пришло, и слава Богу что у меня хватило ума поступать правильно. По поводу родительского вмешательства до детского сада интересно. Эх, были бы люди поумнее, может из одаренных детей и детей-индиго вырастали бы гении, а не обычные посредственные люди. Ученые думают почему такие дети это переростают, а ответ прост: родители. В одном я не согласна, что все рождаются одинаковыми. Я все-таки думаю, что иногда природа наделяет некоторых именно врожденными талантами, и как ты ни старайся, какие методики ни применяй - еще одного Моцарта или Пушкина попробуй вырасти. В этом есть что-то свыше.
да, Жень, про Моцарта и Пушкина согласна) у меня тоже советчиков хватало первоначально - то ГВ чуть не запороли, то на руки не бери, то зачем спишь с ним) спрашиваешь их – почему на руки то не брать?! почему вместе не спать?! – ничего разумного не слышала в ответ) мои базовые инстинкты тоже еще прям в роддоме заработали))) я своего ребенка чувствую очень хорошо)
Я в электронном виде тоже не люблю книги читать, мне важно, чтобы она у меня потом осталась – бумажная и настоящая))), у меня порой закладок в книге больше чем страниц))) люблю подчеркивать и выделять то, что понравилось. Электронные из за этого не люблю)
А эту скачала с интернета и распечатала) сижу читаюююю….
еще только ее постигаю))) очень простым языком написана и легко читается.
Мне близка тема про то, что ребенка на руки чаще брать надо - полезно и про совместный сон)
У меня товарищ жутко ручной, 24 часа только рядом и вместе) где мама - там и Родина )))