ТН "Как на Руси хлеб выращивали"
Тематические дни/занятияВот он хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем- земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Долго я вынашивала эту тему. Искала информацию в интернете, но все было не так и занятия откладывались... Пока я не махнула рукой и не стала импровизировать на ходу.
Каждый день погружения в тему рождал в голове всё больше и больше идей к новым занятиям. Вот что у нас получилось.
Начала я день с показа тематических карточек.
Лексика: пашня, пахота, распахивать, боронить, плуг, пахарь, сеятель, сеять, посев, зерно.
Рассказала о пашне, о посеве зерна.
Под песню "Посею лебеду на берегу" походили мы по квартире и поиграли в сеятелей.
Поговорили о земле, какая она: коричневая, мягкая, рыхлая, плодородная.
Из крышки от коробки стали делать импровизированную пашню.
Выкрасили дно в коричневый цвет.
Пока краска подсыхала поговорили о том кто и чем распахивал пашню. Нашли в закромах несколько лошадей и я в минуту придумала как сделать плуг.
Подсохнувшую поверхность стали залеплять пластилином - готовить почву для посева.
Вика тут же придумала вылепить парочку червячков )))
Плуг я вырезала из пластикового лотка. Ниткой запрягли лошадь, с полки достали картонного крестьянина и принялись пахать землю)))
Пахали и пели: Распашу ль я пашенку )))
Надо сказать что фоном в нашем занятии на скорую руку шли русские народные песни в разном жанре и исполнении.
И вот пашня распахана, принимаемся за посев. Рассказала кому на Руси доставалось столь почётное дело сеять хлеб.
Дома зерна не окозалось и мы решили засеять поле тем, что было под рукой.
Вика тут же придумала накормить утку горохом и приобщить её к посеву))
И вот поле засеяно. Будем ждать урожай)))
После дневного сна съездили на ближайшее поле с рожью. Рассматривали колоски и немного нарвали домой для занятий.
На следующий день я провела маленькую беседу о вчерашнем дне. Показывала тематические раскраски и задавала вопросы по картинке. Потом мы их раскрашивали вначале карандашами, потом фломастерами.
В качестве разминки рассказали и показали стих с жестами:
Мы маленькие зерна , сидим пока в земле, ( сидим на коленках головы опущены, руки сложены)
Вот солнце пригревает ( потихоньку поднимаемся, руки тянем вверх)
И мы растем в тепле ( встаем на носочки,тянемся ещё выше)
Боимся непогоды ( наклоны в стороны)
Грозы, дождя и вьюг. (рывки руками, раскачиваемся из стороны в сторону)
Из зерен вырастают колосья там и тут. ( прыжки на 2х ногах)
Потом рассмотрели колосья которые принесли с поля. Я сделала маленький цеп из двух палочек и мы пробовали молотить. Рассматривали тематические картинки.
Ввели новые слова: жатва, зажинки, сбор хлеба, жнецы, коса, серп, нива, молотьба, обмолот зерна, сноп, цеп и другие.
После дневного сна мы сделали аппликацию - поделку "Колосок".
Работа оказалась для нашего возраста 3,6 л. и 3,9 л. сложной. Викулин интерес быстро угас, она работала только в начале и в самом конце. Тёмыч помогал долго, радует его усидчивость. Основную работу делала я.
Третий день.
Всё что написала пропало безвозвратно((((((((((( Теперь буду кратка.
Утром приготовила солёное тесто для занятий. Немного поиграли с ним: потыкали пальчиками, наделали колобков - членов нашей семьи.
Вспомнили о нашей коробке пашне. Для мелкой моторики попросила вытащить щипцами и пальчиками горох и фасоль.
Потом из солёного теста делали колбаски и вновь покрывали дно коробки. Делали дно толстым. Красили в цвет земли коричневой краской.
К концу августа поле всё заколосилось. Вспомнили о нашей недавней прогулке на поле и попробовали повторить, но уже в нашей чудо коробочке.
Работали с ножницами - обрезали колоски и втыкали и втыкали их в "землю".
Далее рассматривали тематические карточки, цеп и пробовали обмолачивать колоски.
Попробовали себя в роли косарей и жатвенников. Повторяли движения под музыку.
А дальше было самое интересное.Мы учись получать муку из зёрен.
Вначале пробовали камешки-жернова, но такое занятие оказалось очень сложным...
Тогда в ход пошла домашняя "мельница" она же ручная кофемолка)))
Викуля "скрипела" но продолжала крутить ручку)))
Но и это ещё не всё))
Дальше мы просеивали муку, потом я дала для сенсорики мисочку с покупной мукой и мы еще немного поиграли.
Обсудили какая мука: мягкая, белая, рассыпчатая, вкусная.
Для закрепления материала в самомо конце Вику и Тёму ждала дидактическая игра: "Разложи по порядку"
Вот такое настоящее и далеко уже не детское занятие у нас получилось.
Четвёртый день.
Мы играли с солёным тестом (фото увы((( нет). Делали разные фигурки из формочек, а на полдник пекли оладушки)
Лексический словарь дня:
хлеб, хлебороб, мельник, мука, пекарь, тесто, булка, сдоба; - прилагательные: золотой, усатый, тяжелый, белый, свежий, ржаной, вкусный, сдобный, пшеничный, мягкий, полезный, душистый, ароматный, пропеченный, ржаной, пышный, пахучий, аппетитный, сухой, свежий, хрустящий, поджаристый, поджаренный, черствый; глаголы: месить, печь.
Ещё раз поговорили на тему «Откуда хлеб пришел?»
Где выпекали хлеб? - ... (В печи.)
Из чего? - ... (Из муки.)
Из чего мука? - ... (Из зерна.)
Откуда зерно? - ... (Из колоса пшеницы.)
Откуда пшеница? - ... (Выросла в поле.)
Кто ее посеял? - ... (Хлеборобы, Сеятели.)
Всю неделю мы смотрели разное видео, здесь подборка.
Мультфильм "Колосок"
Поговорили о сказке, о её героях, о том что каждому досталось за его труд.
Еще выложу нашу любимую песенку с жестами. Мы теперь её поём везде и дома и на прогулках))