Пиештяны (Словакия). Велосипедные зарисовки.
Круизы морские и речные.Я трепетно отношусь к великам с детства, и, как только научилась ездить - не слезала до тех пор пока они у нас в семье водились:) Мы жили в подмосковном городе и довольно часто катались и на прогулки, и в магазины (самый-самый трюк - поездка за молоком в бидонах, помните еще такие?:), и по делам, и даже, помню, на "дачу", которая была на приличном удалении от города. Другие счастливцы туда прикатывались на машинах, мы же, накрутив педалями фик знает сколько раз, приезжали, перекусывали, быстренько что-то делали и уезжали обратно. Именно отсутствие машины при наличии земли под фазенду и стало поворотным моментом: и велики у нас потихоньку перевелись, и землю мы в итоге продали. Но я хотела вообще-то о другом... по-новому полюбить велосипеды и загореться желанием их иметь и пользоваться можно сейчас, пожалуй, либо в районах мегаполисов где все для этого создается (дорожки, абсолютно продуманные въезды, заезды и съезды, знаки, отношение граждан, символика и прочее), либо в цивилизованных странах. Мне оказался доступнее второй вариант, европейский. Нам довелось пожить продолжительное время в курортном городе Пиештяны, на западе Словакии, и там я полностью насладилась и велосипедом, и прогулками, и отношением к великам как к транспортному средству, так и к велосипедистам разных возрастов (далее много фото)
Первое, что меня зацепило еще зимой: на велосипедах в городе ездят все или почти все. И здорово, что даже зимой великами утыканы все стояночные места у костелов, супермаркетов, гостиниц, школ, детских площадок, книжных магазинов, кафе, баров, ресторанов, музеев, в начале и конце пеших зон и у многих подъездов в том числе. Но зимой мы приехали на пару недель всего и многое осталось за кадром. Зато весной, когда прибыли уже на подольше, и я сама влилась в эту струю после приобретения хорошего велосипеда, на котором ездил муж, или я, или мы по очереди с ребенком, и я снова вспомнила как это здорово и удобно.
Наш транспорт, вначале купленный как просто велосипед и обросший позже детским креслом и корзиной для сумок/беговела. Часто, посадив сына сзади, спереди беговел, мы уезжали еще дальше, чем катались каждый день.
В Пиештянах (впрочем, в Словакии в целом и соседних Польше, Чехии, Германии и Австрии) на велосипеде принято ездить по автомобильным дорогам, наравне со всеми машинами, которые следуют своими маршрутами. Правда, раз уж ты выехал на дорогу - будь добр соблюдай все знаки и правила дорожного движения: за это к тебе будет соответствующее отношение. И автомобилисты, и велосипедисты равно уважительно относятся друг к другу и я ни разу не заметила недовольства или нервных гудков в сторону велосипедистов со стороны автолюбителей или сдавливания их на обочину. Наоборот, любая машина берет всегда чуть левее от каждого велосипедиста, да я и сама, будучи уже за рулем, притормаживала или, включая указатели, объезжала одного или группу велопутешественников. Кстати говоря, не только велосипедам "зеленый свет" на автодороге: также вольготно себя ощущают и роллеры, и досочники, хотя их процент, конечно, совсем ничтожен по сравнению с двухколесными; им чаще всего просто удобнее ехать по проезжей части в силу того, что тротуары в плитке. Для роллеров иногда полагаются отдельные от велосипедов дорожки, для еще бОльшего комфорта перемещения.
Незадолго до этого я сдала на права, стала активно водить и первое время на велике дергалась, хотя, втайне радовалась тому, что хоть понимаю что пишут на знаках:)))) Помню, очень неловко себя ощутила в первый день, оказавшись на тротуаре верхом на велосипеде, пока была робость съехать на проезжую часть, с непривычки; казалось, в тот момент на меня смотрели все пешеходы, всерьез недоумевая почему я еду среди них. В тот момент стало, и правда, очень неловко за себя и я свернула к машинам, вдохнув и выдохнув:) Уже после пары поездок стало совершенно естественно показывать рукой направление поворота, тормозить вместе со всеми машинами на светофоре, стартуя с ними же при включении зеленого или стрелки на поворот и радоваться тому, что когда я еду по главной, то МНЕ уступают машины, двигающиеся с прилегающей дороги.
В городе и окрестностях сделано все или почти все для того, чтобы велосипедисты чувствовали себя комфортно, безопасно, получали наслаждение от отдыха и перемещения, а также могли оставить надолго велосипед и пойти отдохнуть и купить что-то:
- знаки;
- дорожки;
- многочисленные дороги и тропинки, парки и дальние маршруты с конечными пунктами и местами для отдыха и релаксации;
и стоянки.
Можно проехаться почти в любое время суток неспеша или разогнавшись насколько позволяют ТХ велосипеда по многочисленным дорогам, дорожкам парков города или уехать за несколько десятков километров, минуя не одну деревню (которые и деревнями-то сложно назвать, скорее, по нашим меркам это поселки класса люкс, которые у нас обычно за заборами и в охране) за город и все это время ощущать комфорт передвижения, предавшись напитанному ароматами разнотравья и цветущих деревьев воздуха, солнцу, ветру и безмятежности на фоне величественных гор, в сизой дымке вдалеке.
Меня каждый день по-хорошему умиляли женщины в годах, которые с раннего утра, одевшись очень просто, но аккуратно, прихватив корзиночки, садились на велосипеды и приезжали в супермаркеты или на рынки за свежими овощами-фруктами или за очередными покупками. Именно в этих ухоженных пенсионерах чувствуется та самая европейская неспешность и опрятность. Там (все время хочу написать "здесь", не успев еще отвыкнуть) является нормой отвезти или привезти ребенка в детский сад на велосипеде, а также, прихватив его в выходные, уехать куда-то за пределы города попутешествовать и посмотреть живописные окрестности или достопримечательности, что и мы сами делали не раз со своими новыми знакомыми, которых по счастливой случайности нашли там. Мамы и дети разных возрастов приезжают на детские площадки не только с колясками, но и на велосипедах с сиденьем для малышей, которые крепятся спереди или сзади. Такой же нормой для всех является и приезд на службу по выходным или праздникам в костелы на велосипеде. Про кафе и рестораны я уже упомянула: при каждом магазине или заведении, а также возле многих домов, как правило, есть стойка на несколько велосипедов посетителей.
Это жители приехали в выходной день на службу в один из костелов.
Здесь нормально увидеть женщину или девушку, едущую на велосипеде в юбке или платье... или в офисной одежде. Да что там женщины... наш сосед-словак, который, к счастью, говорит по-русски, также надевал костюм-галстук и ехал на работу на обычном велосипеде, оставляя машину у дома. На великах и школьники, и рабочие, и пенсионеры, и служащие, и многочисленные разноговорящие туристы, арендующие велосипеды на прокат на день или на весь свой заезд. Велосипедный парк словаков разношерстный: кто-то пользуется очень хорошими моделями, кто-то ездит на разбитых а-ля наших старых КАМАх, кто-то оставляет велики на стоянке, пристегивая их замками через колесо к стойкам, а кто-то ставит у подъезда без замков, понимая, что менталитет не позволит взять чужое или просто надеясь, что в таком состоянии он никого не прельстит.
Стоит ли говорить, что в городе нет ни пробок, ни заторов, ни мега-трафика, ни загазованности? Думаю, излишне...
Впрочем, Пиештяны - не столица, а бальнеологический курорт, но такая ситуация с велосипедами характерна для большинства европейских городов.
Повсюду слышны неумолкающие трели птиц, по главной улице можно идти неспеша, тихо разговаривая и рассматривая людей, дома, неброские, но очень привлекательные витрины, чистые машины. Хотя, про чистые улицы и машины в другой категории:)